Греческая музыка

Найдено 1 определение
Греческая музыка
Наши знания о Г. м. основываются не столько на самих сохранившихся произведениях (число их крайне ограниченно), сколько на высказываниях в лиг. источниках, дополн. свидетельствами изобразительного искусства. Представления о Г. м. сохраняют значение для художеств, подражания и научных исследований (музыка как идея, греч. трагедия как музыкально-художеств. произведение, воспитательная роль музыки, достижения учения о музыке). Мн. черты Г. м. зафиксированы на Др. Востоке (магич. космологич. представления, учение об этосе, система тонов, инструменты), однако они получили у греков глубокое теорегич. обоснование. Некоторые музыкальные спец. термины употребляются в измен, значении и в настоящее время (мелодия, гармония, ритмика, энгармонизм, хроматизм и т. д.). Само понятие «музыка» греч. происхождения. Но греки вкладывали в него более широкий смысл, чем принято сегодня (Attribut zu teche, т. е. искусство муз). Музыка первоначально означала исполнение стихов нараспев. Звучащий элемент (мелос) был подчинен поэзии и танцу как единство логоса (словесного содержания), гармонии (горизонтальное отношение тонов, особая структура октав) и ритма, связывающею компоненты. Стихи др.-греч. лирики и трагедии звучали в музыкальном исполнении (сольное и хоровое пение). В послеклассич. время это единство распалось: музыка в узком смысле слова и поэзия стали существовать отдельно. В Др. Элладе музыка проникала во все сферы жизни, была связана с определ. обычаями. Прежде всег о она служила культовым целям в жертв, обрядах, процессиях, погребальных ритуалах, мистериях, посвящ. различным божествам. С кулыом Диониса была связана трагедия, в которой хоровые фрагменты сменялись диалогами актеров. Наряду со спортивными соревнованиями существовали музыкальные — агоны, проводившиеся на больших культурных празднествах. Музыка наполняла собой повседневность (пастушеские и трудовые песни), украшала общение (пиршества, комос, танцы и хоровод). Вместе с гимнастикой музыка служила развитию физич. и духовных способностей юношей, готовящихся для государств, службы. Совершенствование в пении и игре на струнных инструментах лежали в основе музыкальных занятий. В некоторых городах взрослые граждане были обязаны играть на к.-л. инструментах или участвовать в хоровом пении. В эпоху эллинизма упражнения в музыке стали особым видом искусства — профессией специалистов-виртуозов. Музыка стала рассматриваться как средство духовного воспитания из-за ее воздействия на душу и характер. Греч, боги считались творцами музыкальных инструментов и часто изображались музицирующими. Кифара и лира были посвящены Аполлону; флейты вместе с барбитосом сопровождали хмельной культ Диониса, к ним присоединялись ударные инструменты. Струнные инструменты служили для музыкального сопровождения эпич. и лирич. поэм, флейты — хорового пения. В послеклассич. время игра на инструментах обособилась и приобрела самостоятельн. значение, звуковое сопровождение значительно расширилось. Пение — важнейшая ветвь греч. музыкальной жизни — нашло меньшее отражение в изобразительном искусстве, чем в поэтич. творчестве.
        Теория музыки.
        Г. м. строилась мелодически горизонтально, была в осн. одноголосой. Ритмика и мелодика были прекрасно сформированы. В высоте тона встречаются оттенки, не характерные для совр. музыкальной культуры. Внимание музыкальной теории было направлено прежде всего на расчет интервалов и построение звукоряда. Гаммы и тональности. Греки располагали тона от высоты к глубине, производили их выбор по диапазону челостровеч, голоса. Они соединяли шкалы из двух диатонич., идущих с понижением четырехзвучий, которые различались по положению полутонов. Возникавшие из связи двух таких квартовых интервалов (или тетрахордов) октавные ряды (гаммы) могли смещаться по абсолютной высоте тонов (тональности, системы транспонировки). Уже довольно рано греки описывали отдельные тональные порядки согласно их выразительным возможностям.
        История музыки.
        Греки приписывали изобретение музыки богам, поэтому начало ее истории отражено в мифах (циклы легенд о мифич. певцах, таких, как Орфей, Лин, Амфион). Упоминание о музыке в минойской культуре на Крите содержится на разрисованном глиняном саркофаге из Агиа-Триады, где изображены исполнители, играющие на лирах и двойных флейтах. Из микенской культуры (16 — 12 вв. до н. э.) до нас дошли лиры, вероятно, восьмисгрунные, найденные в купольной гробнице в Мениди. В героич. эпосе Гомера и геометрич. вазовой живописи имеются богатые картины греч. музыкальной жизни. Наиболее распростран. инструментом была четырехструнная форминга для сопровождения пения и хоровода. В качестве музыкальных форм упоминаются гимны богам для мужского хора, похоронные жалобы, исполнявшиеся солистом и женским хором, свадебное пение, песни груда и праздников, ганцы и хороводы. Наряду с массовым, хоровым исполнением песен имели место сольные выступления. Подобно богам, герои музицировали сами или слушали профессиональных певцов, вдохновл. богами. Аэды при дворах владык декламировали героич. песни нараспев в сопровождении форминги. В 7 в. до н. э. искусство аэдов разделилось на декламацию эпич. партий рапсодами и сольное пение кифаредов, преим. на аюнах. Фригиец Олимп (ок. 750 до н. э.) служит своеобразным символом связи между малоазиатской и Г. м. С этим образом связывается сопровождение жертвоприношений игрой на ближневост. флейте и др. энгармонике, не имевшей полу гонов. Исторически достоверен факт, что в 676 до н. э. во время спартанских Карнейских празднеств Терпандр Лесбосский из Антиссы победил в состязаниях по исполнению кифародич. нома. Талет из Гортины на Крите (ок. 665 до н. э.) ввел в Спарге хоровое пение и писал музыку для гипорхемы. Представителем жанра авлодич. нома был Сакад из Аргоса, который на Дельфийских играх 586 до н. э. выступил со знаменитым номом, повествующим о битве Аполлона со змеем. Эпоху лирики открыл Архилох из Пароса своими стихотворениями, написанными ямбом. Среди музыкальных нововведений можно назвать распространение ритмико-метрич. выразительных средств, мелодраматич. исполнение и обособление инструментального сопровождения (Сапфо и Алкей, как и Анакреонт, предпочитали игру на струнных инструментах). В Спарге развивались различные формы хоровой лирики: пеаны Аполлону, дифирамбы Дионису, гипорхемы (танцевальные песни), пиррихии (танцы с оружием) и просодии (песни в процессиях). Один из ранних представителей хоровой лирики Алкман жил в Спарте. Крупнейшим автором шиникиев и религиозных песен был Пиндар. Формы хорового пения делились на моносгрофичные и триадные, состоящие из строфы, антистрофы и эпода. Первым греч. мыслителем, давшим теоретич. обоснование музыки, был Пифагор. В 1-й пол. 5 в. до н. э. возникла реакция на утонченность и пестроту позднеархаич. эпохи. В Аттике была ограничена флейтовая музыка. Дамон из Афин в 460 до н. э. создал учение об эгосе и подчинил музыку задачам консервативного гражданского воспитания. В трагедии музыка играла значительную роль. Предпочтение оказывалось определ. тональностям и энгармонизму. Хор пел на орхестре под аккомпанемент флейты. В комедии могли исполняться простые народные и пародийные песни, многократно прерываемые инструментальными интермедиями. Еврипид ввел в своих трагедиях выразительные сольные партии. Во 2-й пол. 5 в. до н. э. в музыке началось движение, которое ставило своей целью обновление дифирамбов, а также номов и трагедии. В стремлении добиться реалистич. изображения средствами музыкального воздействия музыканты перестраивали текст без учета строфич. соответствия. Т. о., происходило отделение ритма oт метрики, музыки от поэтич. искусства вообще. Гл. представителями этой новой музыки, близкими к Еврипиду, были Фриний из Митилены, Меланиппид из Мелоса, Кинесий из Афин, Филоксен из Киферы, Тимофей из Милета (частично сохранился текст нома «Персы»). Они высмеивали в комедии и критиковали многочисл. уязвимые места Платона за уiрагу др. этоса, стилистич. пестроту, тональные вольности, расширение диапазона лиры до 9, 11, 12 струн. Платон пытался защитить традиционную систему музыкального воспитания, однако Аристотель занял более терпимую позицию. Судя по лит. источникам, в эллинизме образовался замкнутый круг профессионалов-певцов и музыкантов, часто имевших репутацию виртуозов. Они удовлетворяли музыкальные потребности господствующих слоев общества, причем музыка могла исполняться в домашней обстановке, на званых пиршествах, в театре, а также в храмах. В музыке мистерий греч. традиции соединялись с вост. элементами. Музыканты и хор совместно выступали в пантомимах, которые в период Римской империи пользовались особым успехом у публики. Музыкальная теория имела весьма отдаленную связь с практикой. Лишь в эллинистич. время спец. сочинения достигли своего наивысшег о выражения. Аристоксен из Тарента разработал эмпирич. учение о гармонии из элементов мелоса (учение об интервалах, системах и гаммах) как спец. дисциплину. В противовес ему «каноники» демонстрировали числ. соотношение интервалов в монохорде («деление канона» Евклида, ок. 300 до н. э.), расчитывали новые определения тетрахорда (Эратосфен, Дидим). У неопифагорейцев и поздних платников в физико-математич. учении о гармонии выступают мистич. черты (численная символика, космическо-музыкальные параллели). Важнейшие трактагы принадлежат перу Плутapxa, Никомаха, Аристида Квинтилиана, Гауденция, Алипия. Столь же исчерпывающее, сколь и наглядное сопоставление мноючисл. музыкальных учений дал Клавдий Птолемей, причем оно оказало влияние на рим. философа Боэция и лат. средневековье, стало основополагающим для византийской и арабской спец. теорий.
        
        рис. Слева: музыка жертвенной процессии (по аттической чернофигурной амфоре из Вульчи, 6 в до н э) В центре: урок Лина (по краснофигурному скифосу художника Пистоксена, 475 до н.э.) Справа: музыка в cnopтe, дискобол и кулачный боец (по аттической краснофигурной чаше художника Эпиктета и гончара Памфея, ок. 520 до н. э..

Источник: Словарь античности. 1989