(1880-е гг., Москва — после 1937) — арт. оперы (драм. баритон). Засл. арт. РСФСР (1934). Род. в семье повара. Пению обучался у С. Гарденина. В 1914 дебютировал на сцене моск. Оперы С. Зимина (т-р Солодовникова). После 1917 был одним из инициаторов открытия "Оперы Моск. Совета рабочих депутатов". Выступал в Казани, Москве (Большой т-р), Баку, Тифлисе (1930), Киеве, Одессе, Свердловске (1931—32, 1933—37). Один год жил в Италии и Германии. Репертуар певца включал 51 партию.
1-й исп. партий: Тысяцкого ("Кудеяр"); в Тифлисе — Кленова ("Прорыв"); в Свердловске — Митьки Коршунова ("Тихий Дон"). Лучшие партии: Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского), Томский, Риголетто, Амонасро, Тельрамунд, Митька Коршунов, Нагульнов. Др. партии: Князь Игорь, Шакловитый, Демон ("Демон" A. Рубинштейна), Эгист ("Орестея"), Грязной, Златогор, Троекуров; Валентин ("Фауст"), Скарпиа, Эскамилио, Тонио. Партнеры: М. Максакова, Ф. Мухтарова, Н. Топчий, А. Ульянов, B. Ухов, Ф. Шаляпин. Пел п/у А. Мелик-Пашаева, А. Павлова-Арбенина, Ю. Славинского.
Соч.: Пятьдесят первая // Уральский рабочий (Свердловск). 1936. № 260. С. 3.
Лит.: Исааков Ю. Юбилей крупного мастера сцены // Уральский рабочий (Свердловск). 1934. № 295. С. 4; Келлер И. Минувшее проходит предо мною // Урал (Свердловск). 1972. № 4. С. 140; Дольский А. Как пели герои Шолохова // Там же. 1975. № 1. С. 157, 161.