Грабарь Игорь Эммануилович
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
Грабарь, Игорь Эммануилович - живописец, родился в 1871 г.; учился в Москве в лицее цесаревича Николая и на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. По окончании его (1893) поступил в Академию Художеств, затем учился в Париже и Мюнхене. Вернувшись, поступил в мастерскую Репина , но пробыл там недолго и снова уехал в Мюнхен, где поступил в школу Ашбэ; через год сделался преподавателем в этой школе. В 1901 г. поселился в Петербурге, где вместе с князем Щербаковым начал крупное художественное предприятие ""Современное искусство"", устроил ряд выставок отдельных художников, прикладного искусства, японской живописи и др. Грабарь предпринял путешествие по Северу России, изучая старинную деревянную архитектуру. С 1902 г. Грабарь принимает участие в выставках ""Мира Искусства"", в ""Салоне"" и ""Союзе""; выставляет и за границей: в Мюнхене, в Париже, в ""Salon d´Automne"", в 1906 г. на выставке русского искусства, устроенной С.П. Дягилевым , в Риме на международной выставке в 1909 г. и т. д. В первый период художественной деятельности Грабарь остается реалистом и примыкает к кружку московских пейзажистов, затем увлекается разрешением технических задач в живописи и становится крупнейшим представителем школы пуантелистов в России. В целом ряде больших картин и ярких этюдов он изображает русскую природу и дает мастерские ""nature morte"". В Третьяковской галерее имеются картины: ""Луч солнца"" (1900), ""Февральская лазурь"" (1904) и ""Неприбранный стол"" (1907); в музее Александра III: ""Сирень и незабудки"" (1905); в коллекции В. Гиршмана в Москве ""Сентябрьский снег"" (1903); ""Плакучая береза"" (1904) и ""Хризантемы"" (1905); в коллекции И.А. Морозова ""Мартовский снег"" (1904); в литературно-художественном кружке в Москве ""Иней"" (1906); в Национальной галерее в Риме ""Утренний чай"" (1904). Грабарь много писал об искусстве: в ""Мире Искусства"", ""Весах"", ""Старых годах"", ""Аполлоне"", ""Ниве"" и др., текст в издании Кнебеля: ""Картины современных художников в красках"", редактором которого он также состоит; он же является редактором и крупнейшим сотрудником предпринятого Кнебелем издания: ""История русского искусства"", а также ряда монографий: ""Русские художники"". В начале 1913 г. московской городской думой избран попечителем Третьяковской галереи. Кроме живописи, изучал в Мюнхене и архитектуру. По его проектам в 1912 - 13 годах выстроен в Химках, около Москвы, целый больничный городок ""Захарьинская больница"". - См. Александр Бенуа , ""Русская школа живописи""; И. Остроухов и С. Глаголь, ""Художественная галерея П. и С. Третьяковых"". С. Р-ва.
Источник: Биографический словарь. 2008
(р. 1871) — живописец, историк искусства, музейный деятель. С детства занимаясь живописью, он по окончании Петербургского ун-та (1893) поступил в Академию художеств (мастерская Репина), которую окончил в 1896. Дальнейшее художественное образование Г. получил за границей, в мюнхенской школе Ашбе (1896—1900). Свое заграничное пребывание Г. использовал для широкого ознакомления с западным искусством как старым, так и новейшим. Это позволило ему выступить почти одновременно в качестве живописца и в качестве художественного критика, В обоих отношениях Г. принадлежал к числу наиболее передовых фигур рус. искусства 1900-х гг., примкнув к группе "Мир искусства" и став деятельным соратником Дягилева, Бенуа, Сомова и других. Его заграничные корреспонденции, появлявшиеся в журн. "Мир искусства", знакомили с текущими событиями в новейшем европейском искусстве, а его живопись этих лет вносила молодую западную струю в тенденции ретроспективизма, господствовавшие среди художников "Мира искусства". Этим определяется двойственное положение Г. в "Мире искусства": близость к группе в культурно-художественных вопросах и расхождение в области живописного творчества.
Для живописи Г. характерны три черты, которые проявились с первых же его выступлений: во-первых это реалист, избравший своей специальностью пейзаж и натюрморт; во-вторых его интересы ограничиваются передачей света и воздуха, изменяющих локальную окраску предметов; в-третьих живописные решения этих вопросов он пытается дать исследовательски, аналитически. Грабарь пишет пейзажи и натюрморты, акцентируя их воздушно-световую атмосферу так, как если бы дело шло не о субъективном восприятии его глаза, а об объективной данности. Его техника поэтому родственна технике "научной" ветви европейского импрессионизма — дивизионизму или пуантилизму; поэтому типичные картины Г. представляют собой по внешней обработке густую сеть мелких цветовых мазков, которые, на расстоянии смешиваясь, вызывают впечатление света, окутывающего предметы. Диапазон этой системы сугубо ограничен, и у Грабаря так же, как у его западных учителей, эволюция искусства невелика: ранние вещи Г. отличаются большей монохромностью, новейшие — большей цветистостью и декоративностью; с 1908, отходя от импрессионизма, он начинает разработку главным образом проблем цвета. "Живописный позитивизм" Г. не получил в русском искусстве сколько-нибудь широкого распространения, и Г. стоит особняком, своего рода метеоритом импрессионизма, упавшим в нашу живопись. Картины Г. имеются в центральных музеях СССР и в ряде провинциальных (Казань, Нижний Новгород, Ярославль, Вологда, Вятка, Пермь и др.), равно как в некоторых музеях и собраниях Европы и Америки. Главнейшие работы — в Третьяковской галерее ("Луч солнца", 1901, "Мартовский снег", 1904, "Февральская лазурь", 1904, "Неприбранный стол", 1907, "Рябинка", 1915), в Национальной галерее в Риме ("Утренний чай", 1904) и в ленинградском Русском музее ("Яблоки и цветы", 1904, "Груши", 1915). Свои силы Г. пробовал и в области архитектуры, построив под Москвой больничный городок (Захарьинский санаторий, 1909—1913).
Прямо противоположна художественной специфичности Грабаря по своей широте его роль как историка искусства и музейного деятеля. Уже в первый период своей деятельности в данной области (с 1909 как редактор "Истории русского искусства" и с 1913 — как "попечитель", т. е. директор Третьяковской галереи) Грабарь обнаружил свои огромные способности организатора и исследователя. Реформа Третьяковской галереи, проведенная им в 1913—14, была самым крупным событием русской музейной жизни предреволюционного периода. Сопротивление, оказанное реакционной частью Московской городской думы и старыми художниками, общественная и газетная полемика, создавшая целую литературу, выдвинули вопрос о "перевеске картин" в Третьяковской галерее далеко за пределы его практического значения, придав ему сугубо принципиальный характер — уничтожения частновладельческой замкнутости рус. музеев и реорганизации их в научно оправданные просветительные учреждения. Вопрос стоял так потому, что "перевеска" Г. нарушала завещание основателя галереи и коренным образом изменяла тот облик галереи, который придал ей П. М. Третьяков. Победа Грабаря, поддержанного прогрессивными кругами, была определенным общественным событием на фоне послестолыпинских лет и сплотила вокруг Г. большую группу историко-художественной и музейной молодежи, составившей вместе с ним основное ядро музейных работников первого революционного периода. С точки зрения нынешних музейных требований реформа Г. была очень умеренной, сводясь к исторической систематизации произведений и большей наглядности их экспозиции, в соответствии с новыми историко-художественными данными.
src="http://pagead2.googlesyndication.com/pagead/show_ads.js">
Эта реформа стояла в непосредственной связи с другим, более ранним начинанием Грабаря, создавшим ему широкую популярность, — с его опытом публикации коллективной и общедоступной "Истории русского искусства" (1909—1914). Уже увлечение ретроспективизмом, свойственным "Миру искусства", вызвало к жизни усиленное изучение русской старины. Высшей точкой этого движения была деятельность журнала "Старые годы". Однако движение это сопровождалось всеми особенностями замкнутости и дворянско-плутократической специфичности, характерными для группы основателей и вдохновителей журнала. Грабаревская "История русского искусства", с сопутствующими ей монографиями русских художников, была опять-таки прорывом в широкие круги демократической интеллигенции, давая движению охраны искусства от вандализмов последних лет самодержавия значительную общественную базу. К составлению "Истории русского искусства" был привлечен Грабарем ряд значительнейших сил, выдвинувших новые проблемы во всех областях изучения русского искусства. Война прервала публикацию; однако вышедшие в свет тома (архитектура, скульптура, древнерусская живопись) получили капитальное значение как обилием фактического материала, так и его формально-художественной разработкой. В этом отношении и сейчас "История русского искусства" не потеряла ценности. Эта предшествовавшая деятельность Грабаря подготовила его и к выполнению задач, поставленных музейному делу революцией. Грабарь с самого ее начала принял ближайшее участие в организации первых музейных органов Советской власти, а затем играл руководящую роль в центральном музейном управлении (Музейный отдел Наркомпроса). При его участии был проведен ряд основных декретов: об учете и охране музейных ценностей, организации музейного фонда, национализации крупнейших частных коллекций и т. п. В частности Грабарь провел меры государственного собирательства и реставрации памятников древнерусского искусства. С дальнейшим развитием музейной работы, повлекшим реорганизацию первоначального плана рационализации музеев и огромную дифференциацию музееведения и особенно поставившим на очередь непосредственную связь музеев с задачами реконструкции советского хозяйства, роль Г. естественно значительно сузилась; он теперь избрал своею специальностью вопросы художественной реставрации, в качестве директора научно-показательного учреждения этого рода — Центральных государственных реставрационных мастерских. Опыты Г. в этом направлении, равно как и публикация им трудов мастерских, встретили значительный интерес и на Западе, особенно в связи с выставкой древнерусского искусства, которая, по поручению советских государственных органов, была организована и показана Г. в заграничном турне в 1929. С 1920 — проф. 1 МГУ, с 1928 — заслуженный деятель искусства. Г. является одним из редакторов отдела изобразительных искусств Б.С.Э.
Важнейшие историко-художественные исследования Грабаря: Упадок или возрождение?, прил. к "Ниве", январь-февраль, 1897; Ф. Алексеев, "Старые годы", 1907; История петербургской архитектуры, "История русского искусства", т. III, Москва, 1911—12; Происхождение Александровского классицизма, "Старые годы", 1912; В. А. Серов, Москва, 1915; Феофан Грек, Казань, 1922; Freskomalerei der Dimitri Kathedrale in Wladimir, B., 1926; Андрей Рублев, 1-й сборник Реставрационных мастерских, 1927; Мадонна из Нижнего Тагила, 2-й сб. Реставрационных мастерских, 1928; Sur l´évolution du type iconographique de la Vierge Eleousa, P., 1930 ("Mélanges Charles Diehl").
Абр. Эфрос.
Грабарь, Игорь Эммануилович
(25. 03. 1871, Будапешт — 16. 05. 1960, Москва)
Художник и искусствовед. Обучался в Германии. В 1910-е организовал выпуск многотомника "История русского искусства". В 1911 нарисовал в классическом духе фасады главного здания лечебницы имени С. Г. Захарьина, построенной А. И. Клейном и А. В. Розенбергом в с. Куркино (ныне в Москве).
Лит.: Грабарь И. Э. Автомонография. — М., 1937.
Грабарь,
Игорь ЭммануиловичРод. 25 марта 1871 г., в Будапеште, ум. 16 мая 1960 г., в Москве. Художник, искусствовед, художественный критик, стоял у истоков отечественного музееведения. Ученик И. Е. Репина, П. П. Чистякова. Участник творческих объединений "Мир искусства", "Союз русских художников". Поддерживал традиции импрессионизма и постимпрессионизма, писал пейзажи ("Сентябрьский снег", 1903; "Февральская лазурь", 1904; "Мартовский снег", 1904; "Хризантемы", 1905; "Неприбранный стол", 1907), портреты (портрет Н. А. Клюева, 1932, и др.), "официальные" полотна ("В. И. Ленин у прямого провода", 1933; "Крестьяне-ходоки на приеме у В. И. Ленина и И. В. Сталина", 1938). Руководил изданием первой научной "Истории русского искусства" (1909—16; из задуманных 12 тт. было выпущено 5; значительно позднее, в советское время, вышло 5 тт. новой "Истории русского искусства", 1953—69), серии монографий "Русские города — рассадники искусства" (осуществлен 1 выпуск), монографий о выдающихся фигурах в современном русском искусстве; написал книги о И. И. Левитане, В. А. Серове, позднее — монографию о Рублеве ("Андрей Рублев. Очерк творчества художника по данным реставрационных работ 1918—1925 годов"). В 1913—25 гг. попечитель и директор Третьяковской галереи, создатель первого научного каталога ее собрания. После Октябрьской революции активно занимался охраной и реставрацией памятников древнерусского искусства (с ноября 1917 г. глава Отдела по делам музеев Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Наркомпросе, в 1918—30 гг. директор Центральных реставрационных мастерских, в годы Великой Отечественной войны — член Государственной Комиссии по учету разрушений и ущерба, нанесенных немецко-фашистскими захватчиками, глава Комиссии по учету и охране памятников искусства при Комитете по делам искусств СССР; после войны директор Московского художественного института им. В. И. Сурикова, 1937—43; директор Института истории искусств АН СССР). Действительный член Академии художеств (1913), Академии художеств СССР (1947), лауреат Государственной премии СССР (1941); с 1943 г. академик АН СССР. Народный художник СССР (1956).