ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНЫ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Органы государственной безопасности
в Советском государстве в 1917–1991 гг. В декабре 1917 г. СНК создал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). В 1922 г. она преобразована в Государственное политическое управление (ГПУ) в составе НКВД РСФСР. В 1923 г. создано Объединённое государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР, которому подчинены также пограничные войска. В 1934 г. ОГПУ упразднено и создано Главное управление государственной безопасности (ГУГБ) в системе НКВД СССР. В 1930-е гг. в ведение органов государственной безопасности переданы исправительные учреждения и создана система так называемые исправительно-трудовых лагерей. В феврале 1941 г. на основе НКВД СССР образованы Наркомат внутренних дел СССР (НКВД) и Наркомат государственной безопасности СССР (НКГБ). В июле 1941 г. наркоматы объединены в единый НКВД СССР, в апреле 1943 г. вновь разделены. В марте 1946 г. НКВД СССР и НКГБ СССР переименованы в министерства (МВД и МГБ), которые в марте 1953 г. объединены в МВД СССР. В марте 1954 г. образован союзно-республиканский Комитет государственной безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР (с 5 июля 1978 г. КГБ СССР). В ноябре 1991 г. КГБ СССР преобразован в Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ), Центральную службу разведки СССР и Комитет по охране государственных границ СССР. На органы госбезопасности возлагались в основном функции разведки, контрразведки, борьбы с экономическим саботажем. Эти же органы осуществляли политику массовых репрессий, организовывали политические процессы против «врагов народа», вели следствие и создавали фальсифицированные дела по «контрреволюционным преступлениям» (статья 58 Уголовного Кодекса РСФСР), преследовали инакомыслящих. В Российской Федерации в декабре 1993 г. Министерство безопасности упразднено и создана Федеральная служба контрразведки, преобразованная вскоре в Федеральную службу безопасности (ФСБ).

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
(1918– 1998). В Пенз. губ. после установления Сов. власти осуществление функций по обеспечению гос. безопасности были возложены на Комиссариат по борьбе с контррев-цией, спекуляцией и преступлениями по должности при Пенз. губсовете во главе с левым эсером Н. И. Козловым. 3 июня 1918 образована Чрезвычайная комиссия по борьбе с контррев-цией, спекуляцией и преступлениями по должности при Пенз. губсовете (ЧК). 13 авг. 1918 постановлением Пенз. губсовета Комиссариат и Чрезвычайная комиссия реорганизованы в Губ. ЧК при Пенз. губ. Совете рабочих и крест. депутатов. Во главе ее стояла комиссия, с янв. 1919 – президиум, с марта 1920 – коллегия из 4–5 чел. Председатели – Р. И. Аустрин (авг. 1918 – окт. 1921) и Пенз. М. Мартынов (нояб. 1921 – март 1922). Вначале в губчека было 3 отдела: по борьбе с контррев-цией, по борьбе со спекуляцией и по борьбе с преступлениями по должности. В 1919–22 в структуру губчека вошли общий отдел, секретно-оперативный, юридический (следственный), особый, адм.-инструкторский отделы, военно-цензурное отделение. Числ. губчека увеличилась с 62 чел. в 1919 до 234 в 1922. Вооруженной силой вначале был отряд из 60 чел., выросший в стрелк. батальон с конной командой. В 10 уездах губернии (кроме Пенз.) в авг. – сент. 1918 были сформированы уездные ЧК. В их штатах в дек. 1918 состояло ок. 300 чел. Уездные ЧК имели вооруж. отряды 20–40 чел. В февр. 1919 уездные ЧК, кроме Н.-Ломов. и Рузаев., ликвидированы, а борьбу с контррев-цией возложили на т. наз. политбюро уездных милиций. Руководящие должности в ЧК всех уровней занимали коммунисты. За период Гражд. войны органы ЧК Пенз. губ. ликвидировали 19 контрреволюц. заговоров и восстаний, обезвредили сотни противников Сов. власти. Осенью 1918 чекисты губернии осуществляли в отношении контрреволюционеров «красный террор». В годы Гражд. войны, в последующий период борьбы с бандитизмом и уголовной преступностью активно проявили себя чекисты первого призыва: Д. И. Литухин, В. З. Карпов, Т. И. Гладков, М. И. Витолин, Пенз. И. Корнев, М. А. Андреев, И. Г. Баланин и др. Мн. из них в дальнейшем стали руководителями органов безопасности в Пенз. и др. областях. Декретом ВЦИК от 6 февр. 1922 ВЧК была упразднена, а на ее основе образовано Гос. полит. управление (ГПУ) при НКВД РСФСР. В 1922 в Пенз. полномочном представительстве (ПП) ГПУ насчитывалось 124 сотрудника, в последующие годы их число колебалось от 70 до 76 чел. (с 1923 – ОГПУ – объединённое гос. полит. управление). До окт. 1925 на ПП ОГПУ губернии возлагалась ответственность за борьбу с уголовным и т. наз. полит. бандитизмом, пресечение деятельности остатков партий меньшевиков и эсеров, антисоветской деятельности представителей религ. конфессий. Начальниками ПП ОГПУ были: Пенз. М. Мартынов (1922–23), О. Я. Нодев (1923–24), И. В. Тарашкевич (1924–28). В 1928 в связи с упразднением Пенз. обл. Пенз. округ вошел в состав Средне-Волжской обл. с центром в Самаре, где располагалось ПП ОГПУ по Средне-Волжской обл. (с 1929 по 1936 – край). В Пенз. округе действовал аппарат уполномоченного ПП ОГПУ. В эти годы подразделения в Пенз. и в Пенз. округе возглавляли: А. К. Рождественский (1928–29), М. И. Витолин (1929–30), Т. И. Гладков (1930–33), А. Ю. Крунт (1930–32), А. А. Дмитриев (1933–34). 10 июля 1934 ОГПУ было преобразовано в гл. управление гос. безопасности (ГУГБ) НКВД СССР. Органы безопасности и внутр. дел были соединены в одно ведомство – НКВД. На терр. Пенз. округа действовал районный отдел внутр. дел, к-рый, как и вышестоящие органы, состоял из двух осн. подразделений – гос. безопасности (ГБ) и внутр. дел (ВД). В 1939 в связи с образованием Пенз. обл. созданы управление НКВД СССР по Пенз. обл. и ряд подчиненных ему подразделений в р-нах. Рук-во органами безопасности и внутр. дел в этот период осуществляли: Пенз. Ю. Перкон (1934– 35), А. В. Филиппов (1936–37), Гуляев (1937–38), Пенз. Ф. Кудрявцев (1938), И. М. Визгалов (1938–39), Г. С. Горелкин (1939–43). В 1930-е гг. по всей стране прошла крупномасштабная волна массовых полит. репрессий. В Пенз. обл. по решениям внесудебных органов, по приговорам судов и воен. трибуналов к уголовной ответственности необоснованно были привлечены и осуждены 24 тыс. граждан. Из них 2667 чел. приговорены к высшей мере наказания. Коснулись репрессии и сотрудников органов безопасности. 13 из 17 руководителей службы, занимавших эту должность в Пенз. в период с 1918 по 1953, по надуманным обвинениям, а также за нарушение законности, т. е. причастности к проведению полит. репрессий, были приговорены к высшей мере наказания. На 1998 по представлениям органов безопасности и прокуратуры все граждане, подвергшиеся репрессиям на терр. Пенз. обл., реабилитированы в судебном порядке. 3 февр. 1941 пост. Политбюро ЦК ВКП(б) органы ГБ были выделены из состава НКВД в самостоят. ведомство – Нар. комиссариат гос. безопасности СССР. Соответственно на местах были образованы обл. управления НКГБ СССР, в т. ч. и управление НКГБ по Пенз. обл. 20 июля 1941 органы ГБ были вновь объединены с органами ВД в единую структуру НКВД СССР. Создано управление НКВД СССР по Пенз. обл. 14 апр. 1943 был восстановлен Нар. комиссариат ГБ СССР и его структуры областного и р-ного уровня. В годы Вел. Отеч. войны Пенз. обл. стала тылом прифронтовой полосы. Здесь работало неск. оборонных предприятий. Через терр. области проходили важные транс. артерии, по к-рым велось снабжение действ. армии. На терр. области в годы войны были обезврежены 60 вражеских агентов и диверсантов. Среди отличившихся сотр. госбезопасности К. И. Шахов, И. Д. Бахметьев, В. К. Шабров и др. Часть сотрудников в годы войны ушла на фронт и проходила службу в органах военной контрразведки, в тот период получившей наименование «СМЕРШ» – смерть шпионам. 21 из пензяков – сотр. СМЕРШа погиб при обороне Л., среди них: Пенз. К. Артюшкин, И. С. Беспалов, Н. С. Воинов, Н. С. Воробьев. После войны в органы безопасности пришли фронтовики: В. М. Сергацков, Пенз. Пенз. Грошев, В. М. Кашаев, И. Д. Филин, Р. К. Ивашкин, Г. И. Обедин и др. В марте 1946 НКГБ был переимен. в Мин-во гос. безопасности СССР. На местах органы ГБ получили наименования управлений МГБ СССР по краям и областям. Начальниками управления в эти годы являлись З. В. Николаев (1943–49), А. И. Зименков (1949–51), В. С. Прошин (1951–53). В марте 1953 органы ГБ и ВД вновь были объединены в МВД СССР. УМГБ по Пенз. обл. вошло в состав обл. управления внутр. дел. В апр. 1954 создано новое самостоят. ведомство – Ком-т гос. безопасности (КГБ) при Совете Министров СССР. На местах образованы его управления, в т. ч. УКГБ при СМ СССР по Пенз. обл. В этот период во главе управления находились: М. В. Вяткин (1954–59), В. В. Губин (1959–63), И. И. Лазарев (1963–80). Высокий профессионализм в служебной деятельности проявили руководители и сотрудники подразделений: И. Ю. Акимов, Л. В. Бачурин, В. С. Стенькин, В. Пенз. Реутов, А. И. Пинишин, А. Х. Садыков, Н. В. Агеев, В. Г. Васильев, А. Ф. Косяченко, Л. В. Мельников, Ю. Т. Великий, Г. А. Гурылев и др. КГБ при СМ СССР просуществовал до июля 1978, когда он был преобразован в КГБ СССР. Его территориальные структуры получили наименование управлений КГБ СССР по краям и областям. Реорганизация закрепила особый надведомств. принцип организации деятельности органов ГБ. Принимаемые КГБ решения по вопросам, отнесенным к его компетенции, становились обязательными для исполнения всеми ведомствами, учреждениями и организациями страны. В эти годы УКГБ возглавлял Б. А. Федяшев (1980– 1991). С 1991 в самостоят. ведомства выделены Служба внешней разведки, Федеральная пограничная служба, Федеральное агентство правит. связи и информации, а ряд других подразделений ликвидирован. В апр. 1991 создан Гос. ком-т РСФСР по обороне и безопасности. 5 мая 1991 Гос. ком-т реорганизуется в Гос. ком-т РСФСР по делам обороны и самостоятельное ведомство КГБ РСФСР. 26 нояб. 1991 органы ГБ России были преобразованы в Агентство Федеральной безопасности (АФБ) РСФСР, а обл. УКГБ – в управление АФБ РСФСР по Пенз. обл. В дек. 1991 органы ГБ реформируются путем очередного объединения с органами ВД в одно ведомство – Мин-во безопасности и внутр. дел (МБВД) РСФСР. Однако реального объединения не произошло, и 24 янв. 1992 на базе АФБ создано самостоят. Мин-во безопасности (МБ) РФ и соответственно Управление МБ РФ по Пенз. обл. 21 дек. 1993 на базе МБ создана Федеральная служба контрразведки (ФСК) РФ. УМБ преобразуется в управление ФСК РФ по Пенз. обл. 3 апр. 1995 ФСК преобразуется в Федеральную службу безопасности (ФСБ) РФ, ее территориальные органы – в управления ФСБ РФ по краям и областям. В период указанных реформирований управление возглавлял В. Н. Логунов (1991–98). В июле 1998 начальником УФСБ назначен А. Я. Гришин. Управление ФСБ РФ по Пенз. обл. – составная часть единой централизов. системы обеспечения безопасности страны. В нек-рых городах обл. подчинения существуют отделы и отделения управления. На конец 1998 имелось 6 периферийных подразделений. В зоне оперативной ответственности каждого из них находится по 4–7 р-нов области. Осн. направлениями в работе управления и его подразделений являются контрразведывательная и разведывательная деятельность, борьба с особо опасными гос. преступлениями. Лит: Булкин А. Под руководством партии //На переднем крае. Саратов, 1986; Булкин А. В., Яшина Г. В. Партийный контроль над органами ЧК Пензенской губернии в 1918–1921 гг. //В огне Гражданской войны. Пенз., 1991; Сиванов Р. В., Долженко В. Пенз., Шабалкин И. М. 80 лет от ВЧК до ФСБ. Пенз., 1998. А. В. Булкин, И. М. Шабалкин, Г. В. Яшина.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Органы государственной безопасности
7(20) дек. 1917 решением СНК создана Всерос. чрезвычайная комиссия по борьбе с контррев. и саботажем (ВЧК) как орган диктатуры пролетариата по защите гос. безопасности Сов. респ. 24 февр. 1918 ЧК организована в Екат. Первый пред. - М.И.Ефремов. В мае 1918 по пост. обл. Совета создана Ур. обл. Чрезвычайная комиссия по борьбе с контррев. и саботажем (УОЧК). 7 марта 1918 при Оренб. ВРК организован отд. борьбы с контррев., в июне реорг. в ГубЧК. 15 марта 1918 Уфимский ГубСНК создал Уфимскую ЧК. К осени 1918 ЧК созданы во всех крупных гг. на У. (Нижний Тагил, Верхотурье, Невьянск, Красноуфимск, Камышлов и др.). Только в Перм. губ. их насчитывалось ок. 30.    К зиме 1918 в результате восст. чехословацкого корпуса и установления власти КОМУЧА ЧК на тер. У. были ликвидированы. В авг. 1918 УОЧК эвакуировалась в Вятку, где слилась с губ. ЧК. После разгрома восст. ЧК быстро восстановились. ЧК выступили осн. организующий и репрессивной силой в проведении красного террора, орг-ции массовых репрессий. В период становления и упрочения сов. власти они принимали непосредственное участие в расстреле царской семьи в Екат., Алапаевске, Перми. Только за 1919 Екат. ЧК возбудила 3777 уголовных дел с общим кол-вом обвиняемых 6229 чел. В этот период сформировался механизм прямых связей с ВЧК. Нач. создаваться специализированные подразделения местных ЧК: отд. по борьбе с контррев., спекуляцией, контрразведки, секретные отд. по комплектованию агентурно-осведомительного аппарата, отд. наружной разведки, подотд. по охране ж/д и водных путей.    Задачи, поставленные в марте 1921 Х съездом РКП(б) в связи с переходом к новой экономической политике, обусловили реорг-цию органов ВЧК. Функции ВЧК значительно сузились и сводились в осн. к обеспечению полит. безопасности гос-ва. В связи с этим в июле 1921 в Екат. было создано Полномочное представительство ВЧК (ПП ВЧК). Его деятельность распространялась на Екат., Перм., Тюменскую, Челяб., Уфимскую, Вятскую, Стерлитамакскую, Воткинскую губ. 6 февр. 1922 ВЧК была реорг. в Гос. Полит. Управление (ГПУ) в составе НКВД РСФСР, а с образованием СССР (30 дек. 1922) - в Объединенное Гос. Полит. Управление (ОГПУ) при СНК СССР. 25 февр. 1922 Полномочное представительство ВЧК на У. преобразовано в Полномочное Представительство ГПУ. Ц. представительства находился в Екат. Его функции опять расширились и были направлены на подавление контррев. выступлений и бандитизма, борьбу со шпионажем, охрану путей сообщения и перевозимых по ним грузов, полит. охрану границ, борьбу с контрабандой, кулацким сопротивлением и повстанческим движением.    Решения XV съезда ВКП(б) о развертывании коллективизации обострили соц. напряженность в дер. На ОГПУ была возложена задача подавления крест. выступлений (крестьянские движения), направленных против ликвидации крест. х-в, закрытия церквей. ОГПУ объединял также всю оперативную работу по борьбе с нац. движениями, контррев. деятельностью в Кр. Арм. Менялась организационная структура ОГПУ. Вместо окр. отд. ОГПУ были созданы оперативные группы, сектора для быстрого решения возникающих проблем, связанных с коллективизацией. В Свердл. опергруппе было 54 уполномоченных ОГПУ. В каждый р-н назначены уполномоченные ОГПУ, в подчинение к-рым передавались милиция, уголовный розыск. Работники ОГПУ возглавляли тройки в составе предст. ОГПУ, пред. РИКа, пред. Совета или к-та бедноты, к-рые выносили внесудебные решения по раскулачиванию. В 1930 ПП ОГПУ по У. были подчинены лагеря и колонии для осужденных за все виды преступлений. В составе ПП ОГПУ были образованы два новых структурных подразделения: управление исправительно-трудовыми лагерями, к-рому подчинялись участковые и пос. комендатуры, и отд. военизированной пожарной охраны. В июле 1934 вместо расформированного ОГПУ создано Гл. Управление Гос. Безопасности (ГУГБ) на правах самостоятельного органа в составе НКВД СССР, и соответственно УГБ Управления НКВД по обл. Они имели секретно-полит., особый, транспортный, экономический и учетно-статистический отд. В 30-е расширилась структура подразделений, осуществлявших наружное наблюдение, установочные мероприятия, полит. надзор, перлюстрацию корреспонденции. 17 июня 1935 вышло пост. ЦК ВКП(б) и СНК СССР о необходимости улучшения агентурно-оперативной работы органов гос. безопасности, к-рое ввело централизованный учет оперативных сведений в масштабах страны и установило две категории секретных сотрудников: осведомители и агенты. В 1936 введена обязательная военная, общеобразовательная и полит. подготовка для личного состава УГБ НКВД. Вместе с тем, состояние следственной работы в органах гос.безопасности было одним из самых слабых звеньев. В основе деятельности органов лежало не уголовно-процессуальное законодательство, а секретные инструкции ц. органов и пр-ва. В 1937-1938 резко расширились масштабы полит. репрессий, инициаторами и орг-торами к-рых выступали органы НКВД. Только Управлением НКВД по Свердл. обл. с 1935 по 1940 было возбуждено 27629 уголовных дел, по ним арестовано 35329 чел.; расстреляно 11812 чел. Пристальное внимание уделялось защите сведений, составляющих гос. тайну, расследованию причин и обстоятельств нарушения пропускного режима оборонных предприятий. В 1933-1937 на основании информации УГБ бюро обкомов партии неоднократно принимал меры, направленные на предотвращение срыва срока стр. ряда оборонных объектов. Совершенствовалась и оперативно-техническая работа. В сент. 1937 УГБ по Свердл. обл. приняло от Наркомата связи контрольную радиостанцию и пеленгаторский пункт вместе с обслуживающим персоналом и нач. вести радиоразведку и радиоконтрразведку.    Одним из направлений работы ур. чекистов было выявление валютчиков, контрабандистов, укрывателей золота, платины и иных ценностей. С 1918 работники гос. безопасности вели поиск царских драгоценностей. В 1934 в Тобольске был обнаружен тайник с царскими драгоценностями стоимостью в 3270693 зол. руб., что в переводе на драгоценный металл составило 2522 кг золота.    Новые задачи перед органами гос. безопасности поставила ВОВ. 29 июня 1941 вышла директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О задачах органов государственной безопасности во время войны". Указом През. ВС СССР от 20 июля 1941 НКГБ и НКВД были объединены в единый НКВД. В гг. войны осн. усилия УНКВД направлялись на предотвращение диверсий, чрезвычайных происшествий на пром. предприятиях и ж.д., выявление агентуры немецкой разведки, пресечение антисов. деятельности разл. религиозных сектантских групп, высланных на У. из зап. обл. СССР, розыск военных преступников из числа военнопленных. С мая 1942 по февр. 1956 только на тер. Свердл. обл. находилось 14 лагерей военнопленных и интернированных граждан с общим числом ок. 100 тыс.чел. (исправительно-трудовые учреждения) . Перед органами гос.безопасности стояла задача выявить среди военнопленных и интернированных военных преступников и перевоспитать осн. массу солд. и офицеров фашистской арм. В послевоенный период Управлениями КГБ велась проверка репатриированных лиц и фильтрационная проверка бывш. военнопленных.    В течение 30-х - нач. 50-х О.Г.Б. превратились в самостоятельную полит. силу, возвысившись над парт. и гос. властью. После смерти Сталина О.Г.Б. были подчинены КПСС. На протяжении почти всех лет сов. власти они оставались вооруженной силой коммунистической партии. Законодательно это было закреплено в 1958 в принятом ВС СССР "Положении о КГБ". С 1957 по 1983 год по материалам следствия, проведенного УГКБ по Свердл. обл., привлечено к уголовной ответственности 29 чел. Из них 1 - за шпионаж, 4 - за пособничество фашистам во время войны, 2 - за измену Родине, 2 - за покушение на убийство должностных лиц, 3 - за контрабанду и нарушение правил при валютных операциях, 2 - за разглашение секретных сведений, 15 - за антисов. агитацию и пропаганду.    После 1985 произошли изменения в деятельности О.Г.Б. Нач. пересмотр дел периода массовых необоснованных репрессий. 16 янв. 1989 През. ВС СССР принял Указ "О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40, начала 50-х гг.". Этим указом отменялись все принятые ранее внесудебные решения, вынесенные тройками НКВД-УНКВД, коллегиями ОГПУ, особыми совещаниями НКВД-СГБ-МВД СССР. В Свердл. обл. по этому Указу было реабилитировано 10391 чел. 18 окт. 1991 ВС принял Закон "О реабилитации жертв политических репрессий", целью к-рого было полное и окончательное завершение процесса реабилитации, восстановление пострадавших в гражд. правах с 1917. Этот закон реализуется сотрудниками прокуратуры и ФСБ РФ. В нояб. 1990 в "Российской газете" опубл. обращение 64 сотрудников УКГБ по Свердл. обл. к ВС СССР о необходимости департизации, реформирования органов, принятия законов о гос. безопасности. 16 мая 1991 През. СССР М.Горбачев подписал Закон "Об органах государственной безопасности в СССР". В этом же г. През. России Б.Ельцин подписал Указ о департизации органов безопасности. 8 июля 1992 През. РФ Б.Ельциным подписан Закон "О федеральных органах государственной безопасности". Закон определил назначение, задачи, правовые основы, принципы орг-ции и деятельности, систему, обязанности и права, силы и средства федеральных органов гос. безопасности, а также виды контроля и надзора за их деятельностью. Из компетенции органов госбезопасности исключен полит. сыск как средство борьбы с инакомыслием. Особое внимание уделяется защите гос. секретов, экономической безопасности, борьбе с контрабандой, коррупцией, терроризмом, организованными преступными группами.    Официальные наименования О.Г.С.    ВЧК - 1917-1922 (Всерос. чрезвычайная комиссия);    ГПУ - 1922-1923 (Гос. полит. управление);    ОГПУ - 1923-1934 (Объединенное гос. полит. управление);    НКВД СССР - 1934-1941 (Нар. комиссариат внутренних дел СССР); НКГБ СССР - март 1941 - июль 1941 (Нар. комиссариат гос. безопасности СССР);    НКВД СССР - 1941-1943 (Нар. комиссариат внутренних дел СССР); НКГБ СССР - 1943-1946 (Нар. комиссариат гос. безопасности СССР);    МГБ СССР - 1946-1953 (Мин-во гос. безопасности СССР);    МВД СССР - 1953-1954 (Мин-во внутренних дел СССР);    КГБ при СМ СССР - 1954-1978 (К-т гос. безопасности при Совете Мин. СССР);    КГБ СССР - 1978-1991 (К-т гос. безопасности СССР);    КГБ РФ - май 1991 - ноябрь 1991 (К-т гос. безопасности Российской Федерации);    АФБ РФ - 26.11.91 - 19.12.91 (Агентство Федеральной безопасности Российской Федерации);    МБ ВД РФ - 19.12.91 - 15.01.92 (Мин-во безопасности и внутренних дел Российской Федерации);    АФБ РФ - 15.01.92-24.02.92 (Агентство Федеральной безопасности Российской Федерации);    МБ РФ - 24.02.92-05.01.94 (Мин-во безопасности Российской Федерации);    ФСК РФ - 05.01.94 - апрель 1995 (Федеральная служба контрразведки Российской Федерации);    ФСБ РФ - апрель 1995 (Федеральная служба безопасности Российской Федерации).     Денисевич М.Н., Кузнецов С.Н., Смыкалин А.С.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
646.14 кб

Правовое регулирование прекращения военной службы в органах государственной безопасности

Александр Юрьевич Деревянов
В статье предложены определения понятий военной службы в органах государственной безопасности, прекращения военной службы в органах государственной безопасности.
Читать PDF
271.96 кб

Создание агентурной сети органами государственной безопасности советской России в 1917-1922 гг

Майшев Сергей Евгеньевич
В статье освещаются вопросы становления и развития методов работы с агентурой органами государственной безопасности Советской России, цели и задачи агентурной сети в годы гражданской войны.
Читать PDF
132.21 кб

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Гагиев Харон Рашитович
В статье автором рассматривается уровень консолидации усилий федеральных органов государственной власти по обеспечению защиты национальной интересов.
Читать PDF
352.85 кб

Социальная безопасность и эффективность ее обеспечения органами государственной власти в России

Манукян Артур Вазгенович
Статья посвящена исследованию современных проблем обеспечения социальной безопасности в процессе осуществления государством присущих ему функций.
Читать PDF
91.25 кб

Органы государственной безопасности Бурят-Монгольской АССР: отечественная историография проблемы

Курас Леонид Владимирович
В статье рассматривается степень изученности деятельности органов государственной безопасности в Бурят-Монголии на протяжении развития советской и современной российской историографии.
Читать PDF
247.07 кб

ВКП(Б) И ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В БОРЬБЕ С «ВРЕДИТЕЛЬСТВОМ» В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ СССР

Мозохин Олег Борисович
В период проведения в стране сельскохозяйственных реформ обстановка была очень сложной. Подавляющая часть колхозников оказалась заложниками негативных последствий сталинской аграрной политики в советской деревне.
Читать PDF
384.20 кб

Реорганизация органов государственной безопасности СССР в первые месяцы Великой Отечественной войны

Цуканов Сергей Сергеевич
Сложная международная обстановка, сложившаяся к началу Великой Отечественной войны, враждебное окружение практически на всех границах СССР требовали организации добывания информации о возникающих угрозах, готовящихся антисоветских
Читать PDF
370.21 кб

К вопросу о деятельности информационноаналитической службы органов государственной безопасности Сове

Мидиненко А. В.
В статье на основе рассекреченных нормативноправовых и информационных документов (сводок, обзоров, докладов) Центрального архива ФСБ РФ, рассмотрена организация деятельности информационноаналитических подразделений органов государ
Читать PDF
145.92 кб

Историография деятельности государственных органов по обеспечению безопасности границы Российской им

Лещев Евгений Николаевич
Формирование государственной границы Российской империи в Средней Азии, начавшееся в 1860 г.
Читать PDF
279.46 кб

Роль органов государственной безопасности в налаживании работы тыловой экономики (на материалах хака

Круподер Олеся Владимировна
Рассматривается участие органов НКВД-НКГБ в организации работы эвакуированных с оккупированных областей предприятий.
Читать PDF
232.02 кб

Система государственных органов, обеспечивающих интересы и безопасность граждан Российской Федерации

Канина Юлия Сергеевна
In the article the author analyzes the activity of state authorities, providing for citizens' intersts and safety, reveals the problems of legal regulation of their competence in the sphere.
Читать PDF
179.84 кб

Роль органов государственной безопасности в формировании партизанских отрядов и разведывательно-диве

Замулин В. Н., Пилишвили Г. Д., Замулин В. В., Бормотова А. Р., Рагунштейн А. Г.
В статье анализируется деятельность органов государственной безопасности СССР по формированию партизанских отрядов и созданию разведывательно-диверсионной сети на оккупированной германскими войсками территории центрально-черноземн
Читать PDF
590.03 кб

Органы государственной безопасности российской провинции в 1914-1918 гг. (по материалам Пензенской г

Ещин С. В.
На основе анализа архивных материалов рассмотрена деятельность и основные направления деятельности органов государственной безопасности в российской провинции в 1914-1918 гг.
Читать PDF
224.66 кб

Борьба органов государственной безопасности с разведывательной деятельностью спецслужб Германии в пр

Плотникова Н. С.
В статье рассмотрены основные направления контрразведывательной деятельности органов государственной безопасности, методы борьбы с потенциальной агентурой германских спецслужб.
Читать PDF
682.78 кб

Деятельность органов государственной власти СССР по обеспечению национальной безопасности страны в п

Мельников Василий Николаевич
В статье представлены направления деятельности органов государственной власти СССР и Дальнего Востока по обеспечению национальной безопасности в пограничной сфере в исторический период с 1949 по 1969 гг.