[(Горская — сцен. псевд.; урожд. Файнберг; по мужу Экскузович) 30.6 (12.7). 1891, г. Брацлав Подольской губ., ныне Винницкой обл. — 4.8.1984, Ленинград] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано), камерная певица и педагог. Засл. арт. РСФСР (1933). Род. в семье служащего. В 1908—13 обучалась пению в Петерб. конс. (кл. С. Гладкой), к-рую окончила с золотой медалью. Впервые выступила в 1911 в консерваторском спектакле в партии Церлины ("Дон Жуан"). В 1913 дебютировала на сцене Киев. оперы (антр. М. Багрова), где пела до 1915; в том же году выступала в Саратове (антр. М. Медведева; здесь же гастролировала в 1917). В 1915—18 солистка петрогр. Нар. дома (антр. А. Аксарина, дебютировала в партии Лакме), в 1918—49 ГАТОБа (дебютировала в партии Джильды) и одновременно (до 1933) — МАЛЕГОТа. Гастролировала в Кронштадте (1919), Москве (Большой т-р, 1924; здесь пела партии Снегурочки, Розины — "Севильский цирюльник" Дж. Россини, Виолетты, Лакме), Эстонии и Латвии (1922), Берлине (1923; здесь с большим успехом выступала в партии Виолетты на итал. яз., а также с сольными концертами), Копенгагене, Осло, Гетеборге (1923), Стокгольме, Гельсингфорсе (ныне Хельсинки), Выборге (1924). Обладала выдающимся по красоте, легким, гибким, ровным голосом мягкого теплого тембра, виртуозной техникой, чувством стиля и драм. дарованием. "Соловей России" — так называли певицу за границей. Репертуар включал св. 35 партий. Выступала также в опереттах — "Корневильские колокола" Р. Планкета и "Цыганский барон" И. Штрауса.
1-я исп. партий: Девушки с розой ("Ноктюрн"); в Петрограде — Путятичны ("Добрыня Никитич"); в СССР — Нинетты ("Любовь к трем апельсинам"), Софи ("Кавалер роз"). Лучшие партии: Людмила ("Руслан и Людмина"), Марфа ("Царская невеста"), Царевна Лебедь, Шемаханская царица, Снегурочка, Джильда, Виолетта, Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини). Др. партии: Волхова; Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Мюзетта ("Богема"), Антония ("Сказки Гофмана"), Кукла, Маргарита Валуа, Филина, Лакме, Лейла, Микаэла, Паж Оскар, Принцесса Евдоксия. Пapтнеpы: Г. Бакланов, И. Ершов, П. Журавленко, И. Козловский, С. Левик, С Лемешев, К. Петраускас, Г. Пирогов, Д. Смирнов, Л. Собинов, И. Тартаков, Ф. Шаляпин. Пела п/у М. Голинкина, В. Дранишникова, А. Коутса, Э. Купера, А. Пазовского, Д. Похитонова.
Г. — выдающаяся камерная певица. Репертуар включал сольные партии в 9-й симфонии Л. Бетховена, 5-й симфонии Г. Малера, оратории "Сотворение мира" И. Гайдна, в кантатах И. С. Баха, романсы Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Ф. Шопена, А. Алябьева ("Соловей"), Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. В конц. исполнении выступила в 1926 в гл. партиях в операх "Соловей" И. Стравинского и "Ариадна на Наксосе" Р. Штрауса.
Талант певицы высоко ценили Б. Асафьев, А. Глазунов, А. Гречанинов, В. Каратыгин, В. Коломийцев, А. Оссовский, Б. Хайкин.
Будучи солисткой т-ра, обучала пению рабочих и служащих ленингр. заводов в студии при ГАТОБе. С 1946 занималась пед. деят-стью в Муз. уч-ще при Ленингр. конс., в 1948—51 вела кл. сольного пения в Ленингр. конс. (с 1948 доцент).
В конце 1940-х гг. была консультантом по вопросам методологии вокального искусства в ГАТОБе.
Имеется портрет певицы в роли Шемаханской царицы худож. А. Головина (в Петербургском театральном музее).
Награждена орденом "Знак Почета" (1940), медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне" (1945).
Записывалась на грампластинки (7 произв.) в Киеве ("Артистотипия", 1914).
Лит.: Р. Файнберг // Театр. курьер (Киев). 1913. 21 мая; Цетлин С. Жизнь, отданная искусству // Ленингр. здравница. 1961. 30 авг.; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 380—384; Вольфсон С. Мастера оперы // Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им. С. М. Кирова (1917—1967). — Л., 1967. С. 49— 51. Вельтер Н. Л. Об оперном театре и о себе. — Л., 1984. С. 38; Архив. материалы певицы (в т. ч. автобиография). — в ГЦММК (ф. 154), ЦГАЛИ (ф. 2630, оп. 1), ЛГАЛИ (ф. 337, оп. 2).