(итал. Gotico — букв. «готский», то есть «варварский», от названия варварского племени готов) — художественный стиль, возникший в середине XII в. во Франции и рас-пространившийся в Западной, Центральной и частично Восточной Европе. В Италии эпохи Возрождения так называли средневековое искусство Северной Европы XII–XVI вв. Сменив романский стиль, готика унаследовала и во многом развила религиозно-культовый иерархический характер, иррационализм и символико-аллегорический тип мышления, присущие культуре средневековья. Составив основу церковной, рыцарской, средневеково-городской культур, готика стала, по сути, стилем и образом жизни значительной части феодального общества.
Наиболее яркое и современное выражение готический стиль нашел в архитектуре, где главным творени-ем стал городской собор, возвышающийся над всеми другими постройками и способный вместить все взрос-лое население города. Каркасная система готической архитектуры позволила создать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Гигантские ажурные башни, стрельчатые окна и порталы, многочисленные изящно изогнутые статуи и другие декоративные детали были подчинены единому стрем-лению ввысь, к Богу. Окрашенный свет, проникающий через витражи, усиливал впечатление необозримости, беспредельности пространства, насыщенности интерьера движением.
Конструктивной основой готического собора служит каркас из столбов и опирающихся на них стрельчатых арок. Крестовый свод выкладывается на перекрещивающихся ребрах («нервюрах»), а боковой рас-пор свода передается связующими косыми арками («аркбутанами») на мощные наружные столбы («контрофорсы»). Вынесение наружу конструктивных элементов позволило создать ощущение легкости и пространственной свободы. Статуи и скульптурные группы на порталах или на алтарных преградах приобрели глубокое духовное содержание, устремленность и подвижность, подчеркнутые ритмом складок и легким изгибом фигур. На фасадах соборов помещались статуи святых и аллегорические фигуры; лучшие из них отмечены одухотворенной красотой, торжественным спокойствием поз и жестов. Другие части здания украшались сценами повседневной жизни или фантастическими фигурами зверей («химеры»). Наиболее выдающиеся готические соборы были построены во Франции (Нотр-Дам в Париже, соборы в Реймсе, Амьене, Шартре), в Германии (Кельн, Ульм), Нидерлан-дах, Италии, Испании и др. странах.
Эпоха готики также стала временем расцвета книж-ной миниатюры, резьбы по камню, дереву и кости, об-работки металла, художественного ткачества. В произведения х этих жанров отразились сложность и ритмическое богатство композиции, одухотворенность и возвышенный спиритуализм образов. В
XV–XVI вв. готика сменяется искусством Возрождения, но ее черты еще долго сохранялись в архитектуре Англии, Германии.