ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ
потомки беглых крестьян и донских казаков, переселившихся в XVI в. на Северный Кавказ (на pp. Сунжа и Акташ). С начала XVIII в. отдельное иррегулярное войско, позже полк. В 1832 г. вошли а состав Кавказского линейного казачьего войска, в 1860 г. - Терского казачьего войска.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ
старейшая из казацких общин, возникшая во 2-й половине XVI в. в предгорьях Кавказа из беглых крестьян центральных областей Московского государства и слившейся с ними группы донских казаков; с начала XVIII в. — иррегулярное казачье войско на Северном Кавказе. Первые поселения появились в урочище Гребни (откуда, вероятно, идет название казаков) по берегам горной реки Акташ. Позднее гребенские казаки стали селиться по реке Сунжа и среднему течению реки Терек. В 1685 из-за частных нападений горцев они переселились на правый берег Терека. В XVI-XVII вв. гребенские казаки относились к вольному казачеству. Во главе общины стоял Войсковой круг, выбиравший атамана и других должностных лиц. Гребенские казаки обороняли Сунженский острог (1651, 1653), участвовали в Чигиринских походах 1677 и 1678, в Крымских походах 1687, 1689. При Петре I они вошли в состав иррегулярных войск. В 1712 их переселили на левый берёг Терека, к крепости Тарка, где они положили начало созданию Кавказских укрепленных линий. Силами гребенских казаков построены крепости Кизляр (1735) и Моздок (1763). В последующем они участвовали в войнах XVIII-XIX вв., в том числе в Кавказской войне 1817-1864. В 1819 из гребенских казаков сформирован Гребенской казачий полк. С образованием в 1832 Кавказского линейного казачьего войска полк включен в его состав. В 1860 он вошел в состав Терского казачьего войска. В середине XIX в. численность гребенских казаков достигала около 12 тысяч человек.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ
потомки беглых крестьян, обосновавшихся в 1-й пол. 16 в. на р. Сунже, и казаков, переселившихся с Дона в 1582 в урочище Гребни (на р. Акташе), древнейшая часть терских казаков. Рус. пр-во снабжало их вооружением и припасами и использовало для борьбы против горцев, крымских и кубанских татар. В 1712 переселены на лев. берег Терека (станицы Червленая, Щедринская, Новогладковская, Старогладковская и Курдюковская), чем было положено начало Кавк. укрепл. линии. С этого времени началась постоянная служба Г. к., к-рые выставляли 500-1500 чел. Г. к. построили крепости Кизляр (1735) и Моздок (1763), участвовали в войнах России против Ирана, Турции, кавк. горцев, в Хивинском походе 1717. Управлялись "войсковым кругом", выбиравшим атамана и др. должностных лиц, до 1819, когда пр-во стало назначать "командира войска". С 1721 состояли в ведении Воен. коллегии (с непосредств. подчинением астраханскому губернатору, с 1735 - кизлярскому комеаданту, с 1788 - наместнику Кавказа). В 1832 вошли в состав Кавк. линейного казачьего войска. В 1845 Гребенское войско переименовано в Гребенской полк (ок. 900 чел.), а в 1870 - в Кизляро-Гребенской. В 1860 вошли в состав Терского казачьего войска. Численность Г. к. в 1854 составляла ок. 12 т. ч. обоего пола.

Лит.: Ткачев Г. A., Гребенские, терские и кизляр-ские казаки, Владикавказ, 1911; Попко И., Терские казаки с стародавних времен, в. 1 - Гребенское войско, СПБ, 1880; Бентковский И. В., Гребенцы. Ист. исследование, 2 изд., М., 1889; Караулов М. А. (2-й), Терское казачество в прошлом и настоящем, Владикавказ, 1912; Ржевуский А., Терцы. Сб., Владикавказ, 1888; Потто В. A., Два века терского казачества (1577 -1801), т. 1-2, Владикавказ, 1912.

М. Я. Попов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ГРЕБЕНСКИЕ КАЗАКИ
на современном языке "Горские Казаки", названое сохранявшееся до недавно за теми Казаками, которые в XVI в. пришли на Нижний Терек из гор-гребней. В средине XVIII в. русский генерал А. И. Ригельман записал с их слов, что до переселения они жили, "по объявлению гребенских сторожилов, за Терском в самой нынешней Кабарде и в части Кумыцкого владения, в Гребнях, в урочище Голого Гребня, в ущелье Павловом и в ущелье Кошлаковском и при Пименовом Дубе"; другая их часть "в Черкасах были, по объявлению тамошних, и жительство ямеля двумя деревнями, а именно, одна в большой Кабарде при устье реки Газы, впадающей в реку Урюф, а оная впадает в Терек с левой его стороны, и назывались Казаровцы; другая - в Малой Кабарде ж, в самом ущелье Татар Туповом, которое урочище состоит близ реки Терека и ниже, впадающей во оной, речки Акс с левой же ее стороны" (А. Ригельман, Летописное повествование о М. России). Польский монах Матвей Меховский в начале XVI в. писал о горных местах С. Кавказа, которые "у Русских называются по имени народа Пятигорские Черкасы, то есть, приблизительно, Черкасы Пяти гор. Среди этих же гор живут хазарские племемена, которые по словам (...) моравской легенды, обратещены были в веру Христову святыми братьями Кириллом и Мефодием". О тех же Казарах в пространных Россииских Четьи Минеях говорится, что это "был народ скифский языка славянского, страна же их была близ Меоти-ческого озера". В одной из ранних публикаций Россий­ской Императорской Академии Наук - "Краткое описание всех случаев, касающихся до Азова", которое перевел с немецкого языка Академии Наук адъюнкт И. К. Тауберт и которое в 1782 г. вышло уже третьим изданием, говорится о Мстиславе Храбром и Кавказских Казаках: "Покорил он себе в 1021 г. соседственных, до Кавказских гор распростанившихся Козаков и отправил их в 1023 году вместе с Козарами против своего брата". Летописцы этих Казаков обычно называют Касогами, но в некоторых (Никаноровская и Вологодско-Пермская), действительно, их имя очень близко к нашему: "И поиде Мстислав с Козары и с Казягь на великого князя Ярослава". Раньше этого времени (X в.) персидская география (Гудуд ал Алэм) указывает в Приазовье, т. е. в будущих владениях Мстислава Храброго, Землю Касак. О тех же горских Казаках или Пятигорских Черкасах писал, современник Матвея Меховского, Сигизмунд Герберштейн: "Русские утверждают, что это христиане, что живут они независимо по своим законам, а церковную службу выполняют на славянском языке, которым они, собственно говоря, и пользуются главным образом в жизни". Речь, очевидно, идет о Гребенских и Азовских Казаках, хотя часть последних к 1503 году перекочевала уже в Северщину. У Донцов существовало предание, записанное тем же Ригельманом (Повествование о Донских Казаках), "буд-то бы они от некоих вольных людей, а более от Черкес и городских народов взялися". Ранний историк Болтин вспоминал Пятигорских Казаков или Черкасов от 1282 г. В 1380 г. после битвы на Куликовом Поле Казаки поднесли Московскому князю Дмитрию Донскому икону, принесенную ими с гор, (Гребенская Божия Матерь). Все эти свидетельства дают основание для утверждения, что Г. К.- Казаровцы находились на Сев. Кавказе и уже во время Хазарской империи; что они одно время, вместе с Азовскими Казаками и Пятигорцами Герберштейна состояли в союзе горских племен, занимавших Чсркасию, и усвоили там не только многие черты особой горской культуры, но и общегорское территориальное имя Черкасы; что Г. К. некогда принадлежали к числу жителей Земли Касак и оставались там во время существования Державы Томаторканской; что после ее падения они ушли в горы я там пережили века господства Золотой Орды; что в отдельные эпохи Кавказские горы служили убежищем почти всех казачьих племен.
Когда по Кавказу распространились Турки и магометанство, Г. К. ушли из гор на равнину за нижний Терек и на западный берег Ахтубы (дельты Волги), где они указаны в 1702 г. на карте Делиля. В 1732 г. Г. К. с Ахтубы зачислены в служилый состав Царицынской Линии Волгского каз. Войска. В 1770 г. отсюда переселилось на левый берег Терека 517 семей, которые дали первые кадры Горско-Моздокского полка. Остальные вместе с Астраханским каз. Войском до 1786 г. несли службу на Азовско-Моздокской Линии, после чего переселились на Терек и положили начало Первому Волгскому каз. полку.
Коренные Терские Гребенцы начали службу Ивану Грозному в 1577 г. От этого года в Русской армии считалось старшинство Кизляро-Гребенского полка. Тогда же царь признал за ними право на берега реки Терека. От 1860 г. Г.К. стали числиться в составе Терского казачьего Войска.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
3.04 мб

Концепция этнической картины мира гребенских казаков

Григорьев Анатолий Федорович
В статье сформулированы основные тезисы авторской концепции этнической картины мира гребенских казаков, которая была разработана в рамках диссертационного исследования на соискание ученой степени доктора культурологи.
Читать PDF
192.94 кб

Символика смерти в песенном фольклоре гребенских казаков

Григорьев Анатолий Федорович
Специфический образ жизни гребенских казаков, связанный с воинской службой, ощутимо повлиял и на их песенное творчество.
Читать PDF
2.47 мб

Система мономифов в песенном фольклоре гребенских казаков

Григорьев Анатолий Федорович
Читать PDF
104.09 кб

Концепт реки Терек в фольклорном сознании гребенских казаков

Григорьев Анатолий Федорович
В статье осуществлен анализ концепта реки Терек, которая, будучи главным индикатором духовной, материальной культуры и экономического развития гребенских казаков, сыграла определяющую роль в формировании их этнической картины мира
Читать PDF
222.81 кб

Концепт Кавказских гор в фольклорном сознании гребенских казаков

Григорьев Анатолий Федорович
В данной статье автором исследуется концепт Кавказских гор, как один из специфических компонентов культурного ландшафта, повлиявшего на формирование этносознания гребенских казаков.
Читать PDF
2.13 мб

Концепт Кавказских гор в фольклорном сознании гребенских казаков

Григорьев Анатолий Федорович
В статье представлено авторское видение специфики концепта Кавказских гор, воплотившегося в фольклорном сознании гребенских казаков.
Читать PDF
202.54 кб

Антропоморфизм и метафоричность в песенном фольклоре гребенских казаков

Григорьев Анатолий Федорович
В статье исследуются философские категории антропоморфизма и метафоричности в песенном фольклоре гребенских казаков, которые представляются формой и средством поэтического воплощения мифологизированного мировосприятия архаичного ч
Читать PDF
268.54 кб

Культурный ландшафт стержневая доминанта картины мира гребенских казаков

Григорьев А. Ф.
В статье рассмотрен культурный ландшафт как доминантовая основа в формировании этнической картины мира гребенских казаков на примере их песенного фольклора.
Читать PDF
418.66 кб

К вопросу о поселении на Северном Кавказе в XVI В. Гребенско-терских казаков

Давлетмурзаева Алиса Раисовна
В статье освещаются некоторые аспекты поселения гребенских и терских казаков в Терско-Сунженском бассейне. В XVI в.
Читать PDF
2.22 мб

Специфика религиозно-мифологических верований и представлений гребенских казаков

Григорьев Анатолий Федорович
Представляя особый тип соединения христианства с традиционными языческими представлениями об окружающем мире, старообрядчество гребенских казаков запечатлело ярко выраженные пласты восточнославянского язычества, которые оказались
Читать PDF
4.72 мб

Специфичность мифологии гребенских казаков в похоронно-погребальных ритуально-обрядовых традициях

Григорьев Анатолий Федорович, Толстокоров Евгений Стефанович
В статье на основе анализа научных и этнографических материалов выявляется специфичность мифологии гребенских казаков в похоронно-погребальных ритуально-обрядовых традициях
Читать PDF
291.25 кб

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЧЕНЦЕВ И ТЕРСКО-ГРЕБЕНСКИХ КАЗАКОВ (ВТОРАЯ П

Абдулвахабова Бирлант Борз-алиевна
Начиная со второй половины XVI в. судьбы терско-гребенского казачества и чеченцев тесно переплелись.
Читать PDF
320.39 кб

Историко-антропологические аспекты автохтонной парадигмы этногенеза гребенских казаков: гипотезы и а

Григорьев Анатолий Федорович
В статье осуществлен глубокий историко-антропологический анализ этно-графических, археологических, научных источников и обоснование автохтонной парадигмы зарождения гребенских казаков.
Читать PDF
204.28 кб

Рецензия на монографию А. Ф. Григорьева "этническая картина мира гребенских казаков: опыт культуроло

Костина Анна Владимировна
В рецензии осуществлен научно-теоретический анализ результатов исследования, среди которых отмечены: смоделирована концепция этнической картины мира гребенских казаков, представляющая собой системно-структурное образование, "центр
Читать PDF
263.24 кб

Метафоричность фольклорного сознания гребенских казаков в контексте философско-антропологического по

Григорьев Анатолий Федорович
В статье осуществляется теоретико-методологический анализ научных подходов в вопросе выявления специфичности фольклорного сознания гребенских казаков.