ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Найдено 1 определение
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
представительный законодательный орган с ограниченными правами, созданный самодержавием под натиском Революции 1905—1907 гг. Просуществовала до б октября 1917 г. Первоначально Николай II и его министры планировали учредить совещательный представительный орган для предварительного обсуждения законопроектов (так называемая Булыгинская дума — по имени министра внутренних дел А. Г. Булыгина), но развитие революции осенью 1905 г. заставило правительство пересмотреть положение об «Учреждении Государственной думы» и издать Манифест 17 октября 1905 г. с обещанием созвать законодательное собрание. Однако 20 февраля 1906 г. царь провел реформу, нацеленную на ограничение прав будущей Государственной думы. Существовавший с 1810 г. законосовещательный Государственный совет был преобразован в верхнюю палату с правом вето на решения Государственной думы — нижней палаты. Ограничивала права Думы и новая редакция Основных законов Российской империи (23 апреля 1906 г.), по которым император сохранял всю полноту власти через ответственное только перед ним министерство, руководство внешней политикой, управление армией и флотом, а также мог издавать законы в перерывах между заседаниями Думы. В то же время создание I государственной думы имело большое значение для стабилизации социально-политической обстановки в России — само существование представительного органа означало некоторое ограничение самодержавия, так как Дума получила право законодательной инициативы и новые законы не могли быть утверждены без ее участия. Порядок выборов в Государственную думу определялся избирательным законом 11 декабря 1905 г. По нему выборы являлись: не всеобщими (исключались: молодежь до 25 лет, женщины, батраки, рабочие, занятые на мелких предприятиях, солдаты и матросы, ряд национальных меньшинств); не прямыми и многоступенчатыми (для крестьянства — четырехстепенные, для рабочих — трехстепенные, для дворянства и буржуазии — двухстепенные); сословными и неравными (каждое сословие имело свои нормы представительства: голос одного помещика приравнивался к трем голосам буржуазии, 15 крестьян и 45 рабочих). I Государственная дума, названная современниками Думой народных надежд на мирный путь, заседала с 27 апреля по 8 июля 1906 г. Среди ее депутатов было: 34% кадетов, 14% октябристов, 23% трудовиков (фракция, близкая к эсерам и выражавшая интересы крестьянства), около 4% социал-демократов, представленных меньшевиками. Большевики выборы бойкотировали. Черносотенцы в Думу не прошли. Пред. I Государственной думы стал кадет С. А. Муромцев. Предложенную Думой программу демократизации России: введение ответственности министров перед Думой; гарантия всех гражданских свобод, отмена смертной казни и полная политическая амнистия; удовлетворение требований национальных меньшинств; установление всеобщего бесплатного образования; и, главное, проведение аграрной реформы — Николай II не принял и через 72 дня разогнал Думу. II Государственная дума заседала с 20 февраля по 2 июня 1907 г. Несмотря на репрессивную политику во время выборов и спад революции, состав Думы оказался более левым, чем рассчитывало правительство. В ней образовался «левый» блок (43% мест) из 222 трудовиков, эсеров и социал-демократов, среди которых были и большевики. Кадетский центр «растаял» почти вдвое (19%), 15% мест получили октябристы и буржуазно-националистические депутаты; 10% черносотенцев заняли правое крыло. Пред. Думы вновь был избран представитель кадетов — Ф. А. Головин. Тактика «бережения Думы», выдвинутая кадетами, снявшими с обсуждения вопросы о смертной казни и политической амнистии, Думу не спасла. Предложенный «левым блоком» проект принудительного отчуждения помещичьей земли напугал правительство — через 102 дня Дума была распущена. Предлогом стало обвинение социал-демократической фракции в подготовке «антиправительственного заговора». Одновременно с Манифестом 3 июня 1907 г. о роспуске Думы был опубликован новый избирательный закон, который еще больше урезал нормы представительства разных сословий: один голос помещика приравнивался к четырем голосам крупной буржуазии, 68 — мелких городских собственников, 260 — крестьян и 543 — рабочих. Избирательных прав лишались 8 млн жителей Урала, Сибири и Средней Азии. Выборы вновь были не всеобщими, не прямыми, сословными и неравными. Сама избирательная кампания проходила в обстановке полицейских преследований и правительственного террора. III Государственная дума работала с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 г. В нее вошло: 32% «правых» депутатов, 33% октябристов заняли «центр», остальные фракции — 12% кадетов, 4,2% социал-демократов, 3% трудовиков и 6% от национальных партий — «левый» фланг. Ни одна партия не получила большинства, поэтому в Думе сложился механизм парламентского октябристского маятника (при голосовании побеждало либо «право-октябристское» большинство, поддерживавшее правительство, либо «кадетско-октябристское» большинство, готовое к либерально-демократическим реформам). Возглавляли III Государственную думу представители фракции октябристов: с 1 ноября 1907 г. — Н. А. Хомяков, с 8 марта 1910 по 14 марта 1911 г. — А И. Гучков, с 22 марта 1911 по 9 июня 1912 г. — М. В. Родзянко. IV Государственная дума действовала с 15 ноября 1912 г. Ее партийный состав почти не изменился. Пред. вновь был избран М. В. Родзянко. Однако 22 августа 1915 г. 236 депутатов (октябристы, кадеты, прогрессисты и буржуазные националисты) образовали Прогрессивный блок, выдвинувший требование — создать правительство, обладающее доверием общества и ответственное перед Думой. 3 сентября 1915 г. Николай II распустил Думу на каникулы. 1 ноября 1916 г. Дума выразила недоверие правительству и 16 декабря вновь была распущена. Начавшиеся в Петрограде в середине февраля 1917 г. революционные выступления вызвали Указ царя 25 февраля о приостановке деятельности Думы. В ходе Февральской революции 1917 г. роль Думы выразилась в проведении Частных совещаний и деятельности Временного комитета Государственной думы. 6 октября 1917 г. Временное правительство официально распустило IV Государственную думу в связи с началом выборов в Учредительное собрание. Декрета Совета Народных Комиссаров 18 (31) декабря 1917 г. окончательно упразднил канцелярию Думы и ее Временный комитет.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
931.12 кб

Государственная Дума российской империи: исторический опыт

Лукоянов И. В.
Читать PDF
741.87 кб

Распределение влияния в Государственных Думах Российской империи

Алескеров Фуад Тагиевич, Кравченко А.С.
The article presents the experience of using mathematical methods in analyzing the influence of separate fractions in State Dumas of the Russian empire. The article is divided into three sections.
Читать PDF
231.08 кб

Государственная дума Российской империи на страницах газеты «Новое время»

Патрикеева Ольга Алексеевна
В статье рассмотрена малоизученная проблема возникновение и развитие парламентской журналистики в России в 1906-1917 гг. В центре внимания вклад журналистов газеты «Новое время» в развитие отечественной парламентской журналистики.
Читать PDF
337.96 кб

Государственная дума Российской империи: освоение Русского Севера (1907–1916)

Ковалев Борис Николаевич, Кулик Сергей Владимирович
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью изучить проблемы международного сотрудничества и международные конфликты, возникавшие в процессе освоения Севера нашей страны в начале XX в.
Читать PDF
211.57 кб

«Кустарный вопрос» в iii и IV государственных думах Российской империи: 1907–1914 гг

Карташова Мария Вячеславовна
Раскрываются проблемы финансирования кустарной промышленности, обсуждение их в III и IV Государственных думах Российской империи. В основе исследования лежит анализ речей думских депутатов по кустарно-промышленной проблематике.
Читать PDF
586.54 кб

Государственная Дума Российской империи: проблема депутатской дисциплины и законотворчество

Соловьев Кирилл Андреевич
В статье рассматривается проблема дисциплины депутатов Государственной Думы Российский Империи: степень их вовлеченности в законотворческий процесс, пропуски пленарных и комиссионных заседаний нижней палаты.
Читать PDF
214.63 кб

ИСТОЧНИКИ ИЗУЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ В I И II ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДУМАХ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Савельев Петр Юрьевич
Автор ставил целью выявить, классифицировать и оценить источники изучения деятельности социал-демократов в I и II Государственных думах Российской империи, включая литературу, в том числе мемуарную и археографическую, посвященную
Читать PDF
350.56 кб

Министерство финансов Российской империи и Государственная дума I-II созывов: взаимодействие в закон

Зайцев Максим Вячеславович
Статья посвящена отношениям правительства России и Государственной думы первого и второго созывов. Рассматривается процесс подготовки законопроектов Министерством финансов и их судьба в законодательном учреждении.