ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
Государственная дума
1) законосовещательный представительный орган (1906—1917). Рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались Государственным советом и утверждались царем. Имела 4 созыва (1906,1907, 1907—1912, 1912—1917); председатели: С.А. Муромцев, Ф.А Головин, Н.А Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко; 2) одна из двух палат Федерального Собрания РФ согласно Конституции 1993 г. Выборы проходили в 1993 , 1995, 1999, 2003, 2007 гг. Председатели: И.П. Рыбкин, Г.Н. Селезнев, Б.В. Грызлов.
Источник: Краткий словарь по истории.
Государственная дума
1. Законосовещательный представительный орган России(1906-1907), учрежденный Манифестом 17 октября 1905г. Законопроекты, рассмотренные Думой, обсуждались Государственным советом и утверждались царем. Действовало 4 Думы: 1) 27 апреля – 8 июля 1906г., 2) 20 февраля – 3 июня 1907г., 3) 1ноября 1907 9 июня 1912г., 4) 15 ноября 1912 – 27 февраля 1917г. 2. Государственная Дума РФ – нижняя палата Федерального Собрания. Действует наряду с Советом Федерации. Впервые избрана в декабре 1993г.
Государственная дума
1) законосовещательный представительный орган в Российской империи в 1906—1917 гг. Рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались Государственным советом и утверждались императором. Имела 4 созыва: 1906 г. (председатель С. А. Муромцев), 1907 г. (председатель Ф. А. Головин), 1907—1912 гг. (председатель Н. А. Хомяков, затем А. И. Гучков), 1912—1917 гг. (председатель М. В. Родзянко); 2) в Российской Федерации — одна из двух палат Федерального собрания РФ. Выборы в Государственную думу РФ проводились в 1993, 1995, 1999, 2003, 2007, 2011, 2016 гг.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
представительное, законосовещательное учреждение России в 1906—1917 гг. Учреждена Манифестом 17 октября 1905 г. Рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались императором. Выборы многоступенчатые по 4 неравноправным куриям: земледельческой, городской, крестьянской, рабочей. Половина населения, в т. ч. женщины, не имела избирательных прав. До февральской революции 1917 г. было 4 созыва. После революции сформировала Временный комитет Государственной Думы. Формально продолжала существовать до 6 (19) октября 1917 г. Сегодня в России так называется нижняя палата парламента. Формируется в соответствии с конституцией РФ 1993 года.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Государственная дума
Государственная дума (Duma), выборное законодательное собрание России, созванное Николаем II в 1906 г. в ответ на нар. волнения. Социалистич. партии бойкотировали выборы в 1-ю Думу. Попытки Г.д. провести реформу налогообложения и аграрную реформу были сорваны реакционными группировками при царском дворе, убедившими императора распустить одну за другой две Г.д. 4-я Г.д. (1912-17) отказалась подчиниться императорскому указу об ее роспуске и сформировала Временное правительство (в фев. 1917 г.). Тремя днями позже Г.д. приняла отречение императора, но вскоре объявила о самороспуске. По конституции России 1993 г. Г.Д. является нижней палатой парламента - Федерального Собрания. Выборы в Г.д. состоялись в 1993, 1995 и 1999 гг.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
1) законосовещательное представительное учреждение (1906-17). Учреждена Манифестом 17 октября 1905. Рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались императором. Выборы многоступенчатые по 4 неравноправным куриям (землевладельческой, городской, крестьянской, рабочей). Женщины, студенты, военнослужащие лишены избирательных прав. Имела 4 созыва: 1-й (27.4-8.7.1906; председатель С. А. Муромцев); 2-й (20.2-2.6.1907; председатель Ф. А. Головин); 3-й (1.11.1907-9.6.1912; председатель Н.А. Хомяков, с 1910 - А. И. Гучков, с 1911 -М.В. Родзянко); 4-й (с15.11.1912; председатель Родзянко). 27.2.1917 сформировала Временный комитет членов Государственной думы. Формально продолжала существовать до 6.10.1917, когда была распущена Временным правительством. 2) Согласно Конституции Российской Федерации 1993, одна из двух палат Федерального Собрания. Половина депутатов избирается по спискам политических партий и общественных движений, другая половина - по одномандатным округам по мажоритарной системе сроком на 4 года. Председатели: И. П. Рыбкин (1994-96), Г.Н. Селезнев (с 1996).
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Государственная дума
1) законосовещательное, представительское учреждение России (1906–1917 гг.). Учреждена Манифестом 17 октября 1905 г. Рассматривала законопроекты, которые затем обсуждались в Государственном совете и утверждались императором. Выборы в Государственную думу были многоступенчатыми по четырем неравноправным куриям (землевладельческой, городской, крестьянской, рабочей). Женщины, студенты и военнослужащие лишались избирательных прав. Имела 4 созыва: первый (27 апреля – 8 августа 1906 г.; председатель С. А. Муромцев); второй (20 февраля – 2 июня 1907 г.; председатель Ф. А. Головин); третий (1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г.; председатель Н. А. Хомяков, с 1910 г. – А. И. Гучков, с 1911 г. – М. В. Родзянко); четвертый (с 15 ноября 1912 г.; председатель М. В. Родзянко). Формально продолжала существовать до 6(19) октября 1917 г., когда была распущена Временным правительством; 2) согласно Конституции Российской Федерации 1993 г., одна из двух палат Федерального Собрания. Половина депутатов избирается по спискам политических партий и общественных движений, другая половина – по одномандатным округам по мажоритарной системе. Депутаты избираются сроком на четыре года, работают на профессиональной постоянной основе. Председатели: И. П. Рыбкин (1994–1996 гг.), Г. Н. Селезнёв (1996–2003 гг.), Б. В. Грызлов (2003–2011 г.), С. Е. Нарышкин (2011–2016 гг.), В. В. Володин (сентябрь 2016 г. – по настоящее время).
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
Под давлением непрекращающегося революционного движения, а также учитывая настроения и пожелания населения, император Николай II объявил в 1905 году о своем решении учредить народно-представительный орган - Государственную Думу. Манифестом 17 октября 1905 года царь дал Думе законодательные права, сделав ее своего рода парламентом. Таким образом, вместе с ранее учрежденным при Александре I Государственным Советом, в России образовались два законодательных органа. Тогда же была установлена должность Председателя Совета Министров (премьер-министра), которому подчинялись все министры. Первым Председателем Совета Министров был назначен граф Витте. Первая Государственная Дума открылась в апреле 1906 года. Так как выборы в Думу происходили при продолжавшемся революционном движении, большинство Думы оказалось левым, близким к революционным партиям. Вместо конструктивной работы Дума стала на путь борьбы с правительством, добиваясь все новых и новых уступок. Сотрудничать с такой Думой правительство не могло. Летом 1906 года она была распущена. Выборы по Вторую Думу усилили оба фланга - левый и правый и ослабили умеренный центр. Правительство не смогло наладить сотрудничество и с этой Думой. Она также была распущена, и одновременно был изменен избирательный закон, ограничивший возможности революционной оппозиции. Выборы в Третью Думу, происходившие осенью 1907 года, укрепили сторонников монархии. Новая Дума оказывала большое влияние на работу государственного аппарата, контролировала бюджет и поддерживала ряд важных реформ. Она благополучно просуществовала свой полный пятилетний срок. Четвертая Дума, избранная в 1912 году, была в общем похожа на Третью.
Источник: Американская версия история России, Defense language institute, foreign language center
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
представительное законодательное учреждение. Ее создание провозглашено Манифестом императора Николая II 6 августа 1905 г. Первоначально Г.д. создавалась как совещательный представительный орган (см. Булыгинская дума). В ходе революции 1905–1907 гг. издан был Манифест 17 октября 1905 г., в соответствии с которым Г.д. получила законодательные права (резиденция Г.д. – Таврический дворец в Петербурге).
Г.д. избиралась на пятилетний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Количественный состав Г.д. определялся в 524 чел. (с 1907 г. – 442 чел.); для принятия законопроекта требовалось присутствие на заседании Т. д. не менее 1/3 ее членов. Порядок выборов в Г.д. регулировался избирательными законами 1905 и 1907 гг. Общее руководство деятельностью Г.д. осуществляли председатель и его товарищи, они избирались из числа депутатов закрытым голосованием на 1 год, по истечении которого могли переизбираться.
В перерывах между сессиями Г.д. царь, в случае чрезвычайных обстоятельств, имел право издавать по представлению правительства те или иные законодательные акты с последующим внесением их на одобрение в Г.д. Прошедшие через Г.д. законопроекты должны были заручиться поддержкой Государственного совета, и лишь в этом случае они поступали на утверждение царю. Законодательные акты, не вынесенные на обсуждение Г.д. или не утвержденные Т. д. или Государственным советом, но принятые правительством между сессиями Г.д., не имели силы. Значение предоставленного депутатам права законодательной инициативы уменьшалось в силу того, что с почином пересмотра Основных законов мог выступать только царь.
Председатели: 1-й созыв (27 апреля – 8 июля 1906 г.) – С.А. Муромцев; 2-й созыв (20 февраля – 2 июня 1907 г.) – Ф.А. Головин; 3-й созыв (1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г.) – Н.А. Хомяков (1907–1910), А.И. Гучков (1910–1911), М.В. Родзянко (1911–1912); 4-й созыв (15 ноября 1912 г. – март 1917 г.) – М.В. Родзянко.
Г.д. избиралась на пятилетний срок, до истечения которого могла быть распущена императором, назначавшим одновременно новые выборы и время созыва. Количественный состав Г.д. определялся в 524 чел. (с 1907 г. – 442 чел.); для принятия законопроекта требовалось присутствие на заседании Т. д. не менее 1/3 ее членов. Порядок выборов в Г.д. регулировался избирательными законами 1905 и 1907 гг. Общее руководство деятельностью Г.д. осуществляли председатель и его товарищи, они избирались из числа депутатов закрытым голосованием на 1 год, по истечении которого могли переизбираться.
В перерывах между сессиями Г.д. царь, в случае чрезвычайных обстоятельств, имел право издавать по представлению правительства те или иные законодательные акты с последующим внесением их на одобрение в Г.д. Прошедшие через Г.д. законопроекты должны были заручиться поддержкой Государственного совета, и лишь в этом случае они поступали на утверждение царю. Законодательные акты, не вынесенные на обсуждение Г.д. или не утвержденные Т. д. или Государственным советом, но принятые правительством между сессиями Г.д., не имели силы. Значение предоставленного депутатам права законодательной инициативы уменьшалось в силу того, что с почином пересмотра Основных законов мог выступать только царь.
Председатели: 1-й созыв (27 апреля – 8 июля 1906 г.) – С.А. Муромцев; 2-й созыв (20 февраля – 2 июня 1907 г.) – Ф.А. Головин; 3-й созыв (1 ноября 1907 г. – 9 июня 1912 г.) – Н.А. Хомяков (1907–1910), А.И. Гучков (1910–1911), М.В. Родзянко (1911–1912); 4-й созыв (15 ноября 1912 г. – март 1917 г.) – М.В. Родзянко.
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
Государственная дума
предст. законодательное учреждение в России. О создании Г.Д. заявлено в манифестах императора Николая II от 06.08.1905 и 17.10.1905. Выборы в I Г.Д. (27.04. - 08.07. 1906) проходили в февр. - марте 1906. От ур. губ. (Вятской, Оренб., Перм., Уфимской) в нее были избраны 43 деп., из них 17 либералов (конституционно-демократическая партия и др.), 9 беспарт., 7 умеренных (Союз 17 окт. и др.), 5 прогрессистов, 4 лев. (ПСР, РСДРП и др.), 1 пр. (Союз рус. народа). II Г.Д. (20.02. - 02.06.1907) избиралась в янв. - февр. 1907. От У. в нее прошли в числе 43 деп. 29 предст. лев. партий, 12 либералов и 2 прогрессиста. Выборы в III Г.Д. (01.11.1907 - 09.06.1912) состоялись осенью 1907. Из 31 ур. деп. 12 были либералами, 9 - лев., 7 - прогрессистами, 2 - умеренными и 1 - беспарт. Деп. IV Г.Д. (15.11.1912 - 25.02. 1917) избирались в сент. -окт. 1912. От У., к-рый предст. 31 деп., в нее прошли 13 пр., 8 прогрессистов, 5 либералов, 3 умеренных и по одному от лев. и беспарт. 06.10.1917 Г.Д. распущена Вр. пр-вом в связи с началом выборов в Учредительное собр. 22.11.1993 Указом през. РФ бы-ло прервано осуществление функций съезда нар. деп. и ВС РФ и объявлены выборы в Федеральное Собр., нижней палатой к-рого стала Г.Д. Выборы в Г.Д. РФ (12.12.1993 - 17.12.1995) состоялись в сент. - дек. 1993. От ур. обл. (Оренб., Перм., Свердл., Челяб.) и респ. (Башк., Удм.) в нее были избраны 36 деп., из них 6 женщин, 11 независимых деп. По парт. спискам 7 мест получил "Выбор России", 5 - Аграрная партия, 3 - КПРФ, по 2 - ЛДПР, "Женщины России", Гражд. союз, по 1 - Демократическая партия и блок "Яблоко". По общефедеральным спискам в Башк. большинство голосов собрала АПР, в Свердл., Перм. и Челяб. - "Выбор России", в Удм. и Оренб. - ЛДПР. 17.12.1995 состоялись выборы во вторую (шестую) ГД РФ. От ур.обл. и респ. в нее были избраны 50 деп.; 34 - по одномандатн. и 16 - по партийным спискам: КПРФ - 4, ЛДПР - 2, НДР - 5, Яблоко - 4, Женщины России - 1. По одномандатным округам 21 депутат - независ., 13 - от полит. объединений. В Башк., Удм., Оренб., Челяб. обл. первое место заняла КПРФ, в Кург. и Перм. обл. - ЛДПР, в Свердл. обл. - "Преображение Отечества". 19.12.1999 состоялись выборы в третью (седьмую) ГД РФ. Выборы были признаны состоявшимися по 32 одномандатн. окр. В Перм., Сверд. обл. и Удм. первое место занял блок "Единство", в Кург., Оренб., Челяб. обл. - КПРФ, в Башк. - "Отечество-Вся Россия". Лит.: История Урала в период капитализма. М., 1990; Кириллов А.Д., Кириллов Б.А. Большой Урал: выборные кампании 1993-1994 годов. Екатеринбург, 1994; Нарский И.В. Русская провинциальная партийность. Челябинск, 1995; Кириллов А.Д, Попов Н.Н., Кириллов Б.А. Урал политический: история и современность. Партии. Выборы. Депутаты. Екатеринбург, 1999. Попов Н.Н., Кириллов Б.А.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
Собрание народных представителей от населения России так же - как Конституция 25 апреля 1906 г.. Г. Д. учреждена в результате революционного движения 1904-05 гг., как представительный орган ограничивающий самодержавную власть императора. Никакой закон после ее учреждения не мог быть издан без одобрения Г. Думы.
Г. Д. первого созыва заседала в Таврическом дворце г. Петербурга с 27 апреля по 8 июля 1906 г. и была распущена до сроке, т. к. программа ее действий оказалась не совместимой с привычными устоями политической и экономической жизни империи. Г. Д. требовала закона об ответственности министров перед народным представительством, закона об отмене смертной казни, принудительного отчуждения в пользу крестьян земель казенных, удельных, кабинетских, монастырских, церковных, помещичьих и иных революционных реформ. После роспуска Думы, 250 депутатов собрались в г. Выборге и обратились с воззванием к населению империя, призывая его выразить протест против роспуска народного собрания путем отказа платить подати и поставлять рекрутов.
В первой Г. Думе было 499 депутатов. Из них принадлежали к прогрессивным партиям: конституционно-демократической ( кадетов) 161 депутат, трудовой (трудовики) 97 депутатов, социал-демократической 17 депутатов. Остальные - правые и беспартийные. Председательствовал С. А. Муромцев.
Г. Д. второго созыва заседала от 20 февраля до 5 июня 1907 г. Всех депутатов 505 с некоторым преобладанием представителей прогрессивных и революционных партий. Председатель А. Ф. Головин. Вторая Дума настаивала на выполнении программы первой и была распущена после отказа выдать властям 55 представителей. обвиненных в государственных преступлениях и пользовавшихся депутатской неприкосновенностью.
Г. Д. третьего созыва собралась 1-го ноября 1907 г. и сохраняла полномочия до 1912 г. Трехстепенные выборы ее депутатов производились по новому избирательному закону, который определал их число в 427 человек с преобладанием сторонников правительства и со слабой оппозицией. Председатели Н. А. Хомяков и А. И. Гучков.
Г. Д. четвертого созыва мало отличалась по составу от предыдущей и с такой же слабой оппозицией. Однако, неудачи на фронтах Первой Мировой войны, нечистоплотные интриги при императорском дворе и рост революционных настроений в стране, нашли свое отражение и в Г. Думе созданием блока прогрессивных партий под руководством П. Н. Милюкова. Он стал опорой оппозиции и сыграл важную роль в февральском государственном перевороте 1917 г. Г. Д. не выполнила указ о ее роспуске, выступила по стороне врагов царствующего дома, выделила из своей среды Временный комитет, который назначил своих комиссаров в правительственные учреждения и отправил делегации к государю с требованием об отречении от престола за себя и за наследника. Совершив переворот, комитет участвовал в образовании Временного Правительства.
По политическим взглядам народные представители в составе Г. Д. всех созывов делились на партийные фракции, а национальные и внепартийные группировки объединялись в Польском Коло и в Казачьей фракции.
Г. Д. первого созыва заседала в Таврическом дворце г. Петербурга с 27 апреля по 8 июля 1906 г. и была распущена до сроке, т. к. программа ее действий оказалась не совместимой с привычными устоями политической и экономической жизни империи. Г. Д. требовала закона об ответственности министров перед народным представительством, закона об отмене смертной казни, принудительного отчуждения в пользу крестьян земель казенных, удельных, кабинетских, монастырских, церковных, помещичьих и иных революционных реформ. После роспуска Думы, 250 депутатов собрались в г. Выборге и обратились с воззванием к населению империя, призывая его выразить протест против роспуска народного собрания путем отказа платить подати и поставлять рекрутов.
В первой Г. Думе было 499 депутатов. Из них принадлежали к прогрессивным партиям: конституционно-демократической ( кадетов) 161 депутат, трудовой (трудовики) 97 депутатов, социал-демократической 17 депутатов. Остальные - правые и беспартийные. Председательствовал С. А. Муромцев.
Г. Д. второго созыва заседала от 20 февраля до 5 июня 1907 г. Всех депутатов 505 с некоторым преобладанием представителей прогрессивных и революционных партий. Председатель А. Ф. Головин. Вторая Дума настаивала на выполнении программы первой и была распущена после отказа выдать властям 55 представителей. обвиненных в государственных преступлениях и пользовавшихся депутатской неприкосновенностью.
Г. Д. третьего созыва собралась 1-го ноября 1907 г. и сохраняла полномочия до 1912 г. Трехстепенные выборы ее депутатов производились по новому избирательному закону, который определал их число в 427 человек с преобладанием сторонников правительства и со слабой оппозицией. Председатели Н. А. Хомяков и А. И. Гучков.
Г. Д. четвертого созыва мало отличалась по составу от предыдущей и с такой же слабой оппозицией. Однако, неудачи на фронтах Первой Мировой войны, нечистоплотные интриги при императорском дворе и рост революционных настроений в стране, нашли свое отражение и в Г. Думе созданием блока прогрессивных партий под руководством П. Н. Милюкова. Он стал опорой оппозиции и сыграл важную роль в февральском государственном перевороте 1917 г. Г. Д. не выполнила указ о ее роспуске, выступила по стороне врагов царствующего дома, выделила из своей среды Временный комитет, который назначил своих комиссаров в правительственные учреждения и отправил делегации к государю с требованием об отречении от престола за себя и за наследника. Совершив переворот, комитет участвовал в образовании Временного Правительства.
По политическим взглядам народные представители в составе Г. Д. всех созывов делились на партийные фракции, а национальные и внепартийные группировки объединялись в Польском Коло и в Казачьей фракции.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
в России (1906-1917) - представительное законодат. учреждение с ограниченными правами, созданное самодержавием под натиском революции 1905-07 в России для союза с буржуазией и перевода страны на рельсы буржуазной монархии при сохранении политического всевластия царизма. Первая Г. д. (27 апр. - 8 июля 1906, одна сессия). Октябрьская всероссийская политическая стачка 1905 смела совещат. Булыгинскую думу и заставила Николая II выступить с Манифестом 17 октября 1905, обещавшим "незыблемые основы гражд. свободы" и созыв законодат. Г. д., к выборам к-рой будут допущены все слои населения. 11 дек. 1905, в разгар вооруж. восстания в Москве, был издан закон о выборах в Г. д. Сохранив куриальную систему, установленную при выборах в Булыгинскую думу, закон прибавил к ранее существовавшим землевладельч., городской и крестьянской куриям рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по городской курии. По рабочей курии к выборам допускались лишь мужчины, занятые на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих; это и др. ограничения лишили избират. права ок. 2 млн. мужчин-рабочих. Выборы были не всеобщие (исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие действит. службы, ряд нац. меньшинств), не равные (один выборщик на 2 тыс. населения в землевладельч. курии, на 4 тыс. - в городской, на 30 тыс. - в крестьянской, на 90 тыс. - в рабочей), не прямыми (двух-, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными). Пр-во еще рассчитывало "..."сыграть" в крестьянский цезаризм" (Ленин В. И., Соч., т. 18, с. 262), рассматривало крестьянство как свою монархич., консервативную опору. Поэтому крестьянам обеспечивалось ок. 45% мест в Г. д. Общее число членов Г. д. было определено в 524 чел. Признав за Г. д. законодат. права, царизм стремился всячески ограничить их. Манифестом 20 февр. 1906 Государственный совет был преобразован во вторую законодат. палату с правом вето на решения Г. д.; разъяснялось, что Г. д. не имеет права изменять основные гос. законы. Правилами 8 марта 1906 из ведения Г. д. изымалась значит. часть гос. бюджета. Согласно новой редакции Основных государственных законов (23 апр. 1906), император сохранял всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним мин-во, руководство внеш. политикой, управление армией и флотом; мог издавать в перерыве между сессиями законы, к-рые затем формально утверждались Г. д. (ст. 87). Все это превращало Г. д. фактически в безвластный орган. Большевистская партия призвала массы к бойкоту Г. д. Однако в условиях начавшегося спада революц. движения бойкот не удался. Срыву бойкота способствовали конституц. иллюзии крестьянства, порожденные либеральными маневрами царизма и предвыборной демагогией кадетов. Выборы в Г. д. проходили в февр.-марте 1906, в обстановке правительств. репрессий. В условиях, когда действительно левые партии были устранены от выборов арестами, избират. законом и т. д., победа досталась кадетам. Вследствие неодновременности выборов работа Г. д. проходила при неполном составе. Из 478 депутатов 1-й Г. д. кадетов было 179, автономистов (члены Польского коло, укр., эст., латыш., литов. и др. бурж.-националистич. групп) - 63, октябристов - 16, беспартийных - 105, трудовиков - 97, с.-д. - 18 (количеств. состав фракций Г. д. не был постоянным). Председателем Г. д. был выбран кадет С. А. Муромцев, секретарем - кадет Д. И. Шаховской. Занимая первенствующее положение в Думе и мечтая "о союзе направо и о симпатии слева" (там же, т. 10, стр. 365), кадеты оказались перед неразрешимыми противоречиями, под знаком к-рых прошла вся практич. работа 1-й Г. д. В первые же дни занятий Г. д. пр-вом были отвергнуты политич. притязания кадетов, высказанные в форме робких пожеланий частичной политич. амнистии, создания "ответственного перед Г. д. мин-ва", расширения избират. прав и др. бурж. свобод, увеличения крест. землепользования и т. д. В многочисл. думских комиссиях были похоронены законопроекты об отмене смертной казни, о неприкосновенности личности, свободе совести, собраний и др. Центр. вопросом в Г. д. был аграрный. Кадеты надеялись повести за собой крестьянство под флагом "принудительного отчуждения" помещичьей земли. 8 мая они внесли в Г. д. законопроект за подписью 42 депутатов, предлагавший дополнит. зем. наделение крестьян за счет казенных, монастырских, церковных, удельных, кабинетских земель, а также частичного отчуждения помещичьей земли за выкуп "по справедливой оценке". Но и этот законопроект, рассчитанный на сохранение помещичьего землевладения, отрыв крест. масс от революции и примирение их с помещиками, был обречен на провал. Пр-во еще накануне созыва Г. д. приняло решение распустить ее, если будет поставлен вопрос о "принудительном отчуждении". Клас. борьба в деревне доказала бесплодность надежд на "социальный мир" и заставляла пр-во переходить от игры в "крестьянский цезаризм" к столыпинскому решению агр. вопроса. Бессилие Думы, разоблачение большевиками либерально-монархич. природы кадетов, их стремлений прекратить революцию путем незначительных, приемлемых для помещиков и царизма уступок народу, - все это вело к росту революц. настроений в массах, к крушению конституц. иллюзий, что никак не отвечало кадетской идее "мирного парламентаризма". Вторая по величине фракция Г. д. - трудовики - представляла мелкобуржуазную, прежде всего крест. демократию. 23 мая трудовики выступили, в противовес кадетскому "проекту 42", со своим агр. законопроектом ("проект 104"), в к-ром требовали отчуждения помещичьих и прочих частновладельч. земель, превышавших "трудовую норму", создания "общенародного земельного фонда" и введения уравнит. землепользования по "трудовой норме". Практич. разрешение агр. вопроса передавалось избираемым всеобщим голосованием местным зем. к-там. Несмотря на колебания трудовиков в вопросе о выкупе (допускалась возможность компенсации за отчуждаемую землю за счет гос-ва) и утопичность их рассуждений о "трудовом начале" как базе для развития социализма, это был революц. законопроект, требовавший крутой ломки помещичьего землевладения. 8 июня 1906 33 депутатами (в основном эсерами) был внесен еще один проект Основного земельного закона, требовавший немедленного уничтожения частной собственности на землю, социализации земли и уравнительного землепользования. Г. д. отказалась обсуждать "проект 33", как "ведущий к черному переделу". В ходе думских прений трудовики все более высвобождались из-под влияния кадетов, сближаясь по ряду вопросов с социал-демократами. С.-д. прошли в Г. д. "непартийным путем". Они были избраны голосами гл. обр. крестьянских и городских выборщиков; это обусловило преобладание меньшевиков в составе с.-д. депутатов. С.-д. вошли во фракцию трудовиков, но в июне, в силу решения IV Объединительного съезда РСДРП, выделились в самостоят. фракцию. В. И. Ленин рассматривал это решение как ошибку, поскольку избранные депутаты не представляли сознательный пролетариат, бойкотировавший выборы. Вместе с тем он считал, что поскольку с.-д. фракция создана, ею нужно руководить. Ленин стремился направить действия рабочих депутатов по революц. пути, давал им практич. советы, отмечал успехи, резко критиковал промахи и ошибки. Успехом с.-д. фракции была критика ею кадетского законопроекта о свободе собраний, выступления о недопустимости предоставления пр-ву - "истинному виновнику голодовок" - денег в фонд помощи голодающим и др. Правильным было и решение фракции не выдвигать своего аграрного законопроекта и голосовать за революционный проект трудовиков. В то же время фракция, находясь под влиянием меньшевиков, допустила ряд принципиальных ошибок (принятие меньшевистского проекта декларации, признававшего Думу "центром общенародного движения", поддержка кадетского лозунга "ответственного министерства" и т. д.). В условиях обострения внедумской борьбы классов пр-во находило дальнейшее существование Г. д. опасным. 20 июня оно выступило с заявлением, в к-ром категорически высказалось за неприкосновенность помещичьей собственности на землю, а 9 июля был опубл. царский манифест, объявивший, что поскольку "выборные от населения, вместо работы строительства законодательного, уклонились в непринадлежащую им область" Г. д. закрывается. В этом факте сказалась вся призрачность, вся фиктивность российской конституции и парламентаризма и вся реальность самодержавного строя в России (см. В. И. Ленин, Соч., т. 11, с. 91-92). 9-10 июля группа депутатов, ок. 200 чел. (кадеты, трудовики, с.-д.), провела в Выборге совещание и приняла воззвание (см. Выборгское воззвание), в к-ром призвала к пассивному сопротивлению пр-ву. Но уже в сент. на своем съезде кадеты отказались от "пассивного сопротивления", признав его практически неосуществимым. Вторая Г. д. (20 февр. - 2 июня 1907, одна сессия) была созвана в обстановке упадка революции. По т. н. "сенатским разъяснениям" избират. закона от выборов (янв.-февр. 1907) были отстранены десятки тысяч рабочих, мелких землевладельцев. Широко практиковались аресты, кассирование и подделка выборов. Свободу агитации получили только правые партии и кадеты. И все же состав 2-й Г. д. оказался более левым, чем 1-й. Это было обусловлено возросшей политич. сознательностью масс, отходом значит. части крестьянства от кадетов, участием в выборах большевиков. Из 518 депутатов, участвовавших в работе Г. д., было 65 с.-д., эсеров - 37, народных социалистов - 16, трудовиков - 104, кадетов - 98 (почти вдвое меньше, чем в 1-й Г. д.), правых и октябристов - 54, националов - 76, беспарт. - 50, казачья группа насчитывала 17, партия демократич. реформ - 1 депутата. Усиление крайних флангов свидетельствовало о дальнейшем размежевании революц. и контрреволюц. сил, вызванном провалом кадетов в 1-й Г. д. Пред. и секретарь Г. д. - кадеты Ф. А. Головин и М. В. Челноков. Все время Г. д. была под угрозой разгона. Правые депутаты систематически устраивали инциденты и скандалы, чтобы создать повод для ее роспуска. Кадеты, выдвинув лозунг "бережения Думы", пытались создать большинство, присоединив к себе слева трудовиков, справа - октябристов, Польское коло, мусульманскую и казачью группы. Во имя "осторожности" кадеты отказались от лозунга "ответственного мин-ва" и пошли на дальнейшее урезывание своих программных требований; они уговорили трудовиков не отвечать на правительств. декларацию, с к-рой 6 марта в Г. д. выступил Столыпин (Г. д. приняла формулу простого перехода к очередным делам без всякой оценки политики пр-ва). Кадеты провалили, в связи с обсуждением вопроса о голоде, предложение с.-д. фракции о создании парламентской комиссии для расследования дел на местах; сняли с обсуждения вопросы о смертной казни, политич. амнистии и др. Запугивая роспуском Г. д., они уговорили трудовиков не голосовать за предложение с.-д. фракции отвергнуть бюджет без передачи в комиссию. Тем самым они добились принципиального одобрения бюджета Г. д. и, следовательно, укрепили доверие к царизму со стороны его зап.-европ. кредиторов. Центральным во 2-й Г. д., как и в 1-й, был аграрный вопрос. Правые и октябристы защищали столыпинский указ 9 нояб. 1906 (см. Столыпинская аграрная реформа). Кадеты сильно урезали свой агр. проект, сведя до минимума элемент принудит. отчуждения земли за выкуп (отказ от постоянного резервного зем. фонда, наделение на местах не по потребительской норме, а в зависимости от того, сколько найдется "свободной" земли и т. д.). Трудовики по агр. вопросу занимали во 2-й Г. д. ту же революц. позицию, что и в 1-й; в решении остальных вопросов они колебались между революц. с.-д. и кадетами. Эсеры внесли проект социализации, с.-д. фракция - проект муниципализации земли. Большевики защищали программу национализации всей земли. Линия с.-д. фракции определялась меньшевистским большинством: из 54 с.-д. депутатов с решающим голосом (11 депутатов, прошедшие в Г. д. не от партии, имели совещат. голос) было 36 меньшевиков и 18 большевиков. Объяснялось это тем, что значит. часть меньшевиков, в т. ч. группа кавк. депутатов во главе с лидером фракции Церетели, прошла голосами мелкой буржуазии. Отказавшись от бойкота Г. д., большевики решили использовать думскую трибуну в интересах революции. Во время избират. кампании они выступили против меньшевистской тактики блока с кадетами. В своей деятельности в Г. д. большевики отстаивали тактику "левого блока" с трудовиками, тогда как меньшевики целиком исходили из идеи сотрудничества с кадетами. Преобладание меньшевиков привело к тому, что фракция допустила серьезные политич. шатания по важнейшим программным и тактич. вопросам: она голосовала за кадетского кандидата в пред. Г. д., отвергнув требование большевиков голосовать за трудовика или беспартийного; в ответе фракции на декларацию Столыпина, с к-рым выступил Церетели, ни слова не было сказано о социализме, отсутствовала с.-д. оценка текущего момента. В своей бюджетной резолюции фракция опустила изложение социалистич. точки зрения на бюджет бурж. гос-ва и т. д. Действия фракции поддерживались и руководились меньшевистским ЦК. Борьба между меньшевиками и большевиками внутри фракции была перенесена на V-й (Лондонский) съезд РСДРП. Меньшевики требовали безоговорочного одобрения деятельности фракции, признания ее самостоятельности по отношению к ЦК, угрожая сложением полномочий фракции и расколом. На съезде победила большевистская точка зрения; в принятой резолюции отмечалось, что деятельность с.-д. в Г. д. должна быть подчинена задачам внедумской борьбы пролетариата. Однако фракции не пришлось воспользоваться директивами съезда. 2-я Г. д. доживала последние дни, так и не успев приступить к "органической" работе. Убедившись, что и на этот раз кадетам не удалось повести за собой трудовиков, примирить крестьян с помещиками, пр-во решило разогнать Г. д. Поводом послужило сфабрикованное охранкой провокац. обвинение с.-д. фракции в воен. заговоре. 1 июня Столыпин потребовал от Г. д. исключения из числа депутатов и привлечения к следствию 55 членов с.-д. фракции и санкции на немедленный арест 16 из них. Г. д. создала комиссию с поручением срочно рассмотреть это обвинение. Не дождавшись конца работы комиссии, пр-во в ночь на 3 июня арестовало, а затем предало суду с.-д. фракцию. 3 июня была распущена 2-я Г. д. и опубликован новый избират. закон (см. Третьеиюньский переворот 1907). Третья Г. д. (1 нояб. 1907 - 9 июня 1912, пять сессий) - единственная из всех 4 дум, просуществовавшая весь положенный 5-летний срок. Оставив в силе все антидемократич. черты закона 11 дек. 1905, закон 3 июня вместе с тем радикально перераспределил число выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии (они получили 2/3 общего числа выборщиков, рабочим же и крестьянам было оставлено ок. 1/4 выборщиков). Не только рабочие, но и крест. выборщики были лишены теперь права самим избирать положенное им число депутатов из своей среды. Это право передавалось губ. избират. собранию в целом, где в большинстве случаев преобладали помещики и буржуазия. Гор. курия была разделена на 2: 1-ю составляла крупная буржуазия, 2-ю - мелкая буржуазия и гор. интеллигенция. Представительство народов нац. окраин было резко сокращено; народы Ср. Азии, Якутии и нек-рых др. нац. р-нов были полностью отстранены от выборов. Общее число депутатов сокращалось до 442. Выборы, происходившие осенью 1907, дали результат, предусмотренный новым избират. законом. В 1-ю сессию 3-я Г. д. насчитывала 50 крайних правых депутатов, умеренно-правых и националистов - 97, октябристов и примыкавших к ним - 154, "прогрессистов" - 28, кадетов - 54, мусульманская группа - 8, литовско-белорусская группа - 7, польское коло - 11, трудовиков - 14, с.-д. - 19 (последующие изменения в числ. составе фракций не имели существенного значения). Председателем Г. д. был избран октябрист Н. А. Хомяков, к-рого в марте 1910 сменил октябрист А. И. Гучков, секретарем - представитель правых И. П. Созонович. Отсутствие однофракционного большинства означало, что судьба голосования в Г. д. зависела от октябристов, ставших (вместо кадетов) партией "центра". Если они голосовали с правыми, создавалось право-октябристское большинство (насчитывало примерно 300 чел.), если совместно с прогрессистами и кадетами - октябристско-кадетское (более 250 чел.). Эта важнейшая особенность 3-й Г. д. отражала новую политику царизма - политику думского бонапартизма, к-рый был органич. продолжением агр. бонапартизма, выраженного в столыпинской агр. реформе. Царизм вынужден был учесть уроки революции 1905-07, свидетельствовавшие о невозможности сохранения самодержавия в неизменном виде. Бонапартистской политикой заигрывания с кулаком, с одной стороны, лавирования между помещиками и буржуазией в Г. д. - с другой, он стремился обеспечить перестройку абсолютистской монархии в буржуазную при сохранении своего политич. всевластия, доходов и привилегий помещиков. В задачу Г. д. входило проведение совместными усилиями буржуазии и помещиков минимума либеральных реформ, увенчивающих столыпинскую перестройку деревни. "III Дума, - указывал В. И. Ленин, - есть политически оформленный, общенациональный союз политических организаций помещиков и крупной буржуазии" (Соч., т. 15, с. 368). Но царизм обставил этот союз такими гарантиями (ничтожность прав Г. д., преобладание в ней крепостников-помещиков, Гос. совет, проваливавший неугодные законопроекты, принятые Г. д., и т. д.), к-рые делали его полным хозяином в Думе. При помощи право-октябристского большинства пр-во намеревалось проводить охранительные законопроекты, направленные на борьбу с революцией, а с октябристско-кадетским - умеренные либеральные реформы в области управления, земства, суда и т. д. Правые и Столыпин, следуя принципу "сначала успокоение, потом реформы", фактически свели на нет деятельность 2-го большинства. Несмотря на разгул реакции, в массах сохранилось революц. настроение, вылившееся уже в 1910 в новый подъем революц. движения. Поэтому царизм отказывался давать реформы, опасаясь, что они приблизят революцию. Либералы в страхе перед революцией не были способны на борьбу с царизмом. Это привело к тому, что Г. д. принимала открыто реакц. законопроекты и штамповала многочисл. мелкие проекты, получившие название "законодат. вермишели". "Либеральные" же законопроекты либо проваливались самой Г. д., либо хоронились Гос. советом. Были отвергнуты принятые Г. д. вероисповедные законопроекты, гл. из к-рых был проект, облегчавший положение старообрядцев. Не было введено волостное земство. Провалились законопроекты о поселковом управлении, волостном и местном суде и т. д. Оказались бесплодными все "патриотические" усилия думской комиссии по гос. обороне побудить пр-во произвести жизненно необходимые преобразования в воен. и мор. мин-вах. В 1912 октябристы капитулировали в этом вопросе, проголосовав вместе с правыми за предоставление пр-ву полумиллиардного кредита для выполнения воен.-мор. программы, хотя в воен. ведомствах остались неизменными порядки, приведшие к разгрому в рус.-япон. войне. Из 10 разработанных пр-вом законопроектов по рабочему вопросу стали законами только 2: о страховании рабочих от несчастных случаев и на случай болезни (см. Страховое законодательство), распространявшиеся всего на 20% лиц, занятых наемным трудом. Г. д. осуществила лишь одну крупную реформу, приняв указ 9 нояб. 1906, направленный на разграбление общинных земель в пользу кулака, еще более усилив его насильственные, антикрестьянские черты (закон 14 июня 1910). Т. о., минимум политич. преобразований, необходимых для перехода царизма на рельсы бурж. монархии, не был проведен. Это означало, что Г. д., как "конституционное прикрытие" царизма, оказалась несостоятельной, становясь дополнит. фактором его ослабления. "Самодержавие, - писал В. И. Ленин, - отсрочило свою гибель, успев сорганизовать такую Думу, но оно не укрепляется этим, а разлагается от этого. Дума есть такое "покрытие", которое стоит иного "раскрытия"..." (там же, с. 359). Бессилие Думы приводило к грызне и взаимному разоблачению фракций контрреволюц. большинства и к потере ею последних остатков престижа в массах. Кризис 3-й Г. д. начался с первых же дней ее существования. В 1909 правые в Гос. совете подняли кампанию против принятого Г. д. мелкого законопроекта о штатах мор. ген. штаба на том основании, что Дума якобы вторглась в прерогативы верховной власти. Правая печать обвиняла Столыпина и октябристов в стремлении захватить управление армией и страной в свои руки. Законопроект не был утвержден царем. Возник "министерский" кризис. Столыпин спасся от отставки ценой полной капитуляции перед правыми, переориентировки с октябристов на националистов. 1910-11 в истории Г. д. проходят под знаком националистич. законопроектов, направленных против Финляндии и Польши. На базе националистич. политики произошло объединение умеренно-правых и националистов в партию и фракцию "русских националистов", претендующую на роль "центра" взамен октябристов, к-рые фактически подчинились влиянию националистов. Принятый Г. д. законопроект об общеимперском финл. законодательстве (закон 17 июня 1910) был направлен на полное уничтожение финл. конституции, т. к. изымал из сферы действия сеймового законодательства и объявлял общеимперскими все важные области законодательства - финансы, жел. дороги, связь, школу, суд и т. д. В мае 1910 Г. д. приняла правительств. законопроект о введении земства в 6 зап. губ. - Витебской, Минской, Могилевской, Киевской, Волынской и Подольской, - направленный на разжигание нац. розни в крае путем деления избирателей на нац. курии - польскую и русскую, ограничения крест. представительства, недопущения в земство евреев и т. д. Той же цели служил и др. законопроект, принятый Г. д. в апр. 1912, - о выделении из состава Царства Польского вост. частей Люблинской и Седлецкой губ. с образованием из них Холмской губ., превращавшейся во внутр. губ. России. Однако крах политики бонапартизма окончательно подорвал веру верхов в Столыпина. В марте 1911 Гос. совет развязал "министерский" кризис, демонстративно провалив принятый Г. д. законопроект о зап. земстве. Столыпин добился у царя согласия распустить на 3 дня Г. д. и Гос. совет, в течение к-рых законопроект был проведен в порядке 87-й ст. Основных законов. Но это была "пиррова" победа Столыпина. Крах бонапартистской политики означал его политич. смерть. Вскоре после этого, 1 сент. 1911, Столыпин был смертельно ранен агентом охранки. Вместе со Столыпиным потерпел крах и октябристский "центр". В знак протеста против 3-дневного роспуска Г. д. Гучков подал в отставку; пред. Г. д. был избран правый октябрист М. В. Родзянко. Потерпела провал и думская политика кадетов, основанная на прислужничестве перед октябристами и Столыпиным. На конференциях партии представители с мест единодушно подчеркивали, что кадеты полностью скомпрометировали себя в глазах масс, к-рые совершенно не отличают их от октябристов. Углублению кризиса 3-й Г. д. способствовала позиция депутатов-крестьян. По агр. вопросу не только трудовики, но и крестьяне - члены правых фракций, стояли на революц.-демократич. позициях. Последние хотя и проголосовали за указ 9 нояб. 1906, но одновременно внесли свой агр. законопроект, требовавший фактически ликвидации помещичьего землевладения. Трудовики, несмотря на колебания между кадетами и с.-д., выражали в своих выступлениях революц. настроения крестьянства, непримиримость его интересов с самодержавием и черносотенной Г. д. Большую роль в кризисе третьедумской системы сыграла деятельность с.-д. фракции. Из 6 депутатов, избранных по рабочей курии, было 4 большевика (Н. Г. Полетаев, М. В. Захаров, С. А. Воронин, П. И. Сурков); 5-й - В. Д. Косоротов - по требованию пр-ва был исключен из состава Г. д., предан суду и заключен в крепость. К большевикам примыкали депутаты И. П. Покровский и А. И. Предкальн. Меньшевики, составлявшие большинство фракции, прошли в Г. д. голосами гл. обр. мелкобурж. избирателей. В начале работы Г. д. фракция под влиянием меньшевистского большинства допустила ряд серьезных ошибок: при обсуждении правительств. декларации 16 нояб. 1907 выступила с декларацией, в к-рой отсутствовало клас. социалистич. содержание и были урезаны требования программы-минимум; голосовала за ассигнование 6,5 млн. руб. на "народное образование", предоставленные в распоряжение реакц. мин-pa Шварца; некритич. восхваление 1-й и 2-й Г. д. и др. Начиная со 2-й сессии, деятельность фракции улучшается. Численность ее сократилась до 14 чел. за счет ухода случайных элементов, возросла роль большевистской части во главе с Полетаевым. Гл. роль в улучшении работы фракции играла критика и помощь со стороны В. И. Ленина, центр. и местных большевистских орг-ций. Фракция выступила с рядом удачных речей по бюджету, вероисповедным, нац., внешнеполитич. и др. вопросам, разоблачавших антинар. политику царизма и Думы, заняла последовательную с.-д. позицию при обсуждении указа 9 нояб., выступая за конфискацию всех помещичьих земель. С.-д. депутаты внесли в Г. д. серию запросов, имевших большое агитац. значение (в т. ч. запросы о преследовании профсоюзов, о суде над с.-д. фракцией 2-й Г. д., о Ленском расстреле). Широкую поддержку пролетариата получили: внесенные фракцией законопроекты о 8-час. рабочем дне, свободе профсоюзов и т. д., позиция с.-д. депутатов при обсуждении Г. д. страховых законопроектов (требования отнести расходы по страхованию на счет предпринимателей и гос-ва, предоставить управление больничными кассами рабочим. Всего с.-д. внесли к законопроектам 162 поправки, все они были отвергнуты большинством Г. д.). Четвертая Г. д. (15 нояб. 1912 - 6 окт. 1917, пять сессий). Деятельность 4-й Г. д. проходила в условиях предвоен. революц. подъема, 1-й мировой войны и революц. кризиса, завершившегося свержением царизма. Выборы в 4-ю Г. д. проходили в сент.-окт. 1912. Рост рабочего и крест. движения, падение право-октябристского большинства в конце работы 3-й Г. д. заставили пр-во мобилизовать все средства, чтобы не допустить сдвига 4-й Г. д. "влево" по сравнению с ее предшественницей. Стремясь протащить в Г. д. своих ставленников, оно прибегло к помощи духовенства, участвовавшего в уездных съездах землевладельцев в качестве уполномоченных от мелких землевладельцев. В 46 губ. Европ. России на съездах мелких землевладельцев и настоятелей церквей в числе избранных 7990 уполномоченных 6516 были священниками. В рабочей, крестьянской, 2-й городской куриях, объединявших осн. массу демократич. избирателей, пр-во воздействовало на выборы методом полицейских репрессий и всевозможных махинаций вроде ограничения числа избирателей путем "разъяснений" и т. д. Царизму удалось сохранить в 4-й Г. д. два большинства: право-октябристское (283 голоса) и октябристско-кадетское (226 голосов). Среди 442 депутатов 4-й Г. д. правых было 65, националистов и умеренно-правых - 120, октябристов - 98, прогрессистов - 48, кадетов - 59, три нац. группы (польско-литовско-белорусская группа, польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, трудовики - 10, с.-д. - 14 (большевиков - 6, меньшевиков - 7, из к-рых 4 были избраны не по рабочей курии; 1 депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам), беспартийные - 7. Пред. и секретарем Г. д. были избраны октябристы М. В. Родзянко и И. Н. Дмитрюков. Изменения в составе помещичье-бурж. фракций Г. д. отражали "...процесс отмежевки правого крепостнически-реакционного крыла контрреволюции от либерально-буржуазного крыла той же контрреволюции" (Ленин В. И., Соч., т. 18, с. 468), ускоренный разочарованием буржуазии в октябризме. Октябристы сохранили за собой роль "центра", но провал их был очевиден: фракция сократилась численно и на 3/4 обновила состав по сравнению с 3-й Г. д. Характерным для 4-й Г. д. явился рост промежуточной между октябристами и кадетами фракции "прогрессистов", к-рые представляли "помесь октябристов с кадетами" (см. там же, с. 469). Кадеты, добивавшиеся дележа экономич. и политич. привилегий между помещиками и буржуазией, вышли на выборы под лживым лозунгом "спасения конституции" с целью завоевать массы на свою сторону и затормозить подъем революц. движения в стране, но потерпели провал. Меньшевики шли на выборы под лозунгом "вырвать Думу из рук реакции", что объективно означало передачу гегемонии либералам. Большевики противопоставили им лозунг "вырвать демократию из рук либералов", основанный на том, что"... только вышедшая из-под зависимости либералов демократия способна на деле подорвать реакцию" (там же, с. 476). Избират. программа большевиков, разработанная В. И. Лениным, разъясняла безнадежность реформ и ставила ближайшей задачей свержение царизма и завоевание демократич. республики силами пролетариата и крестьянства. Результаты выборов по рабочей курии показали рост влияния большевистской партии в пролетарских массах, особенно в пром. губ. (см. Большевистская фракция 4-й Государственной думы). Революц. подъем и вызванное им обострение противоречий между царизмом и буржуазией обусловили полный законодат. паралич 4-й Г. д. Престиж ее падал не только в массах, но и у самих думцев. Пр-во завалило Г. д. "законодательной вермишелью". В период 1-й и 2-й сессий (1912-14) в нее было внесено св. 2 тыс. мелких законопроектов; в то же время широко практиковалось внедумское законодательство. Так, бюджет на 1914 фактически был утвержден пр-вом и опубликован не как закон, "одобренный Г. д. и Гос. советом" (обычная в таких случаях формула), а как документ, подписанный царем и составленный "согласно постановлениям" Г. д. и Совета. В 4-й Г. д. чаще, чем в 3-й, складывалось октябристско-кадетское большинство. Оно проявило себя и в "оппозиционных" пр-ву голосованиях и в попытках "самостоятельной" законодат. инициативы. В ответ на декларацию пр-ва 5 дек. 1912 оно приняло формулу, приглашавшую пр-во вступить на путь осуществления Манифеста 17 окт. 1905, в 1913-14 осудило политику Мин-ва внутр. дел, высказалось за кадетские законопроекты о свободе печати, собраний, союзов и т. п. Практич. значения это не имело: законопроекты застревали в комиссиях или проваливались Гос. советом. Показное "полевение" Г. д. было попыткой убедить массы в возможности политич. свобод, поднять собственный престиж; вместе с тем оно свидетельствовало о начавшемся крушении третьеиюньской системы в обстановке нарастания общеполитич. кризиса в стране. С началом 1-й мировой войны ход работы Г. д. был нарушен. Сессии созывались нерегулярно, осн. законодательство осуществлялось пр-вом помимо Г. д. 26 июля 1914 состоялась однодневная чрезвычайная сессия Г. д., на к-рой все фракции, кроме с.-д., проголосовали за воен. кредиты, продемонстрировав "нац. единство" буржуазии и помещиков в вопросах империалистич. внеш. политики. Очередная (3-я) сессия 4-й Г. д. была созвана 27 янв. 1915 для принятия бюджета и продолжалась всего 3 дня. Весенне-летние поражения царских войск в 1915 и бурный рост революц. движения нарушили "единение" царя с Г. д. 19 июля 1915 открылась 4-я сессия Г. д. Выступивший с декларацией пр-ва пред. Совета министров И. Л. Горемыкин, вместо оценки политич. положения, предложил Думе обсудить 3 малозначит. законопроекта. Крайние правые полностью поддержали его. Но др. бурж.-помещичьи фракции - от националистов до кадетов - выступили с критикой пр-ва, требуя создания кабинета, пользующегося "доверием страны". Вокруг этого лозунга объединилось большинство фракций Г. д. и часть фракций Гос. совета. Переговоры между ними привели к подписанию 22 авг. формального соглашения о создании "Прогрессивного блока", в состав к-рого вошли 236 депутатов Г. д. ("прогрессивные националисты", группа центра, земцы-октябристы, октябристы, прогрессисты, кадеты) и 3 фракции Гос. совета (академическая, "центр" и внепартийные). Вне блока остались правые и националисты. Трудовики и меньшевики не входили в блок, но фактически поддерживали его. Создание "Прогрессивного блока" означало конец двух большинств в Г. д., полный крах политики бонапартизма. Руководящая роль в блоке принадлежала кадетам, ставшим гл. выразителями надежд и устремлений всей бурж.-помещичьей контрреволюции. Создание блока было последней попыткой буржуазии заставить царизм дать минимум либеральных реформ, чтобы предотвратить надвигавшуюся революцию. Страх перед революцией определял тактику блока, крайнюю узость и ограниченность его программы, к-рая сводилась к требованиям создания "пр-ва доверия", частичной амнистии за политич. и религ. преступления, отмены нек-рых ограничений в правах нац. меньшинств, восстановления деятельности профсоюзов и т. п. Но и эта программа оказалась неприемлемой для царизма: 3 сент. 1915 Г. д. была распущена на каникулы. Роспуск Г. д. был показателем "кризиса верхов" и одним из самых рельефных проявлений революц. кризиса в России. Думская оппозиция заняла выжидательную позицию, рассчитывая на компромисс с царизмом. Члены Г. д. активно сотрудничали с пр-вом, принимая участие в работе "особых совещаний". 9 февр. 1916 возобновились занятия Г. д. Хотя правительств. декларация ни в коей мере не отвечала требованиям "Прогрессивного блока", Дума покорно занялась обсуждением бюджета и малозначимых законопроектов. Лишь крайнее обострение политич. положения в стране осенью 1916 заставило буржуазию взять более решительный тон. Открывшаяся 1 нояб. 1916 5-я сессия Г. д. отказалась от "деловой работы" и приступила к обсуждению общего положения в стране. "Прогрессивный блок" потребовал отставки пред. Сов. министров, открытого германофила и распутинца Б. В. Штюрмера. 10 нояб. Штюрмер получил отставку. Новый глава пр-ва А. Ф. Трепов предложил Г. д. несколько законопроектов, касающихся просвещения и местного самоуправления. В ответ Г. д. выразила недоверие пр-ву. К ней присоединился Гос. совет. Это было свидетельством полной изоляции Николая II и пр-ва. Руководители "Прогрессивного блока" приняли участие в подготовке дворцового переворота. 16 дек. 1916 Г. д. была распущена. В день возобновления ее занятий, 14 февр. 1917, представители бурж. партий с помощью меньшевиков и эсеров пытались организовать демонстрацию к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Г. д. Но демонстрации и забастовки рабочих Петрограда носили революц. характер. Указом 25 февр. 1917 занятия Г. д. были прерваны. Больше Г. д. не собиралась, но формально и фактически продолжала существовать и оказывать влияние на развитие событий. 27 февр.(12 марта) в разгар Февральской буржуазно-демократической революции 1917 был создан контрреволюц. Временный комитет Государственной думы, к-рый 2(15) марта в результате переговоров с эсеро-меньшевистским Исполкомом Петроградского совета сформировал бурж.-помещичье Временное правительство. В последующий период деятельность Г. д. проходила под видом "частных совещаний". Г. д. открыто выступала против Советов, ее члены были вдохновителями и участниками контрреволюц. заговоров, в т. ч. корниловского мятежа (см. Корниловщина). На 1-м Всеросс. съезде Советов 9(22) июня 1917 большевики потребовали немедленного и окончат. уничтожения Г. д. и Гос. совета, но эсеро-меньшевистское большинство съезда отвергло это предложение. Только 6(19) окт. 1917 под давлением революц. масс Временное пр-во постановило распустить Г. д. ввиду начала выборов в Учредительное собрание. Окончательно Г. д. была ликвидирована Окт. революцией. 18(31) дек. 1917 декретом СНК были упразднены канцелярии Г. д. и Врем. к-та. Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 9-13, 15-26 (см. также Справочный том к 4 изд. Соч. В. И. Ленина, ч. 1, с. 103-106, 131-132, 544-545, 577-578); КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1, 7 изд., М., 1953, с. 92-94. 100-101, 114-16, 127-28, 137, 141-43, 157-58, 161-62, 166-68, 173-78, 182-84, 186, 198-201, 223-25, 248, 273-76, 278-82, 294-95, 312-14; Законодат. акты переходного времени, 1904-1908 гг., СПБ, 1909; Гос. Дума. Стенографич. отчет. Созыв 1-4, СПБ, 1906-1917; Госдума в России. Сб. док-тов и мат-лов. Сост. Ф. И. Калинычев, М., 1957; Указатель к стенографич. отчетам Гос. думы, СПБ, 1906-16; Падение царского режима. Стенографич. отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства, ред. П. Е. Щеголева, т. 1-7, Л.-М., 1925-27; Пром-сть и торговля в законодат. учреждениях 1907-14 гг., кн. 1-3, СПБ, 1912-14; Витте С. Ю., Воспоминания, т. 1-3, М., 1960; Черменский Е. Д., Буржуазия и царизм в революции 1905-07 гг., М.-Л., 1939; Брусянин В. В., Указатель книг и статей о Гос. думе, М., 1913; Боиович М. M., Члены Гос. думы. Портреты и биографии. Созыв 1-4, М., 1906-13. 1-я Гос. дума. Работы первой Гос. думы. По стенографич. отчетам сост. И. Бонч-Осмоловский...,