Граф
старинный европейский дворянский титул, введенный в России Петром I в самом начале XVIII в.
Источник: Краткий исторической словарь титулов, званий и чинов
Граф
в период Раннего Средневековья должностное лицо, представитель короля в графстве, с XV в. один из высших наследственных дворянских титулов.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Граф
дворянский титул. Жаловался в России по усмотрению императора (выше барона и ниже князя). Имел титул «Ваше сиятельство» и герб с графской короной с шестнадцатью зубцами, увенчанными жемчужинами.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
ГРАФ
(лат. comes, итал. conte) – букв. «спутник», затем в IV в. – правитель области, в Средние века – титул феодала. В средневековой Англии графство имело значение территориально-административного округа.
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014
ГРАФ
нем. Graf), дворянский титул. В России введен Петром I (первым его получил в 1706 Б. П. Шереметев). В конце 19 в. учтено свыше 300 графских родов. Ликвидирован Декретом ВЦИК и Совнаркома от 11.11.1917.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Граф
в раннем средневековье в Западной Европе должностное лицо, представляющее власть короля в графстве. В период феодальной раздробленности графы превратились в независимых крупных феодалов. В дальнейшем граф - дворянский титул.
Источник: Исторический словарь
Граф
в период Раннего Средневековья должностное лицо, представлявшее короля в графстве (адм. единица) и наделенное суд., адм. и воен. полномочиями. В VII в. должность г. стала наследственной. Далее, в период феод, раздробленности, графы превратились в независимых крупных феодалов. В XV в. (и позднее) г. — один из высших феод, титулов.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
ГРАФ
в раннее средневековье в Западной Европе должностное лицо, представляющее власть короля в графстве. В период феодальной раздробленности Г. превратились в независимых крупных феодалов. В дальнейшем — дворянский титул, в России со времен Петра I до 1917 г. Графских родов в России к 1894 г. было учтено 310. С 1856 по 1908 гг. было 88 пожалований Г. титула. Частный родовой титул для женщины, супруги и дочери Г. — графиня.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ГРАФ
в раннее Средневековье в Западной Европе королевское должностное лицо. Первоначально должность Г. занимали королевские слуги, с VII в. Г. стали назначаться королем из среды крупных земледельцев данного округа. В процессе феодализации должность Г. приобрела наследственный характер. К X в. в Западной Европе Г. стали независимыми феодальными магнатами. Позднее звание Г. стало дворянским титулом. В России почетный дворянский титул Г. был введен Петром I (первым был пожалован графским титулом канцлер И.Головин в 1709 г.) и просуществовал до 1917 г.
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
Граф
наследственный титул высшего дворянства, введенный в России Петром I. Первоначально возведение кого-либо в графское достоинство Российской империи требовало одобрения германского императора и утверждения возводимого в это достоинство Священной Римской империей (1701 г. - А.Д. Меншиков, 1707 г. - Г.И. Головкин, 1715 г. - А.А. Матвеев). В дальнейшем последнее стало необязательным. Первым титул графа от российского императора получил Б.П. Шереметев в 1706 г. за подавление Астраханского восстания 1705-1706 гг. Пожалование графским достоинством было наследственным. К 1894 г. было учтено в родословных книгах 310 родов. Титуловались "ваше сиятельство". Титул ликвидирован декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 11.11.1917 г.
Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002
ГРАФ
лат. comes, нем. Graf, франц. comte) - в раннее средневековье в Зап. Европе королев. должностное лицо, в период феод. раздробленности - феод. владетель, затем дворянский титул. Во Франкском гос-ве Г. обладал в своем округе (графстве) суд., адм., воен. и фискальной властью. Первоначально должность Г. занимали королев. слуги, с 7 в. Г. стали назначаться королем из среды крупных землевладельцев данного округа. В процессе феодализации должность Г.стала наследственной (для Зап.-Франкского королевства закреплено Керсийским капитулярием 877). К 10 в. во Франции Г. стали независимыми феод. магнатами. В Германии, где процесс феодализации шел медленнее, Г. лишь в 11 в. превратились из должностных лиц в феод. владетелей, в своем большинстве подчиненных крупным князьям. В Англии должностные лица короля в графствах - шерифы (соответствовали первоначально Г. континента), не приобрели самостоятельности вследствие наличия здесь сильной центр. власти. С ликвидацией феод. раздробленности звание Г. становится дворянским титулом. Титул Г. существуете странах с монархич. образом правления; во Франции и Италии сохранился неофициально в аристократич. кругах. В России почетный дворянский титул Г. был введен Петром I и просуществовал до 1917.
Лит.: Колесницкий Н. P., Исследование, по истории феод. гос-ва в Германии (IX - первая пол. XII в.), М., 1959; Wagner G., Comitate im Karolingischen Reich, Duderstadt, 1952.
Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976
Граф
, Антон (Graf, Anton) 1736, Винтертур — 1813, Дрезден. Немецкий живописец. Учился в 1753—1756 у И. У. Шелленберга в Винтертуре, затем у И. Я. Хайда в Аугсбурге. Работал как портретист в Регенсбурге, Винтертуре, Аугсбурге, Мюнхене, Цюрихе. С 1766 — придворный художник в Дрездене. С 1789 — профессор дрезденской Академии художеств. Член берлинской, венской, мюнхенской академий художеств. Много путешествовал по Германии и Швейцарии. Портретист, писал также пейзажи, занимался миниатюрой. Ранние произведения художника исполнены в традиции парадного барочного портрета. Образы знатных особ королевского дворца Пруссии полны торжественности и представительности в портретах Фридрих, принц Прусский (1777—1778), Фредерика, принцесса Прусская (1787), Фридрих Вильгельм II, король Пруссии (1788, все — Берлин, Шарлоттенбург). Сильная светотень и теплая колористическая гамма свидетельствуют об увлечении молодого художника манерой Рембрандта. В 1780—1790-е Граф часто пишет модели на фоне пейзажа, несколько смягчающего напряженность, статику фигур в его портретах (Генрих VIII, 1804, Германия, частное собрание; И. Ф. фон Тильман, Нюрнберг, Германский нац. музей). В духе неоклассицистических вкусов эпохи изображает портретируемых в виде античных граций в пейзаже (Фредерика Хиллендорф, 1803, Германия, частное собрание). Более глубоки по передаче внутреннего состояния портреты близких художнику людей: Художник К. К. Люнвиг (1808, Гамбург, Кунстхалле), лирические женские образы — Луиза Элизабета Функ (1790, Лейпциг, Музей изобразительных искусств), Каролина Сюзанна Граф (1805, Гамбург, Кунстхалле). Тонкой светотеневой моделировкой подчеркнута присущая образам Графа четкая пластика фигур. Воздушное сфумато, окутывающее фигуры, свидетельствует об изучении приемов английского портрета XVIII в. Портреты выдающихся деятелей эпохи Просвещения — С. Гесснера (1765—1766, Цюрих, Кунстхалле), Г. Э. Лессинга (1771, Лейпциг, библиотека Университета), К. М. Виланда (1794, Веймар, Музей Гете), И. Г. Зульцера (1771, Винтертур, Кунстхалле) — пожалуй, самое значительное, что было создано художником. В портретах тестя художника И. Г. Зульцера, известного немецкого философа, эстетика и математика, и С. Гесснера, швейцарского поэта, автора поэтического сборника Идиллии (1756), Граф использует схему барочного портрета, изображая модели в момент как бы прерванного движения. Подлинный художник века Просвещения, Граф стремится раскрыть одухотворенность и светлый ум людей, ставших культурным достоянием нации. Портреты написаны на темном фоне, как и ряд других поздних произведений (Х. И. Медем, 1796; Г. Л. Гогель, 1796, оба — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Интерес к психологически углубленной разработке образа присущ и автопортретам художника. В ранних автопортретах 1765 (Нью-Йорк, Историческое общество) и 1766 (Дрезден, Картинная галерея) мотив прерванного движения вносит некоторую традиционность в композиционное решение. Поздние работы (1794—1795, Дрезден, Картинная галерея; 1808, Винтертур, Кунстхалле) создают образ художника, чье творчество обозначило многие важные явления немецкой культуры XVIII в., закладывая традиции реалистической образности последующего столетия. В поздний период художником был написан ряд пейзажей, характеризующих прекрасное владение рисунком с натуры, интерес к пленэру, разработке проблемы "пейзажа настроения" (Вид окрестностей Дрездена, 1800; Утро, ок. 1800; Полдень, ок. 1800; Вечер, ок. 1800, все — Дрезден, Картинная галерея).
Лит.: Katalog der Ausstellung Anton Graf (1736—1813). Staatl. Museen zu Berlin. Nationalgalerie. Leben und Werke. Berlin, 1967.
Е. Федотова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006