ГОТШЕД Иоганн Кристоф

Найдено 1 определение
ГОТШЕД Иоганн Кристоф
(Gottsched) (1700-66), немецкий писатель и критик, теоретик раннего немецкого Просвещения. Сын пастора. Еще студентом напечатал несколько стихотворений. Г. был высокого роста и хорошо сложен, поэтому подвергался опасности попасть в солдаты гвардии ФридрихаВильгельма. Чтобы избежать этого, он в 1724 г. перебрался тайком из Пруссии в Саксонию, в Лейпциг, где в 1725 г. открыл курс чтений об изящных искусствах, жестоко нападая на безвкусие и надутость современной ему немецкой литературы, а в качестве образцов для подражания выставляя древних и их разумных подражателей, французов. Скоро Г. сделался председателем Лейпцигского литературного общества, между членами которого нашел много единомышленников и последователей; с их помощью он начинает издавать еженедельный журнал "Разумные порицательницы" ("Die vernünftigen Tädlerinnen"), имевший значительный успех. Журнал протестовал против грубости нравов немецкого общества, суеверия простого народа, педантизма ученых, страсти дворянства к французскому языку, но больше всего в нем уделялось внимание литературным вопросам и принципам "здравого смысла" и "чистого вкуса".
В 1728 г. Г. издал книгу "Ausführliche Redekunst" (―Обстоятельное ораторское искусство), основные положения которой взяты у французских псевдоклассиков, но изложены с немецкою обстоятельностью. Установленных этой книгой принципов Г. придерживался в продолжение многих лет и пропагандировал их в критических статьях своего второго журнала ("Beiträge zur kritischen Historie der deutschen Sprache, Poesie und Beredsamkeit", 1732-44). Будучи уже проф. Лейпцигского университета, в 1735 г., он женился на прекрасно образованной и талантливой Луизе Кульмус (1713-1762 г.).
В их доме образовалось нечто вроде литературно-ученого салона, в который был открыт доступ студентам. Поэзия для Г. есть соединение полезного с приятным, но польза стоит на первом плане; поучительность основной мысли и содержания, утверждал Г., необходимое условие для всякого истинно хорошего произведения. Г. стремился изгнать из литературы все грубое, неправильное, простонародное. Для литературы, которая стоит на высоте своей задачи, он требует уважения со стороны общества и ученых и покровительства со стороны государства. Г. стремится закрепить свои критические взгляды образцами, и уже в 1732 г. ставит на сцене и печатает "правильную" немецкую трагедию "Умирающий Катон", которая имела большой успех и выдержала 10 изд.
В 1738 г. Л. много времени посвятил теоретическому изучению западноевропейской поэзии. Он конспектировал «Трактат о возвышенном» Лонгина во французском переводе Буало и статью Г. ―Versuch einer Uebersetzung Anacrons in reimlose Verse (―Опыт перевода Анакреона белыми стихами.) Знакомясь с работами Г., Л. усваивал основные принципы раннего немецкого Просвещения, которые сыграли роль в формировании его взглядов на поэтическое творчество на его поэтическую практику и на его мировоззрение.

Источник: Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь 2012