ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ

Найдено 9 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Государственные крестьяне
сословие в России VIII - первой половины XIX в., жившее на казенных землях, несшее повинности в пользу государства; считались лично свободными. В 1886 г. получили право полной собственности на землю за выкуп. В Крыму государственные крестьяне являлись основной массой населения полуострова.

Источник: Краткий толковый словарь по этнографии Крыма. 1999

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
в России XVIII-первой половине XIX вв. сословие, образовавшееся из бывших черносошных крестьян, поповников, однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли феодальные повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 г. управлялись Министерством государственного имущества. В середине XIX в. составляли около 45 проц. всего крестьянства. В 1866 г, подчинены общей системе сельского управления, получили право полной собственности на землю за выкуп.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Государственные крестьяне
особое сословие XVIII - первой половины XIX вв., образованное по указам Петра I из незакрепощенного земледельческого населения (черносошные крестьяне, половники, однодворцы и др.). Жили такие крестьяне на казенных землях, несли повинности в пользу государства, сохраняя личную свободу. В середине XIX в. составляли около 45% российского крестьянства. С 1842 г. управление государственными крестьянами осуществлялось Министертвом государственных имуществ, с 1866 г. они были подчинены общей системе сельского управления. В 1866 г. получили право полной собственности на землю.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
в 18-1-й половине 19 вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и других. Г. к. жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 управлялись Министерством государственных имуществ. В середине 19 в. составляли ок. 45% крестьянства. В 1866 подчинены общей системе сельского управления, в 1886 получили право полной собственности на землю за выкуп. Г. к. Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казенной земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886. Попытки правительства улучшить положение Г. к. Закавказья в конце 19 в. не устранили острого малоземелья деревни.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
в России XVIII - первой половины XIX вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, живших главным образом на окраинах страны, половников, однодворцев, нерусских народов Поволжья и др. Жили на землях казны и считались лично свободными. Кроме подушной подати платили дополнительный денежный оброк, подлежали телесным наказаниям, исполняли рекрутскую, постойную, дорожную и др. натуральные и денежные повинности. С 1775 г. государственные крестьяне были подчинены губернским казенным палатам (с 1837 — палатам гос. имуществ). С 1801 г. могли приобретать недвижимость и вступать в сделки. В результате реформы П. Д. Киселева была регламентирована жизнь государственной деревни. В середине XIX в. составляли 45% крестьянства. В основу реформы 1861 г. была положена общая концепция крестьянской реформы, предусматривавшая выкуп земли крестьянами в собственность. При осуществлении реформы наделы государственных крестьян сократились на 10%н центральных губерниях и на 44% — в северных. Возросли по сравнению с обычной податью и выкупные платежи (на 45%).

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Государственные крестьяне
казенные крестьяне, сословная группа сельского населения. Составляли около трети сельского населения и эксплуатировались непосредственно государством в форме уплаты оброчной подати. Платили подушную подать, подлежали телесным наказаниям, исполняли рекрутскую, постойную, подводную, дорожную и другие натуральные и денежные повинности. С 1797 г. в селениях государственных крестьян введено местное самоуправление по податным и судебным делам. С 1775 г. были подчинены губернским казенным палатам, с 1837 г. – палатам государственных имуществ. С 1801 г. имели право приобретать недвижимость и вступать в сделки. В конце 1830-х – начале 1840-х гг. в результате реформы П. Д. Киселева была усовершенствована система сельского самоуправления в государственной деревне, приняты некоторые меры на случай неурожая, падежа скота, по медицинскому и школьному обслуживанию, кое-где увеличены земельные наделы, и платежи государственных крестьян приведены в соответствие с ними. Во второй половине XIX в. Государственные крестьяне слились со всей массой крестьянства. Как правило, были обеспечены землей более и обременены платежами менее бывших крепостных крестьян. В 1886 г. государственные крестьяне получили право выкупа земельных наделов в собственность.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
особая категория крестьян в России в XVIII–XIX вв., сформирована по результатам податной реформы 1724 г., общей численностью в 1 млн душ мужского пола, которые ранее платили налог в пользу государства наравне с прочими категориями податного населения. Г.к. обязали сверх подушной подати платить государству 40-копеечный оброк. Считалось, что именно такую феодальную ренту извлекали из каждой мужской души помещики, монастыри и дворцовое ведомство. В 1760 г. оброчный сбор был увеличен до 1 руб. В списки Г.к. были включены потомки многочисленных чинов служилых людей «по прибору», а также черносошные крестьяне русского Севера, нерусские народы Поволжья, Сибири, Дальнего Востока. При Павле I произошла массовая раздача Г.к. помещикам. Указом 1797 г. Г.к. предписывалось иметь не менее 15 десятин земли на душу.
В отличие от помещичьих и дворцовых крестьян, Г.к. жили на казенных землях и, пользуясь отведенными наделами, подчинялись управлению государственных органов, несли повинности в пользу государства и считались лично свободными. С 1761 г. имели особых выборных для защиты от притеснении со стороны местной администрации, а также для подачи разного рода ходатайств. В середине XIX в. Г.к. составляли около половины всего русского крестьянства. С 1841 г. находились в ведении Министерства государственных имуществ. В 1866 г. были подчинены общей системе сельского управления, в 1886 г. получили право полной собственности на землю за выкуп. Г.к. Сибири и Кавказа остались в прежнем положении держателей казенной земли, так как на них не распространялись законы 1866 и 1886 гг.

Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011

Крестьяне государственные
особое сословие, оформленное указами Петра I из незакрепощенного земледельческого нас. (черносошных крест., сибирских пашенных крест., однодворцев, нерус. народностей Поволжья и Приуралья). К.Г. существовали на У. (как и в России) с 1724 по 1866. Одна из самых значительных по числ. групп нас. и крест. У. От 12% (1719) до 14,7 (1796). К.Г. страны было сосредоточено на У. В 1719 их насчитывалось 426,8 тыс. чел. обоего пола, в конце XVIII в. - 1510,3 тыс. чел. В Вятской губ. они составляли в 1795 - 72% от общего кол-ва, в 1861 - 85%, в Перм. - 70% (1781), и 73,6% (1861), в Оренб. - 83,5% (1861). В нач. 50-х XIX в. К.Г. составляли 80% крест. нас. У. Наиб. высокие темпы прироста числ. К.Г. были в первой пол. XVIII в. вследствие активных миграционных процессов. Соц. положение К.Г. определялось введением подушной подати и оброка в пользу гос-ва (казны) - владельца земель, на к-рых они проживали. Находясь в подчинении системе не помещичьего, а т. н. "государственного феодализма", К.Г. считались лично свободными. Они могли приобретать в собственность и отчуждать ненаселенные земли, дома в гг., переходить в др. податное сословие, менять место жительства, приносить присягу императору и т.д. Но будучи феодально зависимыми от гос-ва, К.Г., кроме возраставших со временем подушной подати и оброка, платили в казну разл. земские и мирские денежные сборы, выполняли многочисл. натуральные повинности (подворную, дорожную, рекрутскую, постойную, несли обществ. обязанности сел. старост, старшин, волостных голов и т.д.), подвергались телесным наказаниям. Т.о., фактически К.Г. занимали промежуточное положение между крепостными и свободными людьми. Осн. занятиями К.Г. являлись земледелие и жив-во. На У. норма крест. надела была относительно высокой по сравнению с др. р-нами. В Вятской губ. он составлял 9 дес. (нач. XIX в.), 7,5 дес. (1850), в Перм. губ. - 9,5 дес. (1861), Оренб. губ. -9-10 дес. (1840-50). Все большее значение со временем в жизни К.Г. приобретали разл. промыслы и торг. деятельность. Ур. гос. дер. произв. на рынок значительную ч. товарной с/х и пром. продукции. Гл. тенденциями соц.-экономического и полит. развития гос. дер. У. являлись утверждение в ее экономике буржуазных отношений, расслоение крест., обострение внутрисословных и кл. противоречий, рост малоземелья, недоимочности, черт кризисного характера. Многочисл. проявления по существу антифеодального движения К.Г. У. вынуждали пр-во и местные власти идти им на уступки, менять отд. чиновников, проводить в дер. ревизии, реформы. В 1866 на К.Г. были распространены осн. положения реформы 1861, и они признавались крест.-собственниками.    Лит.: Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д.Киселева. М.; Л., 1946; Демина Т.А. К вопросу о формировании государственных крестьян в Южном Зауралье в XVIII в. // Советские архивы, 1979. № 5.    Пундани В.В.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ
особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра I из остатков незакрепощенного земледельч. населения черносошных крестьян и половников Сев. Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев, нерус. народностей Поволжья и Приуралья). В отличие от помещичьих и дворцовых "подданных", Г. к. жили на казенных землях и, пользуясь отведенными наделами, платили казне феод. ренту, подчинялись управлению гос. органов и считались лично свободными. По данным 1-й ревизии (1724), их насчитывалось в Европ. России и Сибири 1 049 287 душ муж. пола, т. е. 19% всего земледельч. населения страны, по 10-й ревизии (1858) -9 345 342 души муж. пола, т. е. 45,2% земледельч. населения Европ. России. Сословие Г. к. увеличивалось за счет крестьян секуляризованных церк. владений и вновь присоединенных терр. (Прибалтики, Правобережной Украини, Белоруссии, Крыма, Закавказья), укр. казаков, б. крепостных конфискованных польск. имений и т. д.

Г. к. имели право пользоваться наделом в размере 8 дес. на душу в малозем. губерниях и 15 дес. - в многоземельных. Фактически наделы были значительно меньше: к кон. 30-х гг. 19 в. - до 5 дес. на душу в 30 губ. и от 1 до 3 дес- в 13 губ.; в нач. 40-х гг. 325 тыс. душ муж. пола не имели надела. Осн. масса Г. к. вносила в казну ден. оброк; на терр. Прибалтики и губерний, присоединенных от Польши, казенные имения сдавались в аренду частным владельцам и Г. к. отбывали преим. барщину; пашенные крестьяне Сибири сначала обрабатывали казенную пашню, затем вносили продуктовый оброк, а позже - ден. ренту. В 1-й пол. 19 в. оброк Г. к. колебался от 7 р. 50 к. до 10 р. с души в год. По мере усиления эксплуатации удельных и помещичьих крестьян ден. рента Г. к. становилась относительно меньше, чем повинности др. категорий крестьян. Кроме того, Г. к. обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы; наряду с др. категориями крестьян платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (дорожную, подводную, постойную и пр.). За исправное несение феод. ренты отвечали круговой порукой. Фактич. эксплуатация Г. к. была значительно выше установленных норм, т. к. осложнялась произвольными поборами чиновников и переложением большей части натуральных повинностей на гос. деревню.

Развитие торговли и пром-сти в 18 и 1-й пол. 19 вв. повлекло за собой расширение прав Г. к.: им было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть "ненаселенными" землями (т. е. без крепостных крестьян) и пр. Но одновременно, в связи с ростом помещичьего предпринимательства, дворянство систематически присваивало гос. земли и стремилось обратить свободных Г. к. в собств. крепостных (см. Генеральное межевание). Во 2-й пол. 18 в. пр-во роздало дворянству миллионы десятин казенной земли и сотни тысяч Г. к.; в 1-й пол. 19 в. практиковалась массовая продажа гос. имений и передача их в удельное ведомство. Не удовлетворяясь легальными пожалованиями, мн. дворяне требовали ликвидировать самое сословие Г. к., передав казенные земли с их населением в частные руки. Помимо материальных мотивов, здесь проявлялось опасение со стороны дворянства, как бы система "гос. феодализма" не поколебала устои феодализма помещичьего: крепостные крестьяне, протестуя против усиливающейся эксплуатации, непрерывно требовали уравнять их с Г. к., т. е. предоставить им личную свободу.

В результате роста малоземелья и повышения феод. повинностей в нач. 19 в. обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность Г. к. Все чаще повторялись массовые волнения гос. деревни, направленные против сокращения наделов, тяжести оброков, произвола арендаторов и чиновников. Вопрос об изменении управления Г. к. вызвал многочисл. проекты как крепостнические, так и прогрессивно-буржуазные. Дворянское пр-во долгое время занимало в этом вопросе колеблющуюся позицию. Обостряющийся кризис феод.-крепостнич. строя заставил пр-во Николая I приступить к реформе управления гос. деревней с определенной целью: не только поддержать гос. финансы, подняв производит. силы гос. деревни, но и приблизить помещичьих крепостных к положению "свободных сельских обывателей". В течение 1837-41 под рук. ген. П. Д. Киселева было учреждено спец. мин-во гос. имуществ, со сложной иерархией бюрократич. органов (губ. пала тами, окружными начальниками и пр.). На созданную администрацию было возложено "попечительство" над Г. к. через посредство традиционной сел. общины, замкнутой в рамки волостей и сел. обществ и опекаемой правительств, чиновниками. В программу нового мин-ва входило равномерное наделение крестьян землей, преобразование подушного оброка в форму поземельно-промысловой подати, осн. на точном учете крест. доходов, постепенная ликвидация арендной системы в зап. имениях и перевод их крестьян на систему ден. оброка, упорядочение продовольств. дела, распространение агротехнич. мероприятий, создание школьной сети, организация лечебных и ветеринарных пунктов, укрепление личных прав крестьян и т. д. Одновременно в 1839-42 предполагалось регламентировать наделы и повинности помещичьих крепостных и частично подчинить их управлению Министерства государственных имуществ. Однако попытка "инвентаризировать" помещичьи имения вызвала резкий протест со стороны дворянства и закончилась полной неудачей.

Программа хоз. подъема гос. деревни также не могла быть осуществлена. Относительно прогрессивное значение имели такие меры, как ликвидация барщинных повинностей Г. к. в Литве, Белоруссии и па Правобереж. Украине, прекращение сдачи гос. имений в аренду частным владельцам и замена душевого оброка более равномерным зем.-промысловым сбором. Однако эти паллиативы не могли внести коренного изменения в положение Г. к. Малоземелье не было ликвидировано. Количество недоимок не уменьшилось, а выросло еще более; агротехнич. меры оказались недоступными для крест. массы; преподавание в деревенских школах, осуществляемое силами духовенства, было неудовлетворительно; врачебная и ветеринарная помощь оказывалась в ничтожных размерах, а главное - вся система управления на началах феод. опеки сопровождалась чудовищными насилиями и поборами. Феод. управление гос. деревней находилось в резком противоречии с экономич. процессами 40-50-х гг. 19 в., препятствовало росту крест. торговли и пром-сти, мешало развитию с. х-ва и сковывало стихийный рост производит. сил крестьянства. Результатом реформы был небывалый взрыв крест. движения, к-рое приняло особенно бурные формы в р-нах Сев. Поморья, При-уралья и Поволжья, где Г. к. жили крупными компактными массами. Непрерывные протесты против системы управления крепостнич. гос-ва наблюдались также в центр. и зап. р-нах (см. "Картофельные бунты", "Холерные бунты" и др.). После окончания Крымской войны 1853-56 обнаружилась явная тенденция к слиянию борьбы Г. к. с движением удельных и помещичьих крепостных. В свою очередь, дворянство, встревоженное планами пр-ва, с одной стороны, и нарастающим крест. движением - с другой, негодовало против реформы Киселева и требовало ликвидации системы "попечительства". В 1857 Александр II, назначив новым министром реакционера М. H. Муравьева, одобрил проект контрреформы - приближения Г. к. к положению удельных крестьян.

Революц. ситуация 1859-61 заставила пр-во отменить крепостное право. При этом на б. помещичьих и удельных крестьян были распространены личные права Г. к. и формы их "самоуправления", установленные законами 1838-41. Г. к. в 1866 были подчинены общей системе сел. управления и признаны "крестьянами-собственниками", хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной, собственности на землю Г. к. получили по закону 1886 об обязат. выкупе зем. наделов, причем размеры наделов Г. к. оказались больше, а выкупные платежи меньше, чем у помещичьих крестьян. Г. к. Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казенной земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886.

Лит.: Дружинин Н. M., Гос. крестьяне и реформа П. Д. Киселева, т. 1-2, М.-Л., 1946-58; Семевский В. И., Крестьяне в царствование Екатерины II, т. 1-2, СПБ, 1881-1901; Ходский Л. В., Земля и земледелец. Экономич. и статистич. исследование, т. 2, СПБ, 1891.

Н. М. Дружинин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976