— один из первых иностр. учителей и вдохновителей Петра В. на создание регуляр. армии; род. в Шотландии 31 мая 1635 г. и происходил по прямой линии (графы Эбердин) от Карла II. 16 л. покинул родину и поступил в Браусборгскую коллегию в Данциге, по окончании которой в июле 1655 г. поступил на службу в швед. войска. Взятый в плен поляками в сраж. под Варшавой, Г. перешел на польск. службу и сражался с татарами и русскими. Наш посол в Варшаве Леонтьев обратил внимание на дарования Г. и уговорил его вступить в рус. службу. 2 окт. 1661 г. Г. прибыл в Москву, был зачислен майором в инозем. приказ, затем переведен в полк инозем. строя Крауфорда подполк., в 1665 г. произведен в полк. и в 1668 г. "по государевым делам" послан в Англию, затем нес службу на Украине, в 1671 г. ходил с полком на усмирение бунтовавших казаков в Новосколе, в 1673—1675 гг. участвовал в воен. действиях против Дорошенко, в 1677 г. был в первом Чигирин. походе и особенно отличился своими работами по устройству предмост. укрепления при Бужинской переправе, но особен. доблесть проявил обороной Чигирина (с 9 июля по 11 авг. 1678 г.), за что и был произведен в генерал-майоры. По окончании войны он был назначен в Киев и занялся его укреплением. Произведенный в 1683 г. в г.-л., Г. навлек на себя неудовольствие временщика кн. В. В. Голицына и был разжалован им в прап., но скоро восстановлен в прежн. чине с назначением командиром 2-го выборного Бутырского полка. Блестящий смотр, произведенный юным Петром этому полку 3 фвр. 1687 г., зародил в нем симпатии к Г. Более же серьез. сближению с ним Петра способствовали события 1689 г., приведшие к падению царевны Софьи. 4 снт. 1689 г. в нем. слободе была получена царская грамота, в которой Петр требовал прибытия к нему в Троицко-Сергиевскую лавру инозем. генералов и офицеров. Г., как старший из иностр. офицеров, правильно учитывая полит. момент, счел обязательным для всех иноземцев идти в лавру, как бы ни отнеслись к этому царевна Софья и кн. В. В. Голицын. Но, приняв такое решение, Г. в то же время признал необходимым, в порядке службы, объявить о царском указе кн. Голицыну и просить формал. предписания для следования в лавру. Смущенный Голицын ответил, что он покажет грамоту старшему Царю и Царевне и тогда скажет, что делать. Г. возразил, что когда Царю и его семейству грозит опасность, то начальник д. исполнять долг присяги, хотя бы и не получил приказа от высшего начальства. Ввиду этого, не дождавшись до вечера ответа от Голицына, Г. с Бутырским п., частью 1-го выбор. солдат. полка и со всеми инозем. офицерами отправился в лавру, куда и прибыл на др. день. Благодаря этому Петр одержал успех без пролития единой капли крови, что заставило его с особой признат-стью относиться к Г., и после Троицкого пох. Г. становится во главе руков-лей всеми воен. занятиями Петра. К этому времени Г. было уже 54 г. Он обладал зрелым умом, больш. воен. познаниями, имел богатый боев. опыт, умел держать войсков. части в строгой дисц-не, был распорядителен и храбр, но в то же время предусмотрителен, осторожен и скромен. Свои воен. практич. знания Г. поддерживал и освежал изучением разл. воен. сочинений по артиллерии, фортификации, устройству и образу действий войск в разн. государствах. Обладая во всех отношениях высок. нравств. качествами, Г. был любим и уважаем не только обитателями Немец. слободы в Москве, но и многими из рус. знати. Занятия с Царем ведутся им уже по изв. системе. Прежде всего Г. ведет с Царем спец. беседы. Для этих бесед он в течение янв. и фвр. 1690 г. часто ездит в Преображенское, а Царь, в свою очередь, навещает Г. Беседы касаются вопросов устройства, содержания и вооружения войск за границей, а равно образа действия войск и способа их употребления. Второй отдел занятий составляли учения, заключавшиеся в обычн. проделывании приемов с мушкетами и копьями, в стрельбе и в разн. рода построениях. На этих учениях особ. внимание обращалось Г. на стрельбу в цель и на действие гренадер, которых он завел (1 роту) в своем полку. Учения отдел. полков перешли затем в учения всех выбор. полков, а отдел. упражнения пехоты — в совмест. упражнения пехоты с конницей. Венцом занятий Г. с Петром были маневры. Между всеми ученьями, маневрами и беседами царствен. ученика с иноземцем-учителем существовала тесная связь. Особенно значит. маневры были устроены в 1691 и 1692 гг., а в 1694 г. при участии того же Г. организуется грандиоз. Кожуховский маневр. Будучи человеком опытным и знающим воен. дело, Г. все же не мог дать Петру правил. теоретич. строго-науч. образования. Беседы его имели скорее справоч. характер, а все занятия были исключительно практические. Тем не менее знающий, уравновешенный и осторожный Г. применял правил. метод в практич. занятиях, много способствовал развитию у Царя выдержки и осмотрит-сти при решении вопросов воен. дела, требовавших основат. знакомства с техникой. В 1695 и 1696 гг. Г. принимал участие в осаде Азова, где на него были возложены осад. работы. В 1696 г., 18 июля, отряд Г., состоявший из выбор. солдатских и "потешных" полков, встретил у Вознесен. мон-ря возмутившихся стрельцов и толпы бунтовщиков из черни и нанес им полн. поражение. Г. умер в 1699 г., не дожив до начала реформ армии. Он оставил дневник в 3 том. на англ. яз.; часть его утеряна. Этот дневник в 1849—1852 гг. был переведен на нем. яз. кн. Оболенским и Поссельтом и издан в СПб. под заглавием "Tagebuch des Gen. Pat. Gordon" (Баиов. Курс истории рус. воен. искусства. СПб., 1909; Бобровский. Царь Петр Алексеевич и воен. школа 4 первых регул. полков в России, 1690—1699 гг., СПб., 1892; Брикнер. Патрик Гордон и его дневник. СПб., 1878).
{Воен. энц.}