Графэ параномон
Графэ параномон
(греч. graphe paranomon), в афинском праве жалоба на противозаконие. С устранением всесилия ареопагов все вносимые жалобы о незаконности любого решения до или после голосования направлялись в народное собрание, после протеста под присягой оспариваемый закон передавался на решение суда присяжных.
Источник: Словарь античности. 1989
Графэ параномон
от греч. grapho - пишу, paranomos - беззаконный, несправедливый)
в афинском праве V-IV вв. до н.э. жалоба на противозаконие. Охрана афинской конституции осуществлялась институтом специального разбирательства, называемого «г.п». Суть этого разбирательства заключалась в следующем: каждый афинский гражданин имел право выступить с заявлением, что принятый народным собранием закон противоречит существующему законодательству или принят с нарушением установленного порядка. Как только такое заявление поступало, действие обжалуемого закона приостанавливалось, а специальная палата начинала расследование жалобы. Если жалоба признавалась справедливой, то неправильно принятый закон кассировался, а его автор приговаривался к крупному денежному штрафу, изгнанию или даже смертной казни за то, что ввел своих сограждан, участников народного собрания, в заблуждение. Возможность возбуждать такую «жалобу на противозаконие» предохраняла афинян от внесения в народное собрание скороспелых и непродуманных законопроектов. Вместе с тем, если «жалоба на противозаконие» не подтверждалась, то инициатора жалобы привлекали к ответственности. Институт «жалобы на противозаконие», таким образом, давал каждому гражданину право выступать в защиту существующих законов, всего строя афинской демократии.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
в афинском праве V-IV вв. до н.э. жалоба на противозаконие. Охрана афинской конституции осуществлялась институтом специального разбирательства, называемого «г.п». Суть этого разбирательства заключалась в следующем: каждый афинский гражданин имел право выступить с заявлением, что принятый народным собранием закон противоречит существующему законодательству или принят с нарушением установленного порядка. Как только такое заявление поступало, действие обжалуемого закона приостанавливалось, а специальная палата начинала расследование жалобы. Если жалоба признавалась справедливой, то неправильно принятый закон кассировался, а его автор приговаривался к крупному денежному штрафу, изгнанию или даже смертной казни за то, что ввел своих сограждан, участников народного собрания, в заблуждение. Возможность возбуждать такую «жалобу на противозаконие» предохраняла афинян от внесения в народное собрание скороспелых и непродуманных законопроектов. Вместе с тем, если «жалоба на противозаконие» не подтверждалась, то инициатора жалобы привлекали к ответственности. Институт «жалобы на противозаконие», таким образом, давал каждому гражданину право выступать в защиту существующих законов, всего строя афинской демократии.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)