Городецкий Сергей Митрофанович
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
Городецкий Сергей Митрофанович, талантливый поэт-модернист. Родился в 1884 г. в дворянской семье, учился на филологическом факультете Петербургского университета. Рано обратил на себя внимание ""языческими стихами"". В них, исходя из идей Вячеслава Иванова о ""мифотворчестве"", он старается воссоздать культ древнерусского солнечного бога любви Ярилы и ""звериную"" стихийность первобытного славянорусса. Хорошее знание народной поэзии и органические переживания ее настроений придали поэтическому языку Городецкого яркость и красочность, хотя в этом этнографически-археологическом народничестве не мало и вычурности, и искусственности. Стихи Городецкого собраны в книгах: ""Ярь"" (1907 и 1909), ""Перун"" (1907), ""Дикая Воля"" (1908 и 1910), ""Русь"" (1910), ""Ия"" (стихи для детей). Для собрания сочинений Мольера под редакцией Венгерова Городецкий перевел ""Несносных"" и ""Ученых женщин"". Мало удачны рассказы и повести Городецкого, к тому же не чуждые порнографии. Они собраны в книгах ""Кладбище страсти"" (1909) и ""Повести и рассказы"" (1910). Деятельно подвизается Городецкий как критик и рецензент в ""Речи"" и ""Аполлоне"". Последнее время (1913) выступил с проповедью ""акмеизма"", протестующего против туманной неопределенности символизма и требующего ясности и яркости настроений и изображения. С. В.
Источник: Биографический словарь. 2008
(род. 1884) — современный русский поэт; из дворян; сын литератора-этнографа; окончил историко-филологический факультет Петербургского ун-та (специальность — теория и история искусства и литературы). Во время империалистской войны, в 1916—1917, — корреспондент "Русского слова" на азиатском фронте (в Турецкой Армении и Персии). В 1918—1920 — в меньшевистской Грузии и в муссаватистском Азербайджане. С 1920, после освобождения Закавказья от белых, Городецкий принимает участие в советской работе на литературно-театральном поприще (заведовал последовательно литературной частью "Известий", затем театра Революции, Культотдела МГСПС; редактор журнала "Искусство трудящимся" и т. д.).
Писать стихи стал с детства; первая же книга "Ярь" (1907) обратила на себя внимание. Поэзия Г. 1907—1912 входит в русло символистского движения. Ранние работы Г. (сборники "Ярь" и "Перун", 1907) интересны прежде всего попыткой синтезировать языковые достижения символизма с народной речью (здесь — отчасти — истоки позднейшей "крестьянской" поэзии и — в известной мере — футуризма). Характерно также отражение в этих первых опытах Г. социальных мотивов (отзвуки революции 1905). Поэтика Г. этого периода отчасти примыкает к бальмонтовской (гегемония напевности), но наиболее сильное влияние на него оказали Вяч. Иванов и А. Блок. В дальнейшем Г. вводит в поэтический оборот и совершенно новые ритмы, которые доныне удержались в литературе. Но уже и тогда Г. выделяло из среды символистов "непосредственное упоение бытием", жизнерадостное и жизнелюбивое мироощущение. В 1912 Г. порвал с символизмом и вместе с Гумилевым (см.) основал новое течение — акмеизм. Отвечая запросам буржуазной интеллигенции предвоенной поры, Г. стремился свести поэзию с мистических высот на землю, придать ей трезвый вещный, материальный отпечаток. Своему собрату по школе О. Мандельштаму Г. ставит в заслугу то, что "он верит в вес, он чтит пространство, он нежно любит материал, он вещества не укорял за медленность и постоянство". В связи с этим в поэтике Г. живописность, пластичность сменяет былую музыкальность и напевность. — Империалистскую войну 1914 Г., как и все акмеисты, встретил патриотическими стихами. К 1915 относится организация кружка крестьянских писателей "Краса", из которого вышли поэты Есенин, Клычков и др.
Отдавая в последние годы много времени практической редакционно-издательской и театральной деятельности, Г. вместе с тем работает и в области литературы, опубликовав с 1920 несколько сборников стихов, прозы, ряд пьес и произведений, предназначенных для массового читателя; отдельно необходимо отметить большую его работу по созданию детской литературы. Г. стремится слить свое поэтическое творчество с общим советским строительством, искренно разрывая со старыми навыками и традициями. "Пусть с кровью мы сдираем ветошь, но мы сдерем ее с себя", — писал он в одном стихотворении. Но это преодоление "ветоши" дается Г. нелегко: его революционным стихотворениям зачастую недостает четкости и цельности, столь характерных для прежнего творчества Г.
Городецкий много работал и как критик. Важнейшая его критическая статья — "Некоторые течения в современной русской поэзии" ("Аполлон", № 1 за 1913) — была программным манифестом акмеизма. Следует отметить еще: вводную статью к собранию сочинений И. С. Никитина (1911); статью о В. Г. Короленко (в сборнике "Наши дни", № 2, Москва, 1922). Прозаические произведения Г. (в т. ч. и лучшие вещи, как роман "Алый смерч", повесть "Сутуловское гнездовье" и проч.) представляют значительно меньший интерес (за исключением некоторых сказок). Из довольно многочисленных переводов Г. особо примечательны "Ночь" М. Мартине, "Тюремные песни" Э. Толлера, две пьесы Мольера. "Собрание стихов" Г. изд. в 2 тт., СПб, 1909—10; избранные стихи — Изборник, М., 1916; из позднейших сборников основные: Ива (1913), Цветущий посох (1914), Серп (1921), Миролом (1923), Грань. Лирика 1918—28, М., 1929.
Лит.
: Библиография — в книгах Владиславлева И., Русские писатели, Ленинград, 1924, и Литература великого десятилетия, Москва — Ленинград, т. I, 1928; у Е. Никитиной, Русская литература, Москва, 1926; Брюсов В., Далекие и близкие, Москва, 1912; Гумилев Н., Письма о русской поэзии, Петроград, 1923; "Новый мир", № 2, 1930 (ст. А. Глаголева), "Красная новь", № 3, 1930 (ст. Е. Брайниной).Г. Лелевич.
Городецкий, Сергей Митрофанович
[1884—] — современный поэт. Род. в Петербурге в семье литератора-историографа. Образование получил на историко-филологическом факультете Петербургского университета.
Первая книга стихов — "Ярь" — появилась в 1907. До 1912 Г. примыкал к символистам. В 1912 г. от этого течения отошел и вместе с Н. Гумилевым организовал группу акмеистов. В 1915 — начало расхождения с акмеистами и участие в организации крестьянских поэтов, в которую входили Клюев, Ширяевец, Есенин. В 1916 г. — уехал на фронт в Турецкую Армению корреспондентом "Русского слова". В начале революции, находясь в армии в Тифлисе, организовал тифлисский цех поэтов. Меньшевиками был выслан из Тифлиса. В 1920, с первого дня советской власти на Кавказе, заведовал худ. отд. Кавроста, организовал театр Сатир-агит. С 1921—1924 руководил лит-ой частью в Театре Революции, театре МГСПС, редактировал журнал "Искусство трудящимся". В 1925 вернулся к художественной работе. В настоящее время пишет преимущественно для массового читателя (агитстихи, пьесы, проза) и для детей. Член ВКП(б).
В первый период своей лит-ой деятельности Г. находился под сильным влиянием К. Д. Бальмонта. Поэтическое творчество Г. в ту эпоху довольно разнообразно: 1. чисто лирические произведения, 2. попытки в поэтической форме показать древнее народное мифотворчество — фигурируют Перун, Стрибог, Ярил и т. п. К этой группе произведений необходимо отнести сказки Г., как напр. "Касьян" (сб. "Дикая воля"), 3. "Темь" или "Заросли злобы", где Г. не уходил в прошлое, в мифотворчество, а давал порой яркое изображение гримас капиталистического города.
Переход Г. к акмеизму был продиктован стремлением перейти от иррациональных тем к живой действительности. В стихотворении "Адам" (М., 1916), в этом своего рода манифесте акмеистов, Г. видел призвание поэта в том, чтобы "живой земле пропеть хвалы". К этому периоду относятся сборники стихов — "Ива" (СПб., 1913) и "Цветущий посох" (СПб., 1914). Значение Г. в дореволюционную эпоху характеризуется влиянием его на группу крестьянских поэтов (Клюев, Клычков и др.).
Г., переходивший от одного литературного течения к другому, был выразителем настроений той части интеллигенции, к-рая в эпоху между революциями 1905 и 1917 бежала от тягостной действительности в прошлое, стремилась найти спасение в голосах "дикой воли", в анархическом презрении к капиталистическому городу. Эпоха Октябрьской революции, реально поставившая вопрос о новом обществе, заставила Г. отдать свои силы борьбе масс за свое будущее. Следует однако отметить, что его сборники стихов "Серп" (П., 1921) и "Миролом" (М., 1923) поэтической ценности не представляют. — Помимо стихов, которые и определили его положение в литературе, Г. писал повести, романы ("Старые гнезда", СПб., 1912. В 1918 году им напечатан роман "Алый смерч"), литературно-критические статьи (о Никитине, Короленко, Блоке, Есенине), исследование о сказках. Г. перевел целый ряд произведений зап.-европейских писателей — Мольера, Гауптмана, Гамсуна, Золя, Толлера и др.
Библиография
: I. Кроме упомянутого, см. еще стихи Г.: Перун, СПб., 1907; Русь, М., 1910; Грядущий день, СПб., 1914; Четырнадцатый год, П., 1915; Пушкину, П., 1915; Ангел Армении, Тифлис, 1919. Ст. Г. "Некоторые течэния в современной русской поэзии" ("Аполлон", 1913, кн. І, перепеч. в книге "От символизма до Октября", М., 1924) — очень важна дня понимания акмеизма. Проза Г.: Кладбище страстей, СПб., 1909; Повести и рассказы, СПб., 1910; "Что и как читать детям", 1912—1913, №№ 8—11; Дни любви, СПб., 1914; Дальние молнии, СПб., 1916 и др. Из стихов, написанных Г. для детей, отметим сб. "Веснушки Ванюшки", 1918, "Лети лето", 1924, "Крылатый почтальон", 1927 и др.II. Брюсов В., Далекие и близкие, М., 1912; Полонский В., Литература и жизнь, журн. "Новая жизнь", 1914, VI (проза Г.).
III. ВладиславяевИ. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, т. I, изд. ГАХН, М., 1928.
В. И. Бойчевский.
{Лит. энц.}
Городецкий,
Сергей МитрофановичРод. 1884, ум. 1967. Поэт, участник и один из создателей "Цеха поэтов". Писал стихотворения (сборн. "Ярь", 1907, и др.), поэмы ("Красный Питер", 1922, и др.).