(Горяинов, Горяйнов — сцен. псевд.; наст. фам., имя и отчество Герценштейн Сухер Срулевич), (Одесса — ?) — арт. оперы (бас), режиссер и антрепренер. Пению обучался у М. Полли и К. Эверарди. В 1892 дебютировал на оперной сцене в Екатеринославле, затем выступал в Киеве, Харькове, Петербурге (т-р "Аркадия", оперное товарищество М. Максакова, 1899—1900; Новый летний т-р "Олимпия", 1902—05), Тифлисе (1900—02). В сезонах 1902/03 солист петерб. Мариинского т-ра, в 1903/04 — моск. Большого т-ра. Позднее пел в Иркутске (1904—05), Казани (1906), Харькове (1906—07, антр. М. Максакова). В 1909 организовал вместе с С. Гецевичем оперную труппу "Кривое зеркало", с к-рой гастролировал в Н. Новгороде, Рыбинске, Елисаветграде и др. городах, где ставил "Жизнь за царя" М. Глинки, "Демона" А. Рубинштейна, "Евгения Онегина", "Пиковую даму", "Орлеанскую деву", "Фауста". Обладал обширным по диапазону голосом красивого неск. суховатого тембра, хорошей вокальной школой и сцен. дарованием.
1-й исп. партий: Котрони ("Горный сокол"), Пушкары ("Наль и Дамаянти"); в Москве — Нурабада ("Искатели жемчуга"), в Саратове — Рене ("Иоланта"); на рус. сцене — Пандольфа ("Золушка" Ж. Массне). Лучшие партии. Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Варлаам, Олоферн, Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Лоренцо ("Ромео и Джульетта"). "Горяйнов — твердый репертуарный певец и особенно интересен своим разнообразием — контрастами настроений; иногда он трогает до слез (в "Русалке", например, и в "Гугенотах") и смешит тоже до слез (Варлаам и Дон Базилио). (Театр и искусство. 1907. № 47. С. 787). Др. партии: Фарлаф, Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Малюта Скуратов ("Царская невеста"), Гремин, Кончак, Андрей Дубровский; Лепорелло ("Дон Жуан"), Марсель ("Гугеноты"), Мефистофель ("Фауст"), Кардинал ("Жидовка"), Фарнер ("Зигфрид"), Цунига, Коллен. Партнеры: А. Борисенко. О. Куза-Покассовская, Ф. Литвин, А. Нежданова, Н. Папаян, В. Петрова-Званцева, В. Трубин, Ф. Шаляпин. Пел п/у У. Авранека, С. Барбини, Дж. Пагани.
Записывался на грампластинки в Москве ("В. И. Ребиков", 1903; "Бека", 1905).
Лит.: Новые артисты Большого т-ра // Новости дня. 1903. № 7269. С. 3; Русский театр / Сост. и издатель А. М. Шампаньер. — Киев. 1905. Вып. 1, 2. С. 107.