Городцов Александр Дмитриевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Городцов Александр Дмитриевич

Городцов, Александр Дмитриевич - певец. Родился в 1857 г., получил юридическое образование. Пел в церковных хорах, выступал в опере, с 1896 г. организатор и руководитель хорового дела в Перми и Екатеринбурге, сформировал несколько сот хоров в разных городах.

Источник: Биографический словарь. 2008

Городцов, Александр Дмитриевич
30.10(11.11.).1857, с.Поздное Михайловского у. Рязанской губ. - 12.10.1918, Пермь)    музыкант-просветитель, хоровой дирижер, орг-тор певческого дела на У. Род. в семье священника. Оконч. Моск. ун-т (1883). Работая в судебной палате, брал уроки пения у В.Н.Кашперова, И.Я.Сетова, И.В.Тартакова. С 1888 как оп. певец гастролировал по городам России. 1895-96 выступал в Перм. оп. театре под фам. Градцов. Осн. нотную биб-ку в Перми, курсы по подготовке регентов и бесплатные певческие кл. в Перми и Екат., просуществовавшие до 1917.    Соч.: Народно-певческие хоры. М., 1907 -1917. Вып. 1-6; Народно-певческое дело в Пермской губернии (отчеты). Пермь, 1909, 1915, 1917.    Лит.: Из музыкального прошлого. М., 1960. Вып. 1.    Калужникова Т.И.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

ГОРОДЦОВ Александр Дмитриевич
1857–1918) — деятель русской хоровой культуры, музыкальный просветитель и организатор любительского хорового движения. Образование получил на юридическом факультете Московского университета. Параллельно брал частные уроки вокала у профессора Московской консерватории В.Н. Кашперова. С 1888 г. в течение нескольких лет выступал на любительских оперных сценах Казани, Петербурга, Саратова, Киева. В 1896 г. Г. представил в Пермский попечительский совет по трезвости свой проект организации хоровой работы с населением. Будучи принят на службу в попечительский совет и используя его финансовые возможности, Г. начинает масштабную деятельность по реформированию хорового дела на Урале. Деятельность Г. базировалась на продуманной системе. Главным он считал подготовку хормейстеров и распространение музыкальной грамоты в народе. Для этого в Перми и Екатеринбурге в 1896–1897 гг. им были созданы курсы по воспитанию руководителей хоров. За время существования (до 1917 г.) их окончило несколько тысяч человек. Одновременно работали народные классы, обучающие хоровых певцов. Важным звеном своей системы Г. считал работу над репертуаром. Проводимые им ревизии хоров часто показывали весьма неудовлетворительное состояние репертуара. Г. наладил снабжение хоров нотами, организовал в Пермимузыкальную библиотеку, которой сам заведовал, неукоснительно заботясь о пополнении ее фондов. Занимался Г. и издательской деятельностью. С 1903 по 1917 г. он выпустил несколько сборников для народных хоров. Наряду с нотным материалом сборники включали теоретические руководства, упражнения для развития голоса, нотную азбуку. Основу сборников составляли церковные песнопения и крестьянские народные песни для трех-, четырехголосного смешанного хора. Г. сам контролировал огромное поле своей «попечительской» деятельности. Он постоянно разъезжал и работал с хорами на местах, охватывая от 30 до 50 коллективов в год. Благодаря его практической и методической помощи сотни народных хоров могли вести полноценную творческую жизнь. В 1910–1916 гг. в Перми по инициативе Г. еженедельно проходили концерты народных хоров. В 1910-х гг. Г. был увлечен осуществлением своей оригинальной идеи: организовать оперный спектакль «Жизнь за царя» М. Глинки в натуральных условиях русской деревни, без декораций и в исполнении самих крестьян. Вместе со своим сыном Андреем он сделал переложение партитуры Глинки, заменив оркестровое сопровождение хоровым. В таком виде опера была поставлена как частично, так и полностью в тринадцати деревнях Пермской губернии. Исполнители — простые крестьяне и школьники, участники сельских хоров — с огромным интересом и увлечением разучивали свои партии. Многочисленные репетиции и спевки продолжались по нескольку месяцев. Успехи культурно-просветительской деятельности Г. имели широкий резонанс в России и оказали большое влияние на музыкальное любительство начала ХХ в. (М. К.) Соч.: Глинка М.И. Сцены из оперы «Жизнь за царя». Приспособлено для постановки на сельских сценах без сопровожд. муз. инструментов А. Городцовым. М.: Пермск. губ. комитет попечительства о нар. трезвости, 1912; Сборникъ церковныхъ песнопенiй для народнопевческихъ хоровъ. М., 1901–1903. Вып. 1, 2; Народнопевческие хоры. М., 1906… — шесть выпусков (все указанные сочинения Городцова есть в музыкальнонотном отделе Российской государственной библиотеки). Лит.: Ефремов И.В. Подвижник народной культуры А.Д. Городцов. Пермь, 1983; Майбурова Е. Музыкальная жизнь дореволюционной Перми (о Городцове) // Из музыкального прошлого. Вып. 1. М., 1960. С. 103–113; Лебедев В. Городцов — пионер музыкально-народного образования // РМГ. 1909. № 16, 18–21; Ильин В. Искусство миллионов. Л., 1967.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010

Городцов, Александр Дмитриевич

— сын священника, род. в с. Позднем, Михайловского уезда Рязанской губ. 30 октября 1857. Учился в духовной семинарии и затем московском университете, курс которого (по юридическому факультету) окончил 1883. В то же время изучал пение у Кашперова (1878—85) и пел в церковных хорах. 1888—96 (уже будучи присяжным поверенным) пел под именем Градцова в опере в Казани, СПб., Саратове, Киеве, Перми и др. (бас). С 1896 состоит руководителем по устройству хоров при Пермском попечительстве о народной трезвости. Дело это организовано по плану Г. и в настоящее время во многих отношениях считается образцово поставленным (бесплатные зимние певческие классы и частые краткосрочные летние курсы в Екатеринбурге и Перми для образования учителей пения; организация нескольких сот хоров на местах и посещение их руководителем, центральная музык. библиотека для снабжения хоров и т. п.). Составил сборник церковных песнопений "для народно-певческих хоров". См. Отчеты пермского попечительства, Каталог музыкально-педагогической библиотеки попечительства, Отчеты курсов и т. п.


{Риман}





Городцов, Александр Дмитриевич


(сцен. псевд. Градцов) [30.10(11 11). 1857, с. Поздное Михайлов. у. Рязан. губ. — окт. 1918, Пермь] — арт. оперы (бас), хор. дирижер, педагог, лектор, муз.-общ. деятель. Род. в семье священника. Образование получил в Рязан. духовной семинарии, затем на юридич. ф-те Моск. ун-та. В студенческие годы пел в церковных хорах, в хоре Рус. хор. общества и Синодальном хоре. Одновременно в 1878—85 брал уроки пения у В. Кашперова. По окончании ун-та (1883) работал адвокатом и продолжал петь в хоре Рус. хор. общества п/у В. Орлова, позднее выступал в моск. оперетте (антр. М. Лентовского, т-р "Эрмитаж") и Н. Новгороде. В 1885 дебютировал на оперной сцене в Харькове, где пел ведущие партии, позднее выступал в итал. оперной труппе в Харькове и Ростове-н/Д. В 1888—96 солист оперных т-ров (пел под псевд. Градцов) в Казани (до 1891 и в 1893), Киеве (сезон 1892/93; здесь брал уроки пения у И. Сетова и И. Тартакова), Петербурге (Рус. оперное товарищество, т-р Кононова, 1893), Москве, Саратове, Симбирске, Астрахани, Перми (в 1895—97 и сезон 1903/04). Оперный репертуар включал св. 60 партий.


Лучшие партии: Фарлаф, Иван Хованский. Др. партии: Голова ("Черевички"), Гремин, Сурин, Казенбек. Партнеры: О. Соколова-Фрелих, В. Шкафер. Пел п/у В. Сука и др.


С 1896 занимался муз.-просвет. и пед. деят-стью в Перми. Организовал неск. сот сельских и заводских хоров, в период 1896—1915 рук. проведением в Перми и Екатеринбурге летних курсов по подготовке учителей хор. пения и регентов (состоялось 20 занятий, на к-рых присутствовало ок. 2000 чел.). В 1896 основал в Перми нотную и муз.-пед. б-ку, выступал в певческих собраниях как дирижер и солист. В 1898 организовал в Перми постоянный бесплатный народно-певческий кл., в 1899 — такой же кл. в Екатеринбурге (здесь занятия проводил его ученик Ф. Узких). Неоднократно выступал с лекциями в Пермской, Самарской, Минской губерниях, где также организовал хоры.


В 1915 на 1 Всерос. съезде деятелей нар. т-ра в Москве выступил с докладом о народно-певческом деле в Пермской губ. После революции работал инструктором по народно-певческому делу при губернском Комиссариате нар. просвещения.


Соч.: Сборник церковных песнопений для народно-певческих хоров. — М., 1903; Народно-певческие хоры (вып. 1—6, 1907—1917); К 50-летию освобождения крестьян от крепостной зависимости (1911); Народно-певческое дело в Пермской губернии: Отчет рук. нар. хоров Пермского попечительства о народной трезвости за 1915 г. и за 20-летие с 1896 по 1915 гг. — Пермь, 1917: Автобиография (неопубл., 1911).


Лит.: Лебедев Вас. А. Д. Городцов — пионер музыкально-народного образования // РМГ. 1909. № 16, 18—21; Иванов М. Народно-певческое дело // Новое время. 1915. № 14 297; Асафьев Б. В. (Игорь Глебов). Русская музыка от начала XIX столетия. — М.; Л., 1930. С. 139; Из музыкального прошлого: Сб. очерков / Ред.-сост. Б. С. Штейнпресс. — М., 1960. Т. 1. С. 103—113; Рогожникова Г. Из истории хорового пения на Урале // Сов. музыка. 1960. № 5. С. 115—117; Локшин Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры. — М., 1963. С. 14— 16; Боголюбов Н. Н. Шестьдесят лет в оперном театре: Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 46, 47; Адищев В. Из истории музыкального воспитания в Перми: Певческие курсы А. Д. Городцова // Музыкальное воспитание в школе. — М., 1977. Вып. 12. С. 62—74; Его же. А. Д. Городцов — организатор музыкального образования и просвещения на Урале // Развитие общего и профессионального образования на Урале. — Пермь, 1981. С. 47—61; Штейнпресс Б. А. Д. Городцов, поборник народного музыкального воспитания //Штейнпресс Б. Очерки и этюды. — M., 1980. С. 271—276.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008