Грабовский (Grabowski), Михаил - выдающийся польский критик польско-украинской школы (1805 - 1863). По окончании учения в Умани отправился в Варшаву, где сблизился с кружком романтиков. Не сочувствуя готовившемуся восстанию, Грабовский удалился в свое имение на Украине. В 1834 г. Грабовский напечатал статью о народной поэзии, имевшую огромный успех. С этого времени значение Грабовского как литературного критика все росло. Наибольшей славы достиг Грабовский по напечатании (1837 - 1838) двух первых томов ""Literatura i krytyka"", посвященным поэзии XIX в., украинским песням и новой французской литературе. Меньший успех имели два другие тома: ""O szkole ekrainskiej poezyi"" и ""Literatura Romansu w Polsce"" (доведенная до первых повестей Крашевского). С половины 30-х годов Грабовский примыкает к консервативному лагерю католической реакции, объявляет войну скептицизму XVIII в., признает аристократию необходимой в жизни народа, сближается с редакцией официозного ""Tygodnik Petersburski"". Польскому обществу не нравились и украинские симпатии Грабовского, как и вообще вся ""украинская школа"", с ее местным ""застенковым"" патриотизмом, против которого восставали Мицкевич, Крашевский и др. В 1841 г. новый польский критик А. Тышинский указал, что многие мнения Грабовского, считавшиеся оригинальными, в сущности заимствованы у Вильмена и Гизо. Это повело к потере популярности Грабовского, особенно среди молодежи. С этого времени критическая производительность Грабовского падает, хотя он и продолжает печатать свои статьи в ""Tyg. Petersburski"" и ""Pielgrzym´e"" (вышли отдельно: ""Korrespondencya literacka"", 1843, и ""Artykuly lnterackie, krytyczne, artystyczne"", 1849). Все более сближаясь в Киеве с украинскими деятелями, Грабовский проникается славянофильско-украинскими идеями о великом всеславянском значении Киева и высказывает убеждение, что ""украинский люд"" представляет собой отдельную ветвь русского народа, сохранившую в чистоте исконные племенные особенности и самобытность. Под теми же влияниями, которыми проникнуто было известное ""Кирилло-Мефодиевское братство"" Костомарова и Шевченка , Грабовский стремится стать апостолом славянского единения. Он хочет издавать в Киеве в панславистическом направлении газету ""Slowianin"" и с этой целью представляет подробную программу будущего издания киевскому генерал-губернатору. Она сделалась известной польскому обществу и вызвала в польской среде общее негодование; прежние друзья Грабовского от него отшатнулись. С этого времени начинается сближение Грабовского с Кулишем , на которого Грабовский оказал сильное влияние. Грабовский был убежден, что все обвинения польских панов в угнетении украинского народа сильно преувеличены, и что в действительности польские помещики явились на Украине насадителями высшей культуры и создали ее благосостояние. Грабовский писал и беллетристические произведения. Первая повесть Грабовского: ""Koliszczyzna i stepy"" (1838; 2-е изд. п. з. ""Opowiadania Kurennego"", (1860). Вторая повесть, ""Stannica Hulajpolska"" (1840 - 1841), написанная под сильным влиянием Вальтера Скотта, дает картину нравов и обычаев Украины и взаимных отношений поляков и казаков, панов и ""хлопов"" в конце XVIII в. Более поздние повести: ""Pan starosta Kaniowski"" (1856), ""Pan starosta Zakrzewski"" (1860) и ""Zamiec w stepach"" (1862). В 1862 г. Грабовский получил от маркиза Велепльского приглашение занять видное место в ""Комиссии народного образования и вероисповеданий"", а в 1863 г. занял в ней место директора, но через два месяца скончался. Критические суждения Грабовского основательны и метки. Он первый определил значение многих польских писателей, первый сформулировал определенно принцип народности в литературе; еще большее значение имеет Грабовский как деятель украинского возрождения. - Ср. Tadeusz Grabowski, ""Michal Grabowski, jego pisma krytycznei poglady polityczne"" (Краков, 1901).
Грабовский Михаил
— выдающийся польский критик польско-украинской школы. По окончании учения в Умани отправился в Варшаву, где сблизился с кружком романтиков. Уже в первых статьях своих он указал, что значение польской романтической поэзии коренится в чистом источнике ее народности. Не сочувствуя готовившемуся восстанию, Г. удалился в свое имение на Украйне. В 1834 г. Г. напечатал статью о народной поэзии, имевшую огромный успех. С этого времени значение Г. как литературного критика все росло. Наибольшей славы достиг Г. по напечатании (1837—1838) двух первых томов "Literatura i krytyka", посвященных поэзии XIX века, украинским песням и новой французской литературе. Несколько меньший успех имели два другие тома: "О szkole ukrainskiej poezyi" и "Literatura Romansku w Polsce" (доведенная до первых повестей Крашевского). С половины 30-х г. Г. примыкает к консервативному лагерю католической реакции, объявляет войну скептицизму XVIII в., признает аристократию необходимой в жизни народа, сближается с редакцией официального органа "Tyg. Petersburg.". Польскому обществу не нравились и украинские симпатии Г., как и вообще вся "украинская школа" с ее местным, "застенковым" патриотизмом, против которого восставали Мицкевич, Крашевский и др. В 1841 г. новый польский критик А. Тышинский указал, что многие мнения Г., которые считались оригинальными, в сущности заимствованы у Вильмена и Гизо. Это повело к потере популярности Г., особенно среди молодежи, начинавшей уже тогда увлекаться гегелевской философией и презрительно называвшей Г. эмпириком. С этого времени критическая производительность Г. падает, хотя он и продолжает печатать свои статьи в "Tyg. Petersburg." и "Рiеlgrzym"´e (вышли отдельно "Korrespondencyi literackiej", 1843, и "Artykuł krytyczn. literack.", 1848). Все более сближаясь в Киеве с украинскими деятелями, Г. проникается славянофильско-украинскими идеями о великом всеславянском значении Киева и высказывает убеждение, что "украинский люд" представляет собою отдельную ветвь русского народа, сохранившую в чистоте исконные племенные особенности и самобытность. Под теми же влияниями, которыми проникнуто было известное "Кирилло-Мефодиевское братство" Костомарова и Шевченко, Г. стремится стать апостолом славянского единения. Он хочет издавать в Киеве в панславистическом направлении газету "Słowianin" и с этой целью представляет подробную программу будущего издания киевскому генерал-губернатору. Она сделалась известной польскому обществу и вызвала в польской среде общее негодование; прежние друзья Г. от него отшатнулись. С этого времени начинается сближение Г. с Кулишем, на которого Г. оказал сильное влияние. Г. был убежден, что все обвинения польских панов в угнетении украинского народа сильно преувеличены и что в действительности польские помещики явились на Украйне насадителями высшей культуры и создали ее благосостояние. Украинцы сами виноваты в ужасах казацких войн; лучшие герои Украйны, как, напр., Конашевич и Сагайдачный, жили в мире с поляками; польское господство не было тяжелым, потому что оно умерялось религией и требованиями просвещения. Рабство (poddaństwo) имело на Украйне своеобразный характер, оно не было ни французским servage, ни немецкою Leibeigenschaft, ни даже русскою крепостною зависимостью; это была своего рода полицейская опека. Польское правительство должно было энергично выступать против разбойников и гайдамаков. С этой точки зрения крестьянские волнения в конце XVIII века на Украйне вызывают полное порицание со стороны Г., разделяемое и Кулишем ("О причинах вражды между поляками и украинцами", статьи Кулиша и Г. в "Зап. о Южной Руси", СПб. 1857. Ср. повесть Г. "Zamieć w stepach" (P., 1862). Г. писал и беллетристические произведения. Первая повесть Г., "Koliszczyzna i stepy" (1838), выдержала два издания (2-е под заглав. "Opowiadania Kurennego", 1860). Вторая повесть, "Stannica Hulajpolska" (1840—1841), написанная под сильным влиянием Вальтер Скотта, дает картину нравов и обычаев Украйны и взаимных отношений поляков и казаков, "хлопов" и панов в конце XVIII в. Более поздние повести: "Pan starosta Kaniowski" (1856), "Pan starosta Zakrzewski" (1860) и "Zamieć w stepach" (1862). В 1862 г. Г. получил от маркиза Велепольского приглашение занять видное место в "Комиссии народн. образования и вероисповедания", а в 1863 г. занял в ней место директора, но через два месяца скончался (17 ноября 1863 г.). Критические суждения Г. в высшей степени основательны и метки. Он первый определил значение многих польских писателей, первый сформулировал определенно принцип народности в литературе; еще большее значение имеет Г. как деятель украинского возрождения.
К. Арабажин.
{Брокгауз}