ГОСТЕПРИИМСТВО
ГОСТЕПРИИМСТВО
в античности в условиях бесправия иностранцев Г. выступало формой защиты их личности и имущества. Греки, как и римляне, считали, что гость находится под покровит. богов (Зевс Ксениос). Г. было известно уже в гомеровской Греции. При полисной демо-кратии в случае необходимости один из граждан в кач-ве проксена принимал на себя близкие к консульским обязанности, представляя интересы граждан др. города. Аналогич. роль играли рим. сенаторы в кач-ве патронов зависимых обл., что способств. повышению их собств. влияния и престижа.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Гостеприимство
одна из добродетелей. В древности гостеприимство было свойственно даже необразованным и грубым народам, но особенных высот эта добродетель достигла среди иудеев. Так, Авраам удостоился принимать у себя двух ангелов и Самого Господа (Бытие, 18, 1–8), под видом путников посетивших его жилище. Ангелов принимал и Лот, семейство которого оказалось единственным добродетельным среди многочисленных жителей Содома (Бытие, 19, 1–3). Странников принимал и праведный Иов: «Странник не ночевал на улице; двери мои я отворял прохожему» (Книга Иова, 31, 32). Гостеприимство как добродетель заповедал нам и Иисус Христос в следующих словах: «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно вам говорю, не потеряет награды своей» (Евангелие от Матфея, 10, 42). А холодность в отношении странников Господь воспринимает как холодность к Самому Себе. Он говорил: «Был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня, болен и в темнице, и не посетили Меня» (Евангелие от Матфея, 25, 43).
Источник: Православная энциклопедия.
ГОСТЕПРИИМСТВО
Быт 18:1 и далее. Вт 10:17-19, Евр 13, и пр.) добродетель весьма распространенная в древности даже между грубыми и необразованными народами; но особенно она возвышалась в избранном народе Божием. Прекраснейшие образцы оной видим в истории Авраама, удостоившегося однажды чести принять под видом странников Господа и двух ангелов (Быт 18:1-8); племянник Авраамов, Лот, оказал гостеприимство проходящим странникам, которые также были ангелы (Быт 19:1-3); Иофор, священник Мадиамский. радушно принял в дом свой Моисея (Исх 2:20). Иов, в оправдание своей непорочности, говорил о гостеприимстве, как о добродетели, которую он неуклонно исполнял: Странник не ночевал на улице: двери мои я отворял прохожему (Иов 31:32). Добродетель гостеприимства особенно заповедуется в Н.З. именно сам Господь Иисус Христос говорит: “кто напоит одного из малых сих только чашею холодной поды во имя ученика, не потеряет награды своей” (Мф 10:42). Поэтому холодность гостеприимства отождествляется Господом с холодностью к Нему Самому: “Странником был, говорит Он, и не приняли Меня, наг был и не одели Меня, болен и в темнице и не посетили Меня” (Мф 25:43). Апостолы прямо внушают верным эту добродетель (Рим 12:13), к Тим 1, 3:2, к Титу (1:8) и в 1Пет 4:9. Принимать странников и умывать ноги святых (1Тим 5:10), по словам ап. Павла, есть одно из существенных качеств, требуемых от вдовицы, для внесения ее в список вдов, назначаемых на служение Церкви. Пример милосердого Самарянина, представляя собою приложение основной заповеди христианства: “любить ближнего как самого себя, будет служить для всех времен образцом христианского человеколюбия и христианства. На Востоке и доселе высоко ценится гостеприимство, особенно между Арабами и даже хищниками Бедуинами.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
ГОСТЕПРИИМСТВО
• Hospitium.
Греческий национальный характер был склонен вообще к гостеприимству и хорошему обращению с чужестранцами; даже убийцы, если они просили защиты в чужих городах, становились под защиту ????? ?????? и ?????????? и пользовались правом на Г., будь они знатные или нищие. Этот обычай всецело сохранился до позднейшего времени. Цезарь (Caes. b. g. 6, 23) и Тацит (Genn. 21) хвалят необыкновенное Г. германцев; у них считалось преступлением отказать в убежище. Напротив, в Риме чужестранец вообще был вне защиты (см. Hostis), но существовали foedera и hospitia, при заключении которых обменивались tesserae hospitales; эти tesserae сохраняли свою силу как отличительные знаки для позднейших потомков. Это учреждение обязывало не только ко взаимному дружескому приему, но также и к защите, и к помощи во всех политических и частных делах, напр., к защите перед судом и т. д. Это отношение переходило также и к потомкам и было постоянно свято оберегаемо (Cic. div. 20. Gell. 5, 13), пока не последовало уничтожения союза (renuntiatio). Cic. Verr. 2, 36. Поэтому очень часто встречается название paternus amicus et hospes. Но не только отдельные фамилии различных городов заключали дружественные союзы; подобное hospitium могло быть оказываемо Римом от имени государства (hospitium publicum) отдельным лицам за особенные заслуги, напр., Тимасифею Липарскому в 391 г. до Р. X., который спас от морских разбойников римское посольство в Дельфы (Liv. 5, 28). Эта заслуга была принята во внимание еще и по отношению к его потомкам при покорении острова Липары (в 252 г. до Р. X.) (Diod. Sic. 14, 94, ???? ?? ?????????? ????????? ?????? ???? ??????????? ?????????). Также этруcский город Цере за то, что дал приют римским святыням при разграблении Рима галлами в 389 г. до Р. X., получает hospitium (Liv. 5, 50), с которым (Gell. 16, 13 и Strab. 5, 210) было соединено право гражданства sine suffragii iure (ср. Caerites, Цериты). Чужеземных царей Рим чествовал титулом amicus et socius, а также оказывал им hospitium publicum; когда они являлись в Рим, то принимались от имени государства и были угощаемы на счет государства. В свою очередь, чужеземные города заключали со знатными римлянами hospitium, с чем обыкновенно было соединяемо избрание римлянина в патроны, как доказывают многие надписи; см. Patronus, Патрон.
Греческий национальный характер был склонен вообще к гостеприимству и хорошему обращению с чужестранцами; даже убийцы, если они просили защиты в чужих городах, становились под защиту ????? ?????? и ?????????? и пользовались правом на Г., будь они знатные или нищие. Этот обычай всецело сохранился до позднейшего времени. Цезарь (Caes. b. g. 6, 23) и Тацит (Genn. 21) хвалят необыкновенное Г. германцев; у них считалось преступлением отказать в убежище. Напротив, в Риме чужестранец вообще был вне защиты (см. Hostis), но существовали foedera и hospitia, при заключении которых обменивались tesserae hospitales; эти tesserae сохраняли свою силу как отличительные знаки для позднейших потомков. Это учреждение обязывало не только ко взаимному дружескому приему, но также и к защите, и к помощи во всех политических и частных делах, напр., к защите перед судом и т. д. Это отношение переходило также и к потомкам и было постоянно свято оберегаемо (Cic. div. 20. Gell. 5, 13), пока не последовало уничтожения союза (renuntiatio). Cic. Verr. 2, 36. Поэтому очень часто встречается название paternus amicus et hospes. Но не только отдельные фамилии различных городов заключали дружественные союзы; подобное hospitium могло быть оказываемо Римом от имени государства (hospitium publicum) отдельным лицам за особенные заслуги, напр., Тимасифею Липарскому в 391 г. до Р. X., который спас от морских разбойников римское посольство в Дельфы (Liv. 5, 28). Эта заслуга была принята во внимание еще и по отношению к его потомкам при покорении острова Липары (в 252 г. до Р. X.) (Diod. Sic. 14, 94, ???? ?? ?????????? ????????? ?????? ???? ??????????? ?????????). Также этруcский город Цере за то, что дал приют римским святыням при разграблении Рима галлами в 389 г. до Р. X., получает hospitium (Liv. 5, 50), с которым (Gell. 16, 13 и Strab. 5, 210) было соединено право гражданства sine suffragii iure (ср. Caerites, Цериты). Чужеземных царей Рим чествовал титулом amicus et socius, а также оказывал им hospitium publicum; когда они являлись в Рим, то принимались от имени государства и были угощаемы на счет государства. В свою очередь, чужеземные города заключали со знатными римлянами hospitium, с чем обыкновенно было соединяемо избрание римлянина в патроны, как доказывают многие надписи; см. Patronus, Патрон.