Гречанинов Александр Тихонович
С 1896 по 1922 жил и творил в Москве, где был проф. музыкально-драматич. уч-ща Московского филармонич. об-ва. Помимо светской музыки в рус. классич. стиле создавал дух. муз. произведения, в частности «Первую» и «Вторую» литургии для рус. православных хоров и для католич. мессы. В 1925 выехал в Париж, откуда в 1939 переселился в США. Его музыкальное наследство состоит из 200 произведений, включая муз. для пьесы А.И. Островского «Снегурочка» и оперы «Добрыня Никитич».
Урна с прахом Г. погребена 1 июня 1958 на Свято-Владимирском кладбище в Кэссвилле, в шт. Нью-Джерси, на могиле установлен и освящен памятник с медальоном работы Г.В. Дерюжинского.
Ист. Гречанинов Александр Тихонович // Незабытые могилы / Сост. В.Н. Чуваков. Т. II. С. 219.
Лит. Петров В. Русские в Америке. XX век. Вашингтон, 1992. С. 80; Седых А. Жизнь А.Т. Гречанинова// НРС. 1956. 5 янв.; Raymond В., Jones D.J. Grechaninov Aleksandr // The Russian Diaspora 1917-1941 // Maryland and London, 2000. P. 113-114.
Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.
— композитор. Род. в 1864 г. Окончил курс в Московской и Петербургской консерваториях. Главные его сочинения: струнный квартет, музыка к "Снегурочке" Островского, "Царю Федору" и "Иоанну Грозному" А. Толстого (для Художественно-общедоступного театра в Москве), опера "Добрыня Никитич" (1903), симфонии, духовн. композиции, романсы и др.
{Брокгауз}
Гречанинов, Александр Тихонович
— композитор, род. 13 октября 1864 в Москве; музыкальное образование получил в московской консерватории, где окончил педагогические курсы фп. по классу Сафонова (1890) и в СПб. консерватории, где окончил курс теории композиции по классу Римского-Корсакова (1893). Талант Г. до сих пор ярче всего сказался в вокальных произведениях. Из сочинений его изданы: 19 романсов с фп. (op. 1, 5, 7, 15, 20), "На распутье", op. 21 (музык. картина для баса с оркестром); 12 хоров (op. 4, 10, 11, 12, 16); пьесы для фп. и скрипки с фп.; духовные композиции (литургия, op. 13; хоры, op. 19 и 23) и 1-й струнный квартет (G-dur, op. 2, премированный на конкурсе СПб. камерного общ. в 1894). Не изданы, но исполнялись: Симфония op. 6, h-moll (СПб., 1895, русские симфонические концерты, Москва, 1900); 2-й квартет op. 14; элегия для оркестра, op. 18. Кроме того, Г. написал оригинальную по замыслу и выполнению музыку к "Снегурочке" Островского, "Царю Федору" и "Иоанну Грозному" А. Толстого (для Художественно-Общедоступного театра в Москве). Опера Г. "Добрыня Никитич" принята к постановке на сцене московского Большого театра.
{Риман}
Гречанинов, Александр Тихонович
(род. 25.X.1864 в Москве, ум. 4.I.1956 в Нью-Йорке) — рус. композитор, педагог. Муз. образование получил в Московской (1881—90) и Петербургской (1890—93) консерваториях; ученик В. Сафонова и Н. Римского-Корсакова. С 1896 по 1922 жил в Москве. Проф. Муз.-драм, училища Московского филарм. общества. В 1922 уехал за границу, с 1925 жил в Париже, в 1939 переехал в США. Творчество Г. тесно связано с традициями рус. муз. классики, в частности Могучей кучки. Наибольший интерес в наследии Г. представляет проникнутая искренностью выражения и задушевностью вокальная музыка (гл. обр. камер.-вок. лирика) и разнообразная по жанрам музыка для детей.
Соч.: св. 200 произв., в т. ч. оперы "Добрыня Никитич" (1903), "Сестра Беатриса" (1912), "Женитьба" (по Гоголю, 1948), 3 дет. оперы; кантаты, в их числе "К победе" (в ознаменов. побед Сов. Армии в Великой Отечественной войне, 1943); вок.-симф. произв. духовн. содерж.; 6 симфоний (1894, 1909, 1923, 1924, 1937, 1943) и др. произв. для орк.; концерты для фп. (1938), скр. (1932), влч. (1897) с орк.; 4 квартета, 2 фп. трио, сонаты для скр. и фп., влч. и фп., кларн. или альта и фп., балалайки и фп., и др. камерно-инструм. произв.; многочисл. пьесы для фп.; свыше 200 романсов, хоров, песен, обр. нар. песен; муз. к спект., в т. ч. к "Снегурочке" Островского (1900); кн. "Моя музыкальная жизнь" (1934).
Гречанинов,
Александр ТихоновичРод. 1864, ум. 1956. Композитор, создатель музыки для детей, церковной музыки, опер ("Добрыня Никитич", 1901; "Сестра Беатриса", 1912; "Женитьба", 1946). С 1925 г. в эмиграции, выступал как аккомпаниатор (турне по США, 1929).
Гречанинов Александр Тихонович - выдающийся композитор. Родился в 1864 г. в купеческой семье в Москве. Дойдя до 5-го класса, Гречанинов оставил гимназию и поступил в 1881 г. в московскую консерваторию. По фортепиано занимался у Н.Д. Кашкина и окончил педагогические курсы по классу В.И. Сафонова (1890); по контрапункту учился недолго у Г.А. Лароша , затем у Н.А. Губерта . В 1890 г. Гречанинов перешел в петербургскую консерваторию, которую окончил по классу теории композиции Н.А. Римского-Корсакова , представив экзаменационную кантату ""Самсон"". Гречанинов занимался еще у С.И. Танеева в Москве. Гречанинов дебютировал (1894) тетрадкой из пяти романсов (изд. Беляева ), а его opus 2-ой, смычковый квартет (G-dur) был тогда же премирован на конкурсе петербургского общества камерной музыки. По окончании консерватории Гречанинов остался в Петербурге и занялся педагогической музыкальной деятельностью. Сочинения Гречанинова отличаются технической и художественной законченностью. В сочинениях раннего периода чувствуется влияние Чайковского . Большое влияние оказал на Гречанинова и Римский-Корсаков, в фактуре и многих приемах. То и другое влияние явственно выступает в опере-былине ""Добрыня Никитич"" (1895 - 1901). В начале 1900-х годов Гречанинов становится на более самостоятельный путь, но в конце этих годов выступает в его творчестве другое влияние - модернистов французов (Дебюсси и др.). Сказанными влияниями не заслоняется, однако, собственная индивидуальность Гречанинова. По своему характеру его сочинения находятся в тесной связи с русским народным песенным творчеством. Мысль его всегда определенна, ясна, изложение отличается простотой, отсутствием запутанности, вычурности, развитие логично, естественно, хотя особенной фантазии и изобретательности в развитии автор и не проявляет. Стиль его сочинений большей частью гомофонический. К контрапунктическим сложностям автор почти не прибегает. Наиболее ярко его талант проявился в вокальной музыке и в ней в области камерной миниатюры, в которой он достигает часто тонкой красоты грации и изящества. Особенно выделяются серии его ""детских песен"", близких к народным: ""Ай дуду"" (6 песен, 1903), ""Петушок"" (сборник русских народных песен, 20 №, 1906), ""Снежинки"" (10 песен, 1907). Новое слово сказал Гречанинов в области церковной музыки. Нередко он берет в песнопении прямо народные темы. Другой особенностью его песнопений является их изобразительность, программность в строгом соответствии с текстом. Некоторые его песнопения, как, например, ""Волной морской"" переложение (8-голосное) и оригинальное ""Верую"", где он применил древний прием исполнения символа веры в монастырях - речитативное чтение одного канонарха, которому вторит хор - получили широкую известность. Ему принадлежат: 2 полных (13 №) литургии св. I. Златоуста (1897, 1902), ""Всенощное бдение"" (10 №), ""Страстная Седмица"" (13 №) и отдельные песнопения. Свои взгляды на церковную музыку Гречанинова высказал в статье: ""О духе церковных песнопений"" (""Московские Ведомости""). Его обеим симфониям (№ 1 - h-moll, 1894, и № 2 Pastorale-a-moll, 1902 - 09) недостает оригинальности, глубины идей, широты размаха, органичности формы интереса в развитии, что не исключает общей красоты музыки и интереса отдельных подробностей. Гречанинов написал 59 opus´ов, 8 сочинений без означения opus´ов и 6 сочинений неизданных. Среди этих сочинений находятся: ""Элегия"" (памяти Чайковского) для оркестра (рукопись, 1897), 2 смычковых квартета (№ 1 - G-dur и № 2 - B-dur в рукописи), трио для фортепиано, скрипки и виолончели (C-moll, 1903), ""Сестра Беатриса"" опера-легенда по Метерлинку, музыка к трагедии Алексея Толстого ""Царь Федор Иоаннович"" (напечатана только ""Песнь гусляра"") и к его же трагедии ""Смерть Иоанна Грозного"", музыка к ""Снегурочке"" Островского , ""Елочкин Сон"" - рождественская пьеса для детей (1911), светские хоры, ""Памяти павших за свободу"", ""Траурный гимн"" для хора, ""Матушка Русь"" (Некрасов) для исполнения 19 февраля, кантата ""Памяти 19 февраля 1861 г."" для 4-х голосов, хора и оркестра на слова П. Зуева, вокальные квартеты-соло, вокальные пьесы с сопровождением оркестра, струнного квартета (""Мертвые Листья""), концерт для виолончели, пьесы для фортепиано, для скрипки и фортепиано. Гр. Тимофеев.
Источник: Биографический словарь. 2008
Было в его натуре что-то неистребимо русское, отмечали все, кому доводилось встречаться с А. Гречаниновым. Он являл собой тип настоящего русского интеллигента - статный, белокурый, в очках, с «чеховской» бородкой; но более всего - той особой чистотой души, строгостью нравственных убеждений, которые определили его жизненную и творческую позицию, верность традициям отечественной музыкальной культуры, истовый характер служения ей. Творческое наследие Гречанинова огромно - ок. 1000 произведений, в том числе 6 опер, детский балет, 5 симфоний, 9 крупных симфонических произведений, музыка к 7 драматическим спектаклям, 4 струнных квартета, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения. Но самая драгоценная часть этого наследия - хоровая музыка, романсы, хоровые и фортепианные произведения для детей. Музыка Гречанинова пользовалась популярностью, ее охотно исполняли Ф. Шаляпин, Л. Собинов. А. Нежданова, Н. Голованов, Л. Стоковский. Однако творческая биография композитора складывалась трудно.
«Я не принадлежал к тем счастливцам, жизненный путь которых усеян розами. Каждый шаг моей артистической карьеры стоил мне неимоверных усилий». Семья московского купца Гречанинова прочила мальчика в торговлю. «Только когда мне было 14 лет, я впервые увидел фортепиано... С той поры фортепиано делается моим неизменным другом». Упорно занимаясь, Гречанинов в 1881 г. втайне от родителей поступил в Московскую консерваторию, где занимался у В. Сафонова, А. Аренского, С. Танеева. Самыми большими событиями своей консерваторской жизни он считал Исторические концерты А. Рубинштейна и общение с музыкой П. Чайковского. «Мальчиком мне удалось быть на первых представлениях "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы". На всю жизнь я сохранил громадное впечатление, какое произвели на меня эти оперы». В 1890 г. из-за разногласий с Аренским, отрицавшим у Гречанинова композиторские способности, пришлось оставить Московскую консерваторию и перейти в Петербургскую. Здесь молодой композитор встретил полное понимание и добрую поддержку Н. Римского-Корсакова, в том числе и материальную, что было немаловажно для нуждающегося юноши. Консерваторию Гречанинов закончил в 1893 г., представив в качестве дипломной работы кантату «Самсон», а через год за Первый струнный квартет был удостоен премии на Беляевском конкурсе. (Такими же премиями впоследствии были отмечены Второй и Третий квартеты.)
В 1896 г. Гречанинов вернулся в Москву уже известным композитором, автором Первой симфонии, многочисленных романсов и хоров. Начался период самой активной творческой, педагогической, общественной деятельности. Сблизившись с К. Станиславским, Гречанинов создает музыку к спектаклям МХТ. Особенно удачным оказалось музыкальное оформление пьесы А. Островского «Снегурочка». Станиславский назвал эту музыку превосходной.
В 1903 г. состоялся дебют композитора в Большом театре оперой «Добрыня Никитич» при участии Ф. Шаляпина и А. Неждановой. Опера заслужила одобрение публики и критики. «Считаю ее хорошим вкладом в русскую оперную музыку», - писал Римский-Корсаков автору. В эти годы Гречанинов много работал в жанрах духовной музыки, поставив перед собой цель максимально приблизить ее к «народному духу». А преподавание в школе сестер Гнесиных (с 1903 г.) послужило стимулом к сочинению детских пьес. «Я обожаю детей... С детьми я всегда чувствовал себя равным им», - говорил Гречанинов, объясняя ту легкость, с которой создавал детскую музыку. Для детей он написал множество хоровых циклов, среди которых «Ай, ду-ду!, Петушок, Ручеек, Ладушки» и др.; фортепианные сборники «Детский альбом, Бусинки, Сказочки, Бирюльки, На зеленом лугу». Специально для детского исполнения предназначены оперы «Елочкин сон» (1911), «Теремок, Кот, петух и лиса» (1921). Все эти сочинения мелодичны, интересны по музыкальному языку.
В 1903 г. Гречанинов принял участие в организации Музыкальной секции Этнографического общества при Московском университете, в 1904 г. участвовал в создании Народной консерватории. Это стимулировало работу по изучению и обработке народных песен - русских, башкирских, белорусских.
Кипучую деятельность развернул Гречанинов во время революции 1905 г. Вместе с музыкальным критиком Ю. Энгелем он был инициатором «Заявления московских музыкантов», собирал средства семьям погибших рабочих. К похоронам Э. Баумана, вылившимся в народную демонстрацию, написал «Траурный марш». Письма этих лет полны уничтожающей критики в адрес царского правительства. «Несчастная родина! Какой прочный фундамент сложили они себе из мрака и невежества народного»... Общественная реакция, наступившая после поражения революции, в какой-то мере отразилась на творчестве Гречанинова: в вокальных циклах «Цветы зла» (1909), «Мертвые листья» (1910), в опере «Сестра Беатриса» по М. Метерлинку (1910) ощущаются пессимистические настроения.
В первые годы Советской власти Гречанинов активно участвовал в музыкальной жизни: организовывал концерты-лекции для рабочих, руководил хором детской колонии, давал хоровые уроки в музыкальной школе, выступал в концертах, делал обработки народных песен, много сочинял. Однако в 1925 г. композитор уехал за границу и на родину больше не вернулся. До 1939 г. он жил в Париже, где концертировал, создал большое количество произведений (Четвертая, Пятая симфонии, 2 мессы, 3 сонаты для разных инструментов, детский балет «Лесная идиллия» и др.), в которых остался верен русским классическим традициям, противопоставляя свое творчество западному музыкальному авангарду. В 1929 г. Гречанинов вместе с певицей Н. Кошиц с триумфальным успехом гастролировал в Нью-Йорке и в 1939 г. переселился в США. Все годы пребывания за рубежом Гречанинов испытывал острую тоску по родине, постоянно стремился к контактам с Советской страной, особенно в годы Великой Отечественной войны. Событиям войны он посвятил симфоническую поэму «К победе» (1943), ноты которой выслал в Советский Союз, и «Элегическую поэму памяти героев» (1944).
24 октября 1944 г. в Большом зале Московской консерватории торжественно отмечалось 80-летие Гречанинова, исполнялась его музыка. Это чрезвычайно воодушевило композитора, вызвало новый прилив творческих сил.
До последних дней Гречанинов мечтал вернуться на родину, но этому не суждено было осуществиться. Почти оглохший и ослепший, в крайней бедности и одиночестве он скончался на чужбине в возрасте 92 лет. /О. Аверьянова/
Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.
Сотрудничал с Художественным театром (муз. к спектаклям «Царь Федор Иоаннович» и «Смерть Иоанна Грозного» А.Толстого, «Снегурочка» А.Островского). С 1903 - заместитель председателя Музыкально-этнографической комиссии при Московском университете; с того же года - педагог Музыкальной школы сестер Гнесиных.
Г. начал свой творческий путь как один из представителей поздней формации петербургской школы. Дебютировал в Петербурге в 1894 Первой симфонией, написанной под сильным влиянием Римского-Корсакова. В той же стилистике выдержаны его первая опера «Добрыня Никитич», поставленная в Москве Большим театром в 1903 (либретто автора по мотивам русских былин; в гл. партии выступал Ф.Шаляпин), Вторая симфония, ранние романсы, хоры и т.д. Продолжением традиций петербургской композиторской школы являлась также многолетняя деятельность Г. по обработке песен разных народов России (русские, украинские, белорусские, татарские, башкирские и т.д.), собранные в экспедициях Музыкально-этнографической комиссии. Со 2-й половины 1890-х Г. обратился к сочинению духовной музыки, составляющей наиболее ценную часть наследия композитора. В русский период своей жизни он, вместе с А.Кастальским, являлся крупнейшим представителем т.н. «нового направления» в духовно-музыкальном творчестве, прежде всего его московской ветви - «школы Синодального училища». Это движение, возродившее русскую духовную музыку после застоя, продолжавшегося почти целое столетие, ставило своей целью, с одной стороны, возвращение к древним и традиционным церковным роспевам, а с другой - современное истолкование этих роспевов (обработка или свободное творчество на основе исконно русского интонационного материала). В своей статье «Несколько слов о «духе» церковных песнопений», опубликованной в газете «Московские ведомости» в 1900 и вызвавшей большую дискуссию в церковно-певческих кругах, Г. писал: «Если музыка точно соответствует содержанию текста, то через это самое она уже будет «в духе»... Иногда бранят церковную музыку, называя ее оперной, но ведь это не упрек, так как в опере можно слышать нередко музыку, весьма подходящую для церкви, например, в «Парсифале» или «Борисе Годунове» или же в «Хованщине», и наоборот, в церквах исполняется зачастую музыка, место которой в каком-нибудь увеселительном заведении». В другом выступлении на ту же тему Г.
развивал концепцию церковного искусства как самого демократического, призванного художественно просвещать народ: «Единственное место, где народ и по сие время еще имеет общение с настоящим чистым искусством, есть церковь... Но произойдет развитие народного вкуса только тогда, когда будет изгнана из нашей церкви всякая ремесленность, а вместо нее водворится искусная работа тонких мастеров» (Хоровое и регентское дело, 1909, № 1).
В «русский период» Г. создано: три литургии (из них Третья, «Демественная» - в первой редакции для голоса соло и фортепиано), Всенощное бдение, цикл «Страстная Седмица» и несколько опусов отдельных духовных хоров, среди которых особой известностью пользовались хоры ор. 19 «Воскликните Господеви» и «Волною морскою»; они вошли в репертуар прославленного Синодального хора и многократно исполнялись им в концертах в России и за рубежом. Сенсационный успех имела также часть «Символ веры» из Второй литургии; в частности, на императора Николая II это «Верую» произвело такое впечатление, что автору была назначена пожизненная пенсия, а Придворной капелле было приказано исполнять сочинение за службой каждое воскресенье. В художественном отношении вершиной духовно-музыкального творчества Г.
дореволюционного периода является хоровой цикл «Страстная Седмица» - литургическое музыкальное действо на канонические тексты, относящиеся к разным службам предпасхальной недели. Оригинальное сочетание архаического с современным, древних роспевов с утонченным лиризмом, глубоко почвенного колорита с экстатической напряженностью чувств делает «Страстную Седмицу» очень ярким образцом религиозных исканий Серебряного века.
В конце 1900-х - начале 1910-х Г. пережил увлечение модерном, что отразилось в его второй опере, «Сестре Беатрисе» по М.Метерлинку (поставлена в 1912 в Москве Оперой С.Зимина), а также в камерно-инструментальных сочинениях и вокальных циклах на стихи Ш.Бодлера и русских поэтов-символистов. В 19 10-х Г. пришел к идее нового типа духовной музыки на церковно-славянские тексты для голоса соло и хора с инструментами, Как известно, введение интрументов в церковную службу православной традицией строго запрещено. Таким образом, речь шла о жанре концертной духовной музыки, хотя одно время композитор допускал возможность исполнения таких сочинений за службой и даже выступал с подобным предложением на заседаниях Церковного Собора 1917-18, В дореволюционный период в этом жанре Г, созданы: кантата «Хвалите Бога» (1915, 2-я ред. - 1932), концертная ария для альта с оркестром «Благослови, душе моя, Господа», полиелей «Хвалите имя Господне» для альта, струнного оркестра, арфы и органа и «Демественная литургия» (1917, 2-я ред. с хором - 1926; из этой редакции наиболее известна часть «Сугубая ектения», записанная на пластинку Шаляпиным).
Г. сначала восторженно принял революцию 1905 (сочинил «Похоронный марш» памяти Н.Баумана), а потом Февральскую революцию (совм. с К.Бальмонтом сочинил пользовавшийся некоторой популярностью «Гимн Свободной России»). В первые послереволюционные годы он пытался зарабатывать на жизнь концертамилекциями, преподаванием и т.д. С помощью друзей ему удалось в 1922 совершить концертную поездку в Лондон, где он получил предложение гастролей по Европе с певицей Т.Макухиной. В 1925 в возрасте 60 лет Г, покинул Россию, До 1939 жил в Париже, с 1940-в Нью-Йорке.
За рубежом он вел активную творческую жизнь: много и успешно сочинял в разных жанрах, преподавал игру на фортепиано и пение (в основном давал частные уроки, сотрудничал также с парижской Русской консерваторией), работал по заказам западных и русских зарубежных издательств (особенно в области музыки для детей), сохранял связи с концертными организациями и издательствами в СССР. Наиболее эффективным средством заработка стали для него концертные поездки в США, которые начались с 1929, по предложению известной русской певицы Н.Кошиц. В зарубежный период Г. были созданы две симфонии (Четвертая и Пятая), несколько сонат для разных инструментов, Второе трио, масса фортепианной музыки для обучающихся, духовные и светские хоры, а также опера «Женитьба» по Н,Гоголю (не редакция незаконченного одноименного сочинения М.Мусоргского, как часто полагают, а вполне самостоятельное произведение).
Наибольшую известность, особенно в США, принесла Г, его духовная музыка. Сочинения композитора дореволюционного периода входили в репертуар популярных хоровых коллективов русского зарубежья. В 1930-е - 1940-е им были созданы: монументальная Missa oecumenica («Вселенская месса») для солистов, хора, оркестра и органа, 4 малые мессы для хора с органом, 6 мотетов для того же состава все на латинские тексты; диптих псалмов Давидовых на древнееврейские тексты: Четвертая литургия для хора a cappella по мотивам православного обихода и ряд опусов церковных песнопений на церковно-славянские, латинские и английские тексты. Все эти произведения исполнялись во Франции и США; в частности, премьера «Вселенской мессы» состоялась в Бостоне под управлением С.Кусевицкого, премьера одной из малых месс - в парижском соборе Notre Dame. С успехом прошла в США и премьера Пятой симфонии под управлением Л.Стоковского.
В России духовная музыка Г. зарубежного периода, как и др. его произведения, не была известна вплоть до последних лет, хотя она представляет собой весьма любопытный образец «музыкального экуменизма» - сочетание русских церковных мотивов с католическими формами мессы и мотета и даже с формами синагогального пения (в диптихе псалмов). В 1943 возобновились прерванные во 2-й половине 1930-х связи Г. с Россией: в 1943 он передал в Москву через советское посольство в Нью-Йорке свою поэму для хора и оркестра «К Победе», осенью 1944 в Москве состоялись концерты в честь 80-летия композитора, в послевоенные годы некоторые произведения Г, были изданы в СССР, исполнялись по радио и т.д. В эти же годы композитор закончил и издал на свои средства автобиографию - книгу «Моя жизнь» (Нью-Йорк, 1951, на рус, яз.).
Г. скончался в возрасте 91 года. Его архив передан в Архив литературы и искусства (РГАЛИ), где он хранится вместе с частью дореволюционных материалов композитора; другая часть архива - в Музее музыкальной культуры им.М.Глинки.
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции