Горленко, Василий Петрович - журналист, этнограф и художественный критик (1853 - 1907). Литературную деятельность начал фельетонами в ""Голосе"", 1880-х годов, позднее писал в ""Новом Времени"". Много статей и заметок его напечатано в ""Молве"", ""Русском Архиве"" (1891 - 92 годы), ""Киевской Старине"" (1882 - 85 годы) и в ""Отечественных Записках"" (""Юношеские годы Некрасова""). Отдельно изданы: ""Украинские были"", ""Южнорусские очерки и портреты"" и ""Отблески; заметки по словесности и искусству"". Любовно относился он к малорусской старине и даровитым сынам Украины: И.П. Котляревскому , бандуристу Ив. Крюковскому , живописцам Боровиковскому и Левицкому и дал ряд интересных литературных портретов, им посвященных. П. Рос-в.
Горленко Василий Петрович
— писатель. Род. в средине 1850-х гг.; учился в парижской Сорбонне. В "Отечественных Записках" (1878, № 12) поместил статью "Литературные дебюты Некрасова". Писал в "Голосе", "Молве", в "Русском Обозрении", "Труде", "Всемирной Иллюстрации"; последние годы принимает участие в литературном отделе "Нового Времени". Ряд статей его о малорусской старине и живописцах-малороссах Левицком и Боровиковском напеч. в "Киевской Старине" и "Русском Архиве". Эти и другие статьи Г. собраны им в книжках "Южно-русские очерки и портреты" (Киев, 1898), "Украинские были" (Киев, 1899), "Отблески" (1905).
{Брокгауз}
Горленко, Василий Петрович
[1853—1907] — украинский критик и искусствовед; богатый помещик Прилукского уезда, образование получил в Париже, где находился под сильным влиянием Сент-Бева, Тэна и Золя. По возвращении на Украину, в 1882, начал сотрудничать в журнале "Киевская старина". Молодому либералу и украинофилу провинциальное дворянское собрание показалось "оравой дикарей, облеченных в дворянские мундиры", а украинская демократическая литератуpa "напомнила о живой жизни, о действительности, к-рая должна служить материалом для искусства". Эстет и прекрасный стилист Г. дал ряд интереснейших характеристик украинских писателей: П. Мирного, Котляревского, Шевченко, Щеголева и друг. Узкий эстетизм и украинофильский романтизм не дали однако Г. развернуть свое блестящее дарование: он не верил в будущее украинской культуры, лелеял любовь к своим знаменитым предкам (прапрадед его — "святой" Иосиф Горленко — был сподвижником Мазепы, этим Г. всю жизнь гордился), занимался коллекционированием старинных вещей и много внимания уделял изучению народных дум и украинской живописи. Революция 1905 напугала Г.: ему вполне основательно показалось, что революционное движение "хочет освободить его" "от всякого имущества", а украинская пресса того времени показалась ему непонятной и "ярко социалистической". Закончил свою литературную карьеру Г. в черносотенном "Новом времени", где писал гл. обр. по вопросам искусства.
Библиография
: I. Южно-русские очерки и портреты, Киев, 1898; Украинские были, Киев, 1899; Отблески, Заметки по словесности и искусству, изд. 2-е, СПб., 1908.II. Грушевська К., Украінські народні думи, ДВУ, 1927; Дорошкевич О., Естет і поміщик, "Жит. и рев.". 1925, № 11.
К. Б.
{Лит. энц.}