Грех

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГРЕХ
преступление закона). Грех есть беззаконие (1Ин 3:4). Он перешел к человеку от диавола. прельстившего Адама и Еву и склонившего их преступить заповедь Божию. От греха Адамова произошли проклятие и смерть.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

ГРЕХ
во времена греч. античности Г. понимался как нравств. ошибка (с точки зрения культовых и суевер. представлений). Позднее Г. стали толковать метафизически. В период рим. античности под Г. понимали оскорбление божества. Христианство переняло иуд. понятие о Г. (обособление индивидуума от личности божества), связанное с этич. ошибкой. Были разработаны догматы греховности (Тертуллиан, Августин).

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Грех
Во времена греч. античности Г. понимался как нравств. ошибка (с точки зрения культовых и суеверных представлений). Позднее Г. стали толковать метафизически. В период рим. античности под Г. понимали оскорбление божества. Христианство переняло иудаистское понятие о Г. (обособление индивидуума от личности божества), связанное с этич. ошибкой. Были разработаны догматы греховности (Тертуллиан, Августин).

Источник: Словарь античности. 1989

Грех
беззаконие, перешедшее к человеку от дьявола, который прельстил в райском саду Адама и Еву. Дьявол в образе змея уговорил Еву вкусить плодов от Древа познания добра и зла. Она попробовала плод, нашла, что он приятен на вкус, и предложила поесть Адаму. Так первые люди нарушили первую заповедь Божью, то есть впервые согрешили. Несмотря на кажущуюся незначительность данного греха, вместе с ним в мир вошли смерть и проклятие.

Источник: Православная энциклопедия.

ГРЕХ
в христианстве как сознательное, так и бессознательное отступление от заповедей Божиих и нарушение закона Божия. Грех произошел не от Бога и не от природы, а от злоупотреблений разума и воли разумных существ, от произвольного их уклонения от Бога, от замены Его воли своею, от самоволия. Так первоначально согрешил сатана, а потом Адам и Ева. Первородный грех, заразивший натуру прародителей, стал условием для личных грехов каждого человека.
В основе греха лежит себялюбие, которое может проявляться либо преимущественно в сфере чувственной, либо преимущественно в сфере духовной. Поэтому и все грехи имеют характер либо чувственный, как, например, стремление к жизненным наслаждениям и чувственным удовольствиям, либо духовный, такие как гордость, высокомерие и др.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Грех
Грех в католицизме — это «слово, действие или желание, противные вечному Закону». Концепция греха в католицизме предполагает, что грех есть проступок против истины, разума, чистой совести, который ранит человеческую природу и повреждает человеческую солидарность; это недостаток настоящей любви к Богу и ближнему из-за порочной привязанности к некоторым благам.
Грех восстает против Божией любви к человеку и отвращает от этой любви сердца людей. Грех определяется Римско-католической церковью как оскорбление Господу: «Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред очами Твоими сделал» (Пс 50,6). Любой грех, начиная с первородного — это мятеж против Бога в желании сделаться «как боги, знающие добро и зло» (Быт 3,5). Таким образом, грех есть «любовь к себе, доведенная до презрения к Богу» — такое самовозвышение делает грех диаметрально противоположным послушанию Иисуса Христа, совершившего спасение.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Грех
евр. хет, авера. Грех. Это слово, которое чаще всего обозначает терзание души человеческой вследствие грехопадения (Быт. 3), вражду против Бога (Рим 8:7) и преступление против Его закона (1 Иоан. 3.4); в некоторых местах имеет значение греховного или грешника, напр , «неужели закон грех», Рим. 7: 7 (греч текст), т е. греховен; этому слову противополагается 12 стих, где сказано, что «закон свят», и 2 Кор. 5 21, где говорится, что Бог сделал Христа грехом (русск. пер. «жертвою за грех»), т е. поступил с Ним, как с грешником, допустив Его умереть той смертью, которая была возмездием за грех. Другие понимают слово «грех» в этом месте возмездием за грех. Другие понимают слово «грех» в этом месте в значении жертвы за грех. О вопиющих грехах срав. Быт. 4-10, 18:20; Исх. 3:7,9; 22:23,27; Авв. 2-11; Иак 5 4; о грехе против Духа Святого Мат. 12:31 и дал.; Map. 3:28; Лук. 12:10; Евр. 6:4 и дал.; 10:26 и дал.; 1 Иоан. 5:16.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ГРЕХ
Прямое или косвенное нарушение заповедей Бога, религиозных предписаний и традиций. Грех является противоестественным состоянием человека. Грехи бывают вольные и невольные. Вольный грех совершается с полным сознанием человека, что он делает плохо. Невольный грех – это грех по незнанию, неосмотрительности, неосторожности, физической или духовной слабости. Всякий грех подразумевает вину человека и влечет за собой определенное наказание. Самое главное наказание – это болезнь души. Человек, совершив грех, испытывает муки совести. Однако если верующий искренне раскается в совершенном грехе, то после исповеди грех считается отпущенным, т.е. прощенным. Согласно Евангелию, есть смертные грехи. Они ведут к гибели души, к ее смерти, отсюда и название. В православии смертными считаются семь грехов: гордыня, зависть, чревоугодие (обжорство), блуд (похоть), гнев (злоба), алчность (жадность), уныние (праздность). По Евангелию только один грех не может проститься ни в этой жизни, ни после смерти – грех против Духа Святого. Это грех против истины, когда человек знает, что это истина, но сознательно выступает против нее. Грешить, гл – совершать грех. Грешник, м. грешница– мужчина или женщина, совершившие грех. Грешный, прил – относящийся к греху.

Источник: Основы православной культуры. 2011

грех
это то, что разделило и продолжает разделять человека с Богом, его Творцом. Сотворив человека прекрасным и совершенным, Бог даровал ему полную свободу, в том числе и свободу добровольно принять любовь Божию в сознательном послушании и полном доверии. Слова в Быт 1.28, переведенные в русской Библии как «плодитесь, размножайтесь», в оригинале обозначают: «растите, совершенствуйтесь и умножайтесь числом» (при этом без знания добра и зла-Быт 2.16-17, и обладая бессмертием-Быт 2.9,16, которое, согрешив, человек потерял-Быт 3.24). Ясно, Бог хотел, чтобы человек выбрал путь совершенствования через послушание, но Он не отнял у него возможности и ослушаться, то есть сделать собственный и добровольный выбор. Некоторые говорят, почему Бог не закрыл этот путь? Но тогда разве была бы свобода человека истинной? Имея возможность убить, разве обязательно нужно убивать? Не более ли заслуги в том, чтобы сдержаться? Если бы человек был во всем автоматически послушен воле Божией, он был бы робот, но Бог хочет иметь дело со свободной личностью, способной сделать правильный выбор, имея все возможности. И у Бога был Свой, возможно, длительный, но благодатный план приведения человека к полному совершенству, но человек избрал свой, быстрый путь сравняться с Богом (Быт 3.5) через чувственное познание, поддавшись искушению. Так грех через Адама вошел в мир, а им и смерть (Рим 5.12). И человек продолжает грешить, уклоняясь постоянно на свою дорогу (Ис 59.2; 1Ин 3.4). Грехом поэтому называется также и каждое отдельное преступление заповедей Божиих. Но даже если человек это сознает, он не может искупить себя из рабства греха (в котором он остается по наследству) собственными силами, ибо ничего, как раб, своего не имеет, но только веруя в искупление, совершенное ради нашего спасения ценою невинной Крови Спасителя нашего Иисуса Христа, человек может спастись. В еврейском тексте «грех» и «жертва за грех» обозначается одним термином (2Кор 5.21) и в этом смысле нужно понимать Быт 4.7. (См. искупление, спасение)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Грех
нарушение сотворенными Богом разумными существами (ангелами и людьми) Божией воли, ведущее к искажению их истинного бытия и духовной гибели. Согласно Библии, сначала волю Бога нарушили ангелы во главе с Денницей, затем в первородный Г. впали Адам и Ева, соблазненные сатаной (Быт. 3, 1–24). В западном богословии первородный Г. традиционно понимается с акцентом на сравнительно узком, юридическом и психологическом значении непослушания Богу первых людей: отступив от воли Творца, они встали на путь беззакония, оскорбили Отца Небесного и внесли хаос в собственную душу. Православие изначально акцентировало внимание на объективном, бытийном смысле грехопадения, а именно на том, что первые люди, вкусив плодов с райского древа познания добра и зла, отпали от Бога и были низвергнуты к низшим, тварным началам бытия. Прародители человечества дерзнули стать равными Творцу мира, достичь независимости от Него, но по существу стали недостойными звания человека. Они подчинили себя греховному началу, утратили свое богоподобие (одухотворенность телес, бессмертие, святость), стали смертными и привели весь мир к нынешнему плачевному состоянию. Разум и свободную волю люди чаще всего стали употреблять во зло себе и всему природному миру. Первородный Г. сказался прежде всего в тяготении человека ко злу в его помыслах и поступках. Именно страстные помыслы считаются в православии корнями греха. Поэтому проблема преодоления греховной человеческой природы тесно связывается в православной традиции с задачей очищения души от страстных побуждений и привязанностей, приковывающих человека к греховному типу бытия.
С формальной стороны обычно различаются Г. мысленные, словесные, деятельные, а с содержательной – Г. против Бога (неверие, уныние, ересь и др.), против себя (чревоугодие, блуд, зависть), против ближнего (оскорбление, кража, убийство). От всех Г. отличается Г. против Духа Святого. Ибо Сам Спаситель указывает, что хула на Духа Святого не простится человеку никогда (Мф. 12, 32; Мк. 3, 29). Иисус Христос освободил человечество от власти первородного Г. и, основав Свою Церковь, дал людям возможность воссоединиться через Себя с Богом, если они того захотят. Христова Церковь предлагает каждому, уверовавшему во Христа и в истину Его дела, проявить свободную волю к спасению. Поэтому главной целью жизни для православного человека является обретение спасительной связи с Христом, вхождение в Его Церковь как в новый благодатный тип бытия, восстановление в себе изначального образа и подобия Божия – через крещение, праведную христ. жизнь, участие в церковных таинствах. Православие утверждает конечное преодоление Г., обожение и воссоединение всего сотворенного мира с Богом, что предначертано мистическими событиями Воскресения Христова и Вознесения.

Источник: Краткий православный словарь.

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Грех и табу в архаичных культурах

Пикалов Дмитрий Владимирович, Пикалова Ольга Николаевна
В статье анализируются причины жесткого противостояния мировоззрений оседлого и кочевого населения.
Читать PDF
0.00 байт

Первородный грех по учению блаж. Августина Иппонского

А. М. Кремлевский
Читать PDF
0.00 байт

Грех и спасение в католической и православной проповеди Речи Посполитой в XVII в. Попытка сравнения

М. А. Корзо
Читать PDF
0.00 байт

Грех и злодеяние в "Сентенциях" Тайона Сарагосского: содержание понятий и их источников

Марей Елена Сергеевна
Рассматривается содержание понятия «грех» (лат. peccatum) в трактате «Сентенции» Тайона, епископа Сарагосы (втор. пол. VII в.).
Читать PDF
0.00 байт

Табуированное удовольствие: концепты «Грех» и «Стыд» в контексте исторической антропологии детства

Рассадина Софья Александровна
В нормативной парадигме современной культуры важное место занимают принципы, регламентирующие как поведение ребенка, так и поведение взрослых в присутствии детей.
Читать PDF
0.00 байт

О концепте "грех" в китайской лингвокультуре

Молодых Валерий Иосифович, Леонтьева Тамара Ивановна
Статья посвящена изучению концепта «грех» в китайском этническом самосознании. В работе рассматриваются его национально-специфические особенности, характерные для китайского этносоциума.
Читать PDF
0.00 байт

«Грех» Захара Прилепина: семантика заголовка в контексте образа главного героя

Славина Александра Борисовна
Анализируется заголовок книги З.
Читать PDF
0.00 байт

«Грех» и «Добродетель» в системе религиозно-нравственных ценностей Н. С. Лескова

Шелковникова Л. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

«Не сражаться за отчизну. . . в русских людях стыд и грех»: проблема чудесного в балладе П. А. Катен

Ложкова Татьяна Анатольевна
В процессе анализа художественного решения проблемы чудесного автор выявляет специфические особенности модификации балладного жанра в творчестве П.А. Катенина.
Читать PDF
0.00 байт

Языковое пространство современного русского романа (на материале романа в рассказах «Грех» Захара Пр

Ахметова Галия Дуфаровна
В статье дается подробный анализ языковых процессов, происходящих в современной русской прозе и нашедших отражение в романе Захара Прилепина. Большое внимание уделяется метафоризации как наиболее значимому явлению.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема жанрового определения книги Захара Прилепина «Грех»

Юферова Анастасия Алексеевна
Определяется жанр книги З. Прилепина «Грех» как «роман в рассказах» на основе анализа различных точек зрения на сущность этого произведения.
Читать PDF
0.00 байт

Грех художника и химеры искусства (жизнеописание скрипача Егора Ефимова в повести Ф. М. Достоевского

Ренанский А. Л.
Тематическая структура повести «Неточка Незванова» выявляется в статье через систему лейтмотивов, восходящих к элементарным семантическим оппозициям.
Читать PDF
0.00 байт

Русская критика 1860-х годов о пьесе А. Н. Островского «Грех да беда на кого не живёт»

Ермолаева Нина Леонидовна
В статье впервые представлено многообразие отзывов критиков 1860-х годов об одной из самых трагических пьес Островского, привлечены малоизвестные отзывы А.Н. Баженова, В.А. Крылова, Б.Н. Эдельсона, А.Н.
Читать PDF
0.00 байт

Эклектизм как творческий принцип (по роману З. Прилепина «Грех и другие рассказы»)

Жучкова Анна Владимировна
Объединяя в едином дискурсе поэзию и прозу, интертекстуальную «литературность» и предельную искренность переживания, синкретически сочетая литературные направления и жанры, З.
Читать PDF
0.00 байт

«Погубил челованьицё хрёстное. . . »: рассказ С. Н. Дурылина «Грех земле» (1919), его история, конте

Резниченко Анна Игоревна
Ключевая тема вводимого нами впервые в научный оборот текста дурылинского рассказа 1919 г.

Похожие термины:

  • ГРЕХ И КАРА БОЖИЯ В НАРОДНОМ СОЗНАНИИ

    не расходились с церковным православным учением. Эти понятия были присущи уже детским представлениям - в связи с исповедью с семилетнего возраста. Далее они развиваются и совершенствуются на осно
  • Грехопадение, или первородный грех

    согласно библейскому мифу – нарушение первыми людьми Адамом и Евой божьего запрета есть плоды с дерева «познания добра и зла». За это Бог изгнал их из рая. По иудейскому и христианскому вероучения
  • Жертва за грех и жертва повинности

    в израильском богослужении представляли два рода жертвоприношения, в которых особенно проявлялись необходимость и значение примирения. В то время, как остальные жертвы: всесожжения, мирная и хле
  • СМЕРТНЫЙ ГРЕХ

    смертный не только потому, что наносил серьезный моральный ущерб, но и потому, что приводил к смерти, погибели христианской души, исключая ее спасение. Группа смертных грехов была обозначена папой
  • ГРЕХ (Хет)

    Всякое деяние, при котором человек нарушает повеление или запрет Торы*. Все заповеди Торы, определяют ли они отношения между человеком и его ближним или отношения между человеком и Творцом, даны Пр