ГОРДОСТЬ
ГОРДОСТЬ
Качество, свойство человека, выражающееся чувством удовольствия от собственной значимости. Гордый, прил – сознающий свое превосходство, надутый, зазнающийся, надменный, спесивый.
Источник: Основы православной культуры. 2011
ГОРДОСТЬ
(гордынЯ) – в христианстве один из основных человеческих пороков.
В Евангелии от Марка (см. Мк. 7, 21-23) гордость указывается среди 12 злых помыслов, которые «извнутрь, из сердца человеческого, исходят». Апостол Павел включает гордость в число множества пороков, которые овладеют греховными людьми в последние дни (см. 2 Тим. 3, 1-9), людьми, отпавшими от Бога, не исполняющими данного Им закона (см. Рим. 1, 30). Против гордости предостерегает в соборном Послании апостол Иоанн Богослов (см. 1 Ин. 2, 16), и апостол Иаков в соборном Послании также увещевает гордых: вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло (Иак. 4, 16). Свт. Иоанн Златоуст ставит гордость на первое место: от нее происходят и зависть, и ненависть, и гнев – гордый одержим всеми этими страстями; гордость – первое побуждение ко злу, а возможно, «и корень и основание»: сколько ни совершали бы мы добрых дел, этот порок не позволяет им укрепиться в нас. Прп. Иоанн Лествичник также считает гордость основой всех страстей.
Гордость свидетельствует о высшей степени падения человека в религиозном и этическом отношениях. Однако только на высшей ступени развития этого порока особенно явно выступает религиозное противление Богу, на начальной же ступени она касается ближайшим образом людей. Гордыня есть отступление от Бога, отвержение Божией помощи, упование на собственные силы. Первые люди впали в грех от гордости, возжелав быть равными Богу, за это они лишились того, что имели. По причине гордыни Люцифер, который был так назван за превосходство блеска и красоты своей, был низвержен с небес и ниспал в преисподнюю, из Архангела он сделался диаволом. Гордость зарождается неприметно. Гордый человек не признает никаких коренных недостатков в себе, а если и осознает их, то виновным себя не считает. Такой человек полагает, что и в познании и в деятельности он может обойтись собственными средствами, единственным критерием для его мыслей, настроения и действия является тот, который он устанавливает сам.
Плотская гордыня характеризуется следующими признаками: в разговоре – крикливостью, в молчании – досадой, в веселии – громким смехом, в ответе – строптивостью, в речи – безрассудством, она сопровождается нетерпением, чужда любви, дерзка в оскорблениях, а в перенесении их малодушна, не признает повиновения, увещания, всегда готова настаивать на своем мнении. По таким проявлениям можно распознать возникновение гордости и подавить ее в самом начале.
В той или иной форме, особенно смягченной, грех гордыни очень распространен: даже верующий в Бога человек, сознающий, что он создан Творцом всего и что все от Бога, часто считает, что своими достижениями он обязан только самому себе и это его собственные заслуги, – таким образом рождается в нем самолюбие, честолюбие, тщеславие. Духовная гордость овладевает немногими. Она искушает тех, кто победил все предыдущие пороки и почти достиг вершины добродетели. Преобладание высокомерия в человеке приводит к тому, что вся его жизнь делается нечистой, даже если подвизался он в целомудрии, девстве, постничестве, молитвах, милостыне и других добродетелях.
В Евангелии от Марка (см. Мк. 7, 21-23) гордость указывается среди 12 злых помыслов, которые «извнутрь, из сердца человеческого, исходят». Апостол Павел включает гордость в число множества пороков, которые овладеют греховными людьми в последние дни (см. 2 Тим. 3, 1-9), людьми, отпавшими от Бога, не исполняющими данного Им закона (см. Рим. 1, 30). Против гордости предостерегает в соборном Послании апостол Иоанн Богослов (см. 1 Ин. 2, 16), и апостол Иаков в соборном Послании также увещевает гордых: вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло (Иак. 4, 16). Свт. Иоанн Златоуст ставит гордость на первое место: от нее происходят и зависть, и ненависть, и гнев – гордый одержим всеми этими страстями; гордость – первое побуждение ко злу, а возможно, «и корень и основание»: сколько ни совершали бы мы добрых дел, этот порок не позволяет им укрепиться в нас. Прп. Иоанн Лествичник также считает гордость основой всех страстей.
Гордость свидетельствует о высшей степени падения человека в религиозном и этическом отношениях. Однако только на высшей ступени развития этого порока особенно явно выступает религиозное противление Богу, на начальной же ступени она касается ближайшим образом людей. Гордыня есть отступление от Бога, отвержение Божией помощи, упование на собственные силы. Первые люди впали в грех от гордости, возжелав быть равными Богу, за это они лишились того, что имели. По причине гордыни Люцифер, который был так назван за превосходство блеска и красоты своей, был низвержен с небес и ниспал в преисподнюю, из Архангела он сделался диаволом. Гордость зарождается неприметно. Гордый человек не признает никаких коренных недостатков в себе, а если и осознает их, то виновным себя не считает. Такой человек полагает, что и в познании и в деятельности он может обойтись собственными средствами, единственным критерием для его мыслей, настроения и действия является тот, который он устанавливает сам.
Плотская гордыня характеризуется следующими признаками: в разговоре – крикливостью, в молчании – досадой, в веселии – громким смехом, в ответе – строптивостью, в речи – безрассудством, она сопровождается нетерпением, чужда любви, дерзка в оскорблениях, а в перенесении их малодушна, не признает повиновения, увещания, всегда готова настаивать на своем мнении. По таким проявлениям можно распознать возникновение гордости и подавить ее в самом начале.
В той или иной форме, особенно смягченной, грех гордыни очень распространен: даже верующий в Бога человек, сознающий, что он создан Творцом всего и что все от Бога, часто считает, что своими достижениями он обязан только самому себе и это его собственные заслуги, – таким образом рождается в нем самолюбие, честолюбие, тщеславие. Духовная гордость овладевает немногими. Она искушает тех, кто победил все предыдущие пороки и почти достиг вершины добродетели. Преобладание высокомерия в человеке приводит к тому, что вся его жизнь делается нечистой, даже если подвизался он в целомудрии, девстве, постничестве, молитвах, милостыне и других добродетелях.
Источник: Православие. Словарь-справочник.