Грассер

Найдено 1 определение
Грассер
, Эразмус (Grasser, Erasmus) Ок. 1450, Шмидмюлен, Верхний Пфальц — 1518, Мюнхен. Немецкий скульптор и архитектор. Упоминается впервые в 1474 в мюнхенских документах. С 1477 мастер. Как скульптор работал и в камне, и в дереве. С 1485 упоминается как архитектор, строитель мостов. В конце жизни становится членом Городского совета Мюнхена. Самая известная и оригинальная работа Грассера — серия деревянных резных фигур, украшавших танцевальный зал мюнхенской ратуши (1477—1480). Из шестнадцати фигур сохранилось лишь десять (Мюнхен, Гор. музей). Небольшие по размерам статуи (65—90 см) располагались на верхней галерее зала. Весь цикл изображал людей, танцующих мориску — пришедший из Испании мавританский танец, очень популярный в XV—XVI вв. Позолоченные и раскрашенные фигуры представлены в необычайно резких, порой даже утрированных позах. Один сгибается в три погибели, выкидывая вперед ногу, другой словно отбивает чечетку, у третьего в пляске ходуном ходят и руки, и ноги. Различны их обличья и костюмы: тут и дворянин в шляпе и камзоле, и негр в одной рубахе, и горожанин с накинутым на плечи плащом, и крестьянин в тюрбане. Разнообразие лиц, поз, жестов, блеск позолоты сообщает дополнительную пространственную динамику всей череде танцоров. Ничего схожего с этой серией плясунов не было в немецкой скульптуре того времени. В творчестве Грассера это произведение остается уникальным. Другие работы скульптора более традиционны. Таковы высеченная в красном мраморе Эпитафия У. Арезингера (1482, Мюнхен, церковь Св. Петра) и исполненный в том же году резной деревянный и раскрашенный алтарь церкви в Рамсдорфе с изображением Страстей Христа. Некоторую близость к Танцорам мориски можно обнаружить в двух деревянных статуях, происходящих из городка Пиппинга близ Мюнхена, — это Дева Мария и Иоанн Евангелист (ок. 1480, Мюнхен, Баварский нац. музей). В них ощущается желание мастера индивидуализировать героев. Их переживание выражено подчеркнутой мимикой. В последние годы жизни Грассер занимался в основном архитектурными и строительными работами.
Лит.: Либман М. Я. Немецкая скульптура. 1350—1550. М., 1980; Halm P. M. Erasmus Grasser. Augsburg, 1928; Erasmus Grasser. Die Moriskentanzer in Munchen / Einfuhrung von E. Hanfstaengl. Berlin.
Л. Алешина

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

И. Г. Т. Фон Грассе и его роль в развитии музеологии второй половины XIX В.

Ананьев Виталий Геннадьевич, Метелкин Евгений Николаевич
Статья посвящена деятельности И. Г. Т. фон Грассе и издававшемуся им «Журналу по музеологии и антиквароведению».
Читать PDF
0.00 байт

ПЕРВЫЕ АФИШИ АР-НУВО В ТВОРЧЕСТВЕ ЭЖЕНА ГРАССЕ

Монашерова Инна Эдуардовна
В статье рассматриваются афиши ар-нуво в творчестве Эжена Грассе швейцарского художника-графика, работавшего во Франции и ставшего одним из пионеров стиля, наряду с Жюлем Шере, Тулуз-Лотреком и Альфонсом Мухой.