Горбунов Иван Федорович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Горбунов, Иван Федорович

Горбунов Иван Федорович


Горбунов Иван Федорович (1831-1895)


— актер и рассказчик сцен из народного быта. Род. в половине 30-х годов. В 1853 г. H. В. Берг ввел его в литературный кружок A. Н. Островского, А. А. Григорьева и редакции "Москвитянина". В 1854 г. он дебютировал на сцене московского Малого театра, в 1855 г. — на сцене петербургского Александринского театра и с тех пор исполняет народные и купеческие бытовые роли; особенным успехом пользовался в ролях репертуара Островского: Кудряша ("Гроза"), Афони ("Грех да беда"), Ипполита ("Не все коту"), Иннокентия ("Сердце не камень") и др. Г. получил широкую известность как автор и рассказчик сцен из народного быта, соединяющих в себе знание народной жизни, бытовых типов с истинным юмором. Большою известностью пользуется также созданный (устно) Г. в более тесных собраниях тип "генерала Дитятина", которому не нравятся современные порядки, упадок почтительности и т. д. На литературном поприще выступил в 1853 г. в "Отечественных записках" рассказом "Просто случай"; затем принимал участие в "Искре", "Современнике", "Общезанимательном вестнике", "Русск. вестн.", "Русск. стар.", "С.-Петерб. вед.", "Нов. вр." и др., выказывая не только знакомство c современно-бытовыми особенностями, но и обширные знания в области русского языка и быта времен минувших. Благодаря его инициативе и энергическому содействию образовалась в артистическом фойе Александринского театра обширная коллекция портретов, автографов, афиш и др. предметов, относящихся к историческому прошлому русского театра. В настоящее время Г. начал печатать в журналах отрывки из обширного труда "Драматические деятели, в биографиях, от основания русского театра до нашего времени".


Д. К—в.


{Брокгауз}





Горбунов, Иван Федорович (дополнение к статье)


— актер и рассказчик; умер в 1895 г.


{Брокгауз}





Горбунов, Иван Федорович


[1831—1895] — автор сцен из быта городского мещанства и крестьянства последней трети XIX в., рассказчик и актер. Биография Г., сына помещичьего дворового, тесно сплетается с разночинскими группами 60-х гг. Особенное значение имело для Г. его сближение [1853] с "молодой редакцией" славянофильского "Москвитянина". Рассказы и сцены Г. целиком входят в общий стиль мелкобуржуазного натурализма 60-х гг. Подобно многим писателям своего времени, Г. преимущественно оперирует материалом из буржуазного и крестьянского быта: "безответственные" пред "законом" станового крестьяне, забитые "мастеровые", мещане и купцы периода первоначального накопления — вот основные персонажи его творчества. Эту среду Г. дает преимущественно в ее внешних комических проявлениях, не вдаваясь в анализ ее внутренних социальных процессов. Для слушателей Г. — особенно "высшего общества" столиц — его мещанские персонажи были своеобразной "экзотикой". В мастерской устной передаче Г. большой популярностью пользовался еще тип отставного генерала Дйтятина — николаевского служаки, откликающегося со своей архаической точки зрения на текущие события.



Библиография: I. При жизни Г. вышло 8 изданий его "Сцен из народного быта" (первое — СПб., 1861). Наиболее полное собр. сочин. Г. — изд. Комиссии при Комитете О-ва любителей древней письменности, СПб., т. I, 1902; т. II, 1904; т. III, 1907. Более распространено собр. сочин. Г. под ред. Кони А. Ф., изд. Маркса, в 2 тт., СПб., 1901 и в том же изд. прилож. к "Ниве" за 1904.


II. Ряд основных материалов о Г. дан в 3 т. указан, собр. сочин. Г., изд. О-ва любителей древней письменности. Подробный очерк о Г. — Кони А. Ф. см. там же и в изд. Маркса. О типе генерала Дитятина см. ст. Шереметева П., Артист-народник, в 3 т. изд. О-ва; см. также "Исторический вестник", 1896, кн. 2, в "Русской старине", 1883, кн. 12 и др. О Г.-рассказчике см. еще Кугель А. Р., Литературные воспоминания, П., 1924, стр. 156—157.


M. Л.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Горбунов Иван Федорович

Горбунов, Иван Федорович - знаток народного быта, известный рассказчик, писатель и драматический артист (1831 - 24 декабря 1895 г.), родился в Московском уезде в семье дворового человека помещицы Баташевой , учился в московской 3-й гимназии, но вышел из 6-го класса, посещал затем университет и самостоятельно изучал русскую историю и древнюю письменность. Знакомство, в начале пятидесятых годов, с молодой редакцией ""Москвитянина"", имевшего на него большое влияние, побудило его записывать свои наблюдения над сценами из народной жизни. Писемский и Тургенев , слышавшие его устные рассказы, уговорили его переселиться в Петербург, где в нем принял большое участие князь В.Ф. Одоевский , представивший его великой княжне Елене Павловне , которая помогла ему поступить на сцену Александринского театра. Как драматический артист, он выделился лишь в немногих ролях (например, Кудряша в ""Грозе"", Афони в ""Грех да беда"" и других пьесах Островского ), но как рассказчик был своеобразным и чутким художником, умевшим возбуждать неудержимый смех и в то же время избегать всего пошлого, банального, подражательного и избитого. Русская жизнь и русский человек в его рассказах представлены в самых разнородных сочетаниях, всегда не только правдоподобных, но поражающих своей верностью во всех отношениях. Поверия и обычаи русских людей, их доброта и их слабости, проявления их душевной теплоты, а подчас и нравственного падения, их отношение к власти, к суду, к церкви и науке, - будни и праздники, скорби и трагедии их существования, - сменяя друг друга и переплетаясь между собой, проходят пестрой вереницей в его рассказах. Любовь к русскому человеку, несмотря на трезвый взгляд на его слабости и недостатки, теплится и сквозит в этих рассказах. Не закрывая глаз на неприглядные стороны русской жизни, резко оттеняя внутренние противоречия и ""безобразия"", которыми иногда проявляет себя русский человек, Горбунов не забывает про тяжелые исторические условия, оставившие, даже и отойдя в область прошедшего, свой след на нравственном складе и многих сторонах ""поведения"" этого человека. Крепостное право и дореформенное бессудие наряду со стремительностью и непосредственностью начальственной расправы, тяжкая многолетняя военная служба и мрак невежества, не только не рассеиваемый, но иногда любовно оберегаемый, находят себе место во многих рассказах Горбунова. В области общественной жизни, публичных развлечений и различных торжеств творчество Горбунова и его способность подметить, в юмористической форме, выдающиеся внутренние моменты, находила себе обильную пищу. Таковы описания им фантастического заседания уездного земского собрания по вопросу о прибавке к жалованию станового пристава ста рублей, заседания ""Общего собрания общества прикосновения к чужой собственности"" - чествования в Москве в 1866 г. американских моряков и т. п. Некоторые из рассказов Горбунова так же, как и отдельные его выражения, как, например: ""от хорошей жизни не полетишь"" (в рассказе ""Воздушный шар"") - приобрели громкую известность. Таковы: ""Безответный"", ""Нана"", ""Затмение солнца"", ""У квартального надзирателя"", ""С легкой руки"", ""Травиата"". Особняком от созданных им типов и фигур стоял в его рассказах отставной генерал Дитятин. Горбунову пришла счастливая мысль дать живое изображение отставного военного николаевских времен, окаменевшего в своем миросозерцании, прочно установившегося в своих наполовину бессознательных взглядах и чувствах, окруженного со всех сторон изменившейся действительностью, на проявление которой ему невольно приходилось отзываться по-своему. Из рассказов Горбунова постепенно создался образ, разработанный с особой любовью и тончайшей наблюдательностью. Мало-помалу генерал Дитятин в лице Горбунова сделался любимым посетителем всех кружков и собраний, в которых участвовал последний. Речь генерала, полная своеобразных указаний на историю и положение нашей литературы, сказанная в 1880 г. на литературном обеде, данном ""отставному коллежскому секретарю Ивану Тургеневу"", представляла своего рода совершенство и пользовалась чрезвычайной популярностью в литературных кругах. Живая наблюдательность Горбунова и его способность всматриваться во внутреннее содержание явлений русской жизни, влагая его в яркое изображение, не ограничивались настоящим и недавним прошлым, но заставляли его представлять себе и далекое прошлое в выпуклых и жизненных образах. К изображениям недавнего прошлого принадлежат превосходные и довольно обширные очерки и рассказы ""Из московского захолустья"", ""Мысли на парадном подъезде"", ""Забытый дом"" и ""Дневник дворецкого"", а также в ""Сказании о некотором зайце"", вымышленная переписка между архимандритом Фотием и князем А.Н. Голицыным, ярко рисующая печальное время сочетания воедино аракчеевщины, лицемерия, сентиментального бездушия и мистицизма. Знаток бытовой истории древней Руси, Горбунов в таком совершенстве владел языком XVII и XVIII веков, что ученый исследователь старины Савваитов счел ""Письмо из Емса"", написанное языком XVII века, за копию подлинного статейного списка. В письмах, грамотах и челобитных, написанных старым языком, Горбунов поражает не только знанием бытовой истории и способа выражений, но и способностью глубоко войти в соответствующее времени миросозерцание царского воеводы, посланного за границу боярина, дьяка приказа разбойных и татебных дел, верхового скомороха (т. е. актера). Так, например, умел он описать победу генерал-лейтенанта Комарова над афганцами на Кушке (18 марта 1885 г.), или в царской грамоте ""окольничему нашему Анатолию Феодоровичу"" подробно изложить весь ход современного уголовного процесса с участием присяжных заседателей с точки зрения и в пределах понимания русского человека второй половины XVII столетия. Живо интересуясь историей театра, Горбунов посвятил ей одиннадцать очерков, разработанных по редким и многочисленным источникам, подвергнутым им строгому критическому разбору. Знакомство с рассказами и очерками Горбунова во всей их совокупности заставляет видеть в нем не только ценного бытописателя и неподражаемого юмориста на почве окружавшей его действительности, но и человека, в творениях которого ""сквозь видный миру смех"" слышатся, если не ""невидимые слезы"", то, во всяком случае, скорбь сердца, любящего свой народ и болеющего за него. Сочинения Горбунова изданы им при жизни дважды, а после его кончины вместе с ненапечатанными дотоле произведениями вошли в посмертное издание, сделанное А.Ф. Марксом . Кроме того, графом П.С. Шереметевым они изданы в роскошном виде с иллюстрациями русских художников. Личные воспоминания о Горбунове Т.И. Филиппова , А.Ф. Кони и графа П.С. Шереметева, напечатанные в ""Новом Времени"", в ""Вестнике Европы"" и изданные отдельно, содержат в себе подробные сведения о личности Горбунова и ее характеристику. А. Ф. К.

Источник: Биографический словарь. 2008