Государства Ирана в X — первой половине XI в
Государства Ирана в X — первой половине XI в.
Рaзвитие сельского хозяйства, ремесла в торговли
В X и первой половине XI в. Иран переживал такой подъем в развитии сельского хозяйства и ремесла, какого в средние века он никогда не знал ни до того, ни после. Экономическому подъему способствовало падение владычества Арабского халифата и создание независимых феодальных государств (государства Буидов на западе Ирана, государства Саманидов на востоке Ирана и в Средней Азии).
В X—XI вв. в Иране повсюду проводились большие оросительные работы. Были достигнуты крупные успехи в проведении каризов. Например, в Кермане по этим подземным протокам вода отводилась на расстояние в 5 дней пути (свыше 100 км). В Фарсе на реке Кур по приказанию буидского государя Азуд-ад-Доулэ во второй половине X в. построили знаменитую «Азудову плотину» из каменных плит с креплениями из свинца. Вода высоко поднялась, и образовалось искусственное озеро. По берегам его поставили 10 больших водоподъемных колес, около каждого колеса устроили водяную мельницу, а от водохранилища отвели каналы. Большой прогресс отмечался в виноградарстве. В одном только Хорасане известно было свыше 100 сортов винограда. Расширились площади под посадками сахарного тростника, олив, красильных, масличных и пряных растений, бахчевых культур, овощей и льна. Выросли хлопководство и шелководство; появились новые для Ирана культуры — цитрусовые; улучшились породы скота.
В местностях, прилегавших к главным караванным путям и большим городам, часть сельскохозяйственной продукции шла на городские рынки. Пшеница, ячмень, рис, хлопок, шафран, марена, индиго, масло — льняное и кунжутное, изюм, финики и всевозможные фрукты (сушеные, а также в виде маринадов и варений) вывозились из Ирана и в другие страны. На вывоз шли также вина, фруктовые сиропы, мед, шелк-сырец, верблюды и лошади; последние вывозились главным образом в Индию.
В этот период росло и ремесленное производство, что было связано с прогрессом в технике ремесла. В городах в большом количестве производились на вывоз парча и золотое шитье. Широкой известностью пользовались льняные, шелковые и хлопчатобумажные ткани, шерстяные и шелковые ковры. Льняные казерунские ткани с пломбами местных мастерских славились своим высоким качеством настолько, что их покупали повсюду, не проверяя и не разворачивая. Выпускалась фаянсовая посуда, покрытая разноцветной глазурью, с росписью и эмалями. Во всех больших городах производплись медные, серебряные и золотые предметы, оружие и кожевенные изделия, лекарства и парфюмерия. Парфюмерные изделия — цветочные масла, духи и эссенции из махровой розы, фиалки, нарцисса, апельсиновых и финиковых цветов и т. д. вывозились морем даже в Китай.
Крупной отраслью торговли в Иране была торговля рабами из чужих стран, частью уведенных оттуда мусульманскими войсками в качестве военной добычи, частью вывезенных работорговцами. О масштабах этой торговли можно судить по рассказу географа Истахри об одном персидском купце, который во время морского рейса летом 936 г. вез на 400 судах 12 тыс черных рабов из Африки. В источниках упоминаются рабы нубийцы, абиссинцы, индийцы, армяне, греки, тюрки, русы. По словам автора XII в. Низами Арузи Самарканди, в XI в. в городе Балхе существовала целая «улица торговцев рабами». Но применение рабского труда в сельском хозяйстве и ремесле в самом Иране сильно уменьшилось.
Город
Процесс отделения ремесла от сельского хозяйства и рост товарного производства способствовали развитию городов Ирана. Крупные города с сотнями тысяч жителей лежали на путях караванной и морской торговли, связывавших страны Средиземноморья, Закавказья и Восточной Европы со Средней Азией, Аравией и Индией. Самыми крупными городами Ирана в это время были Шираз, Исфахан, Рей и Нишапур, занимавший площадь в один квадратный фарсанг (42 кв. км) и имевший население свыше 200 тыс. человек. Балх, Газна и Кабул являлись главными центрами караванной торговли с Индией. Важнейшими гаванями Персидского залива были Сираф и Ормуз, откуда продукция Ирана вывозилась в Басру, порты Аравии, Индии и Китая. Лучшими гаванями на Каспийском море считались Амуль и Сари, торговавшие с Хорезмом, странами Закавказья, Поволжья, с хазарами и с Русью.
В Иране сложился тот же тип средневекового города, что и в Средней Азии. Повсеместно возникли ремесленные цехи и корпорации купцов, но господствовали в городах феодальные землевладельцы — чиновная и духовная знать. Эти феодалы жили чаще в городе, чем в своих поместьях, где они не вели крупного господского хозяйства. Часть своих доходов они передавали в виде вкладов крупным купеческим компаниям, а те в свою очередь выдавали феодалам их долю прибыли от торговли товарами. Сближение некоторых групп феодалов с крупным купечеством — характерное явление для Ирана, так же как и для ряда соседних стран. В результате ремесленные цехи не смогли добиться в городах Ирана цеховой монополии. Влияние феодалов в городах было крепко еще и потому, что они здесь пользовались поддержкой сильной государственной власти.
Вся власть в городах в X—XI вв. и в последующие столетия находилась в руках этой знатной верхушки, из рядов которой выдвигались: раис (градоначальник), казий (духовный судья и глава духовенства округа), имам соборной мечети (духовное лицо, ведающее богослужением), мухтасиб (цензор нравов, надзиравший за базарами и общественной жизнью), асас (начальник ночной стражи) и др. Городского самоуправления, как и в других странах Передней и Средней Азии, в силу отмеченных выше причин не было. Цеховые ремесленники, состоявшие из мастеров, подмастерьев и учеников, юридически были свободны. В то же время они продолжали платить подать изделиями своего ремесла в пользу государства или же местного феодального властителя.
Государство Буидов
Восточная часть Ирана вошла в состав Саманидского государства. На севере Ирана сохранились самостоятельные феодальные владения. На западе и юго-западе Ирана образовалось просуществовавшее более 100 лет (с 935 по 1055 г.) феодальное государство во главе с династией Буидов (или, в арабизованной форме, Бувейхидов).
Ахмед ибн Буйэ (или Бувейх) и его два брата, родом из бедных горцев южного берега Каспийского моря (Впоследствии феодальная историография создала легенду о происхождении Буидов от потомков Сасанидов), были сначала наемными воинами, потом стали военачальниками наемных войск и завоевали в 935 г. Западный Иран, а в 945г. и Багдад. Фактически подчинив себе халифа, Ахмед ибн Буйэ заставил его дать себе звание «эмира эмиров» и стал государем арабского Ирака и почти всей западной части Ирана. Халиф сохранил только духовную власть главы мусульман-суннитов. В Ширазе и Рейе правили братья Ахмеда — Хасан и Али. Среди буидских государей выделялся активностью Азуд-ад-Доулэ (949—983), имевший своим местопребыванием Шираз. Он принял ряд мер для подъема сельского хозяйства и расширения ирригационной сети, проводил политику строгой фиксации феодальной ренгы. Буиды покровительствовали шиизму.
В государствах Саманидов и Буидов продолжали существовать те же виды феодальной собственности на землю и на оросительные сооружения, какие сложились еще при арабском владычестве. Но в обоих государствах сильно выросло за счет государственных и мульковых земель условное феодаль ное землевладение — икта, которое постепенно превращалось в наследственное. Положение феодально зависимых крестьян в Иране после ряда крестьянских восстаний VIII—IX вв. сначала несколько улучшилось, но к концу X в. в результате увеличения феодальной ренты вновь стало тяжелым. По сообщениям Истахри и Мукаддаси, в Фарсе местами рента (налог) с крестьян взималась натурой в размере 1/10, 1/4 или 1/3 доли урожая, в других местах, как например в округе Шираза, где было развито товарное производство, рента (налог) взималась деньгами в больших размерах.
К концу X в. в основном завершился долгий процесс превращения большинства свободных крестьян-общинников в феодально зависимых. Одним из путей этою превращения была коммендация (по-арабски илътиджа), т. е. отдача под «покровительство» крупным феодалам прежде свободных крестьян-общинников и мелких собственников, выделившихся ранее из общины. Отдавая себя и свои земли под патронат богатого и влиятельного феодала, крестьяне рассчитывали таким путем избегнуть уплаты тяжелого хараджа государству. Под патронат иногда переходили целые селения.
Газневидское государство
После распада Самаиидского государства (999 г.) земли к югу и западу от реки Аму-Дарьи (Хорасан, Систан и нынешний Афганистан) перешли под власть государства Газневидов (977—1187), которое из небольшого вассального княжества в районе города Газны превратилось теперь в большую феодальную империю. Газневиды, династия тюркского происхождения, опирались на вновь сложившуюся знать из военных ленников, в значительной части также тюрок. Эта знать вела борьбу за земли и влияние со старинной восточноиранской провинциальной знатью — дехканами.
Наибольшего политического могущества Газневидское государство достигло при султане Махмуде (998—1030). Махмуд начал завоевательные походы в Северную Индию под лозунгом «священной войны» мусульман с «идолопоклонниками-индусами». О масштабах произведенных там опустошений можно судить по тому, что в результате только одного такого похода, — а всех походов было 17, — Махмуд Газневи вывез из Индии, согласно сообщению источников, 57 тыс. рабов, денег и ценностей на 20 млн. дирхемов и 350 слонов.
Грабительские походы в Индию, помимо захвата добычи, являлись для правительства Махмуда Газневи также средством хотя бы на время приглушить классовую борьбу в собственной стране. Под знамя «войны за веру» стекалось множество обезземеленных крестьян, привлеченных надеждой на обогащение. Но чрезвычайные налоги, взимавшиеся для организации походов в Индию, доводили трудящееся население до полного разорения. По сообщению историка Утби, во время одного из победоносных походов Махмуда в Индию в Хорасане свирепствовал такой голод, что только в округе Нишапура погибло свыше 100 тыс. человек. Махмуд Газневи воевал также с государством Бундов и с Хорезмом, который он захватил в 1017 г.