ГРАВЮРА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ГРАВЮРА
рисунок, вырезанный или вытравленный художником-гравером на гладкой поверхности какого-либо твердого материала (металла, дерева, линолеума и т. д.), а также отпечаток такого рисунка на бумаге.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Гравюра
фр. gravure) – вид графики, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. В Европе гравюра возникла на рубеже XIV – XV вв. Различают гравюру выпуклую и углубленную, станковую и книжную.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ГРАВЮРА
от франц. gravure), оттиск с печатной доски на бумаге или другом материале, вид печатной графики. В отличие от рисунка, гравюру можно тиражировать во множестве экземпляров. В зависимости от способа обработки печатной формы, различают выпуклую, углубленную и плоскую гравюру. Для изготовления выпуклой гравюры на поверхности печатной формы вырезаются острым инструментом все места, которые должны получиться в отпечатке белыми (фон), и, наоборот, остаются нетронутыми (выпуклыми) будущие контуры и пятна рисунка (гравюра на дереве – ксилография и на линолеуме – линогравюра). В углубленной гравюре рисунок вырезается на доске, углубления заполняются краской и с помощью специального печатного станка (пресса) линии переносятся на бумагу (резцовая гравюра, офорт, акватинта и др.). К плоской гравюре относят литографию (гравюру на камне) и альграфию (гравюру на алюминиевых дощечках). Как правило, гравюры бывают черно-белыми (темный рисунок на фоне светлой бумаги). Существует и цветная гравюра: оттиск на бумаге выполняется с нескольких печатных форм, на каждую из которых наносится свой цвет (русский лубок, японская гравюра и т. д.) Древнейшей разновидностью гравюры, по всей вероятности, была ксилография, которая появилась в Древнем Китае в 6 в.; в Европе – лишь на рубеже 14–15 вв. В результате возникновения искусства гравирования впервые появилась возможность широко распространить зримый образ. Появление гравюры в Европе способствовало развитию книгопечатания.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ГРАВЮРА
(фр. Gravure — вырезать) — вид графи-ки, в котором изображение является печатным оттиском рельефного рисунка, нанесенного на доску гравером. Особенностью гравюры является возможность ее тиражирования: с одной доски, награвированной художником, можно напечатать большое количество разноцветных оттисков (эстампов). Все они будут авторскими произведениями в отличие от рисунка, который существует только в единственном числе. Основные этапы исполнения гравюры включают перевод подготовительного рисунка с бумаги на поверхность доски, гравирование и печатание. По характеру обработки пе-чатной формы (доски) и способу печати различают выпуклую и углубленную гравюру. Обработка гравюрной доски происходит следующим образом. На хоро-шо отполированную поверхность доски из твердых пород дерева (груша, пальма, самшит) наносится карандашом, пером или кистью рисунок, затем штихелем гравер удаляет места, которые должны быть белыми, оставляя штрихи и черные пятна. Получается выпуклое изображение, на него валиком накатывают краску и, приложив бумагу с силой придавливают ее на станке или притирают вручную. К выпуклой гравюре относятся ксилография (гравюра на дереве) и линогравюра (гравюра на линолеуме). В углубленной гравюре рису-нок резцом или кислотой углубляется в металлической пластине (из меди, стали или цинка), краска забивается тампоном в углубления, поверхность доски вытирается начисто и на нее накладывается увлажненная бумага. Печатают оттиски на станке при сильном давлении, необходимом для того, чтобы бумага вдавилась в углубление и воспроизвела рисунок. К углубленной гравюре относятся резцовая гравюра, офорт, аквантина, лавис, мягкий лак и др. По своему назначению гра-вюра делится на станковую (эстами), то есть рассчи-танную на самостоятельное существование, и книж-ную. Существуют также различные виды прикладной гравюры экслибрис, лубок и др.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Гравюра Э. Дальберга «Третий день битвы под Варшавой 20 июля 1656»

Бобровский Д. Е., Толкачева Л. И.
Сообщение посвящено интересному изобразительному источнику, позволяющему наглядно и в деталях проследить ход большого европейского сражения сер. XVII в.
Читать PDF
0.00 байт

Триумфальная книжная гравюра начала петровских преобразований

Райгородский Леонид Дмитриевич
Статья посвящена изучению становления особого вида искусства гравюры триумфальной книжной гравюры, ставшей одним из средств пропаганды преобразований, проводимых Петром I.
Читать PDF
0.00 байт

Гравюра «Сон Наполеона» из собрания Церковно-археологического музея ПСТГУ: поиск образцов и опыт ист

Нефедова Надежда Викторовна
Статья посвящена гравюре из коллекции Церковно-археологического музея Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Эта гравюра, названная «Сон Наполеона» (220 х 185 мм. № Г-35), была сделана в России в XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Златоустовская гравюра на стали как фактор развития кластерного туризма

Щетихина Лариса Владимировна, Паныч Регина Борисовна
Статья раскрывает особенности техники гравировки, композиции, мотивов златоустовской гравюры на стали на различных этапах её развития. Авторы прослеживают взаимосвязь между историей страны и меняющейся тематикой гравюры.
Читать PDF
0.00 байт

"благородные защитники" и "неразумные дети": японская цветная гравюра конца XIX В. Как инструмент ко

Лебедева Ольга Игоревна
В статье рассматривается процесс формирования изобразительного канона пропагандистских изображений в Японии 1870-1890-х гг. Как и в других тоталитарных государствах первой половины XX в.
Читать PDF
0.00 байт

ГРАВЮРА "РУССКИЕ МОРСКИЕ СОЛДАТЫ И МОРЯКИ В ЛЕЙПЦИГЕ 7 АПРЕЛЯ 1810 ГОДА" КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК

Устьянов А.Л.
Статья посвящена атрибуции изобразительного источника по истории обмундирования российских моряков времен наполеоновских войн раскрашенной гравюры, запечатлевшей флотских чинов 1810 г.
Читать PDF
0.00 байт

«Некоторые обычаи английских дам» Венцеля Холлара и гравюра «Мод и нравов» в xvii веке

Арутюнян Юлия Ивановна
Термин «гравюра мод и нравов» применяется к жанровым листам XVIII в., изображающим галантное общество, однако подобный тип графики появляется раньше.
Читать PDF
0.00 байт

«Модная гравюра» XIX века: в поисках отечественных авторов

Курбатова Анна Константиновна
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы производства художественной гравюры на Златоустовском заводе в первые послевоенные годы (19

Куликовских Светлана Николаевна
Деятельность Златоустовского завода по выпуску металлических художественно украшенных изделий в трудные годы восстановительного периода 1945-1950 гг. остается мало изученной.
Читать PDF
0.00 байт

Московские «Легионы» на гравюре «Осада Ляхович в 1660 году»

Бабулин И. Б.
Автор статьи, впервые в отчественной историографии, исследует созданную непосредственным участником событий уникальную гравюру с планом осады войсками князя И.А. Хованского обороняемой поляками крепости Ляховичи в 1660 г.
Читать PDF
0.00 байт

Московские «Легионы» на гравюре «Осада Ляхович в 1660 году»

Бабулин И. Б.
Автор статьи, впервые в отчественной историографии, исследует созданную непосредственным участником событий уникальную гравюру с планом осады войсками князя И.А. Хованского обороняемой поляками крепости Ляховичи в 1660 г.
Читать PDF
0.00 байт

Русский костюм в западноевропейской гравюре xvi В. : правда и вымысел

Жабрева Анна Эрнестовна
Статья посвящена западноевропейским гравюрам XVI в. как источникам по истории русского костюма этого времени. Несколько гравюр портретов царей и изображений русских посольств были сделаны очевидцами.
Читать PDF
0.00 байт

Методы исследования гравюры на примере серии «Двенадцать императоров» А. Колларта ІІІ

Немова К.А.
В настоящей работе представлены методы исследования гравюры на примере десяти листов с портретами римских императоров, гравированных Адрианом Коллартом по рисункам Яна ван дер Страта (Йоханеса Страдануса) из коллекции Государствен
Читать PDF
0.00 байт

Влияние исторических эпох на развитие оружейного производства и златоустовской гравюры на стали (зла

Стихина Ирина Александровна, Воробец Григорий Иванович
Статья посвящена вопросам истории развития на Урале металлургии для оружейного производства. Авторы раскрывают тему возникновения и развития искусства златоустовской гравюры на стали.
Читать PDF
0.00 байт

К проблеме организации пространства в искусстве дальнего востока на примере японской гравюры укиё-э

Степанова Т. В.
Настоящая статья посвящена специфике организации пространства в искусстве Дальнего Востока на примере японской гравюры укиё-э XVIII-XIX вв.

Похожие термины: