ГРААЛЬ
ГРААЛЬ
святой Грааль — в зап.-европ. ср.-век. легендах таинств. сосуд, ради приближения к к-рому и приобщения к его благим действиям рыцари совершают свои подвиги. Обычно счит., что это чаша с кровью Иисуса Христа, к-рую собрал Иосиф Аримафейский, снявший с креста тело распятого сына Божьего. Г. обладает способностью чудесно насыщать своих избранников неземными явствами (что впервые обнаружилось во время заточения Иосифа Аримафейского). Из мест, где хранится и является Г., фигурирует г. Саррас, где Иосиф Аримафейский обратил в христианство местного короля, а также таинств. замок Корбеник или Карбоник.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ГРААЛЬ
Св. Грааль – священный сосуд искупления и благодати. Средневековые предания описывают Грааль как чашу, служившую Иисусу Христу во время Тайной вечери, в ней он благословил вино причастия. В эту же чашу Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Христа. Невидимый для недостойных он мог явить себя только рыцарю с чистыми помыслами. Благочестивое рыцарское братство Святого Грааля служило ему и стало его хранителем. Для Св. Грааля был выстроен чудесный храм, в алтаре которого помещалась чаша. Согласно народному преданию Св. Грааль наделял долголетием, давал пищу и жизненные силы, необычайную отвагу в битвах с врагами христианской веры, победу в рыцарских подвигах. Легенда о Св. Граале вошла в сюжеты средневековых романов XII–XV вв.
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014
Грааль
таинственный сосуд в легендах Средневековья; обычно считалось, что это чаша с кровью Христа, собранная Иосифом Аримафейским, снявшим с креста тело распятого Иисуса. Местом хранения Г. называли город Саррас либо таинственный замок Корбеник, или Карбоник. Считалось, что Г. терпит ок. себя лишь непогрешимых в целомудрии; недостойный, приблизившийся к святыне, будет наказан недугом, раной и т.д. Чтобы приблизиться к Г., рыцарь должен был совершить подвиг. Легенда о чаше Г. возникла в XII в. Как правило, в легенде говорилось о горе Монсальват, на вершине которой стоял замок из белого мрамора; в этом замке жили рыцари — хранители чудесной чаши Г. Они появлялись там, где нужно было защитить слабых и обиженных. На сюжет этой поэмы написано немало романов и поэм (напр., рыцарская поэма нем. поэта-миннезингера Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (ок.1210).
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999