имеет в истории русского церковного пения два вида: 1) древний, известный из безлинейных рукописей – кондакарей, употреблявшихся от конца XI до XIV в., и 2) поздний, известный из линейных нотных книг, начиная с половины XVII в. до настоящего времени.
Мелодия древнего греческого распева до сих пор не объяснена и не прочитана однозначно. Поздний вид греческого распева появился в Русской Церкви в XVII в. благодаря юго-западным певцам и главным образом некоему иеродиакону Мелетию, который был приглашен царем Алексеем Михайловичем в 1655 г. для обучения придворных певчих греческому пению. Особенно полюбил это пение патриарх Никон. Он ввел в богослужение даже текст греческих песнопений. Греческий распев не представляет собою подлинного греческого пения, а есть производный от него, притом упрощенный русскими певцами и приспособленный к славянскому тексту наших песнопений и общему характеру русского церковного пения. В современной практике греческий распев удержался в самом незначительном объеме. Характерными особенностями этого распева служат: живость и свежесть радостного религиозного чувства, задушевная теплота и музыкальность, с внешней стороны – свобода мелодического движения, легкость темпа и плавность голосоведения и, конечно же, церковность.