Гревс Иван Михайлович
Считал, что Средневековье является прямым продолжением рим. социального строя. Г. — автор ряда историографич. работ, а также «Очерков из истории римского землевладения».
Лит.: Алпатов МЛ. Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 2. М.; Л., 1960.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
— историк. Род. в 1860 г. Окончил курс на историко-филологическом факультете СПб. университета. Интерес к истории окреп и развился в нем главным образом под влиянием покойного проф. Васильевского. Еще студентом Г. написал первый свой исторический труд: "Римско-Византийское государство в VI в. по законодательному сборнику Юстиниана". По окончании курса он занялся преподаванием истории и педагогики в среднеучебных заведениях С.-Петербурга, а в 1889 г. начал преподавание и в Университете в качестве приват-доцента. Два года (1890—1892) Г. провел в заграничной командировке (главным образом в Италии и в Париж), знакомясь с вопросом о постановке исторического преподавания в заграничных высших учебных заведениях. С осени 1892 г. он приступил к преподаванию истории средних веков как в Университете, так и на Высших женских курсах, причем особое внимание обратил на практические занятия со студентами и слушательницами по образцу заграничных исторических семинаров, не покидая вместе с тем преподавательской деятельности и в средней школе. В 1899 г. он был отстранен от преподавания и в Университете, и на Высших женских курсах. В том же году он издал свою магистерскую диссертацию: "Очерки из истории римского землевладения, преимущественно в эпоху империи". В "Журнале Министерства Народного Просвещения" помещены некоторые части второго, пока еще неоконченного тома этого исследования. Магистерский диспут Г. состоялся только в 1900 г. Сохранив после 1899 г. уроки лишь в частной женской гимназии Таганцевой (где он продолжает работать и теперь, состоя председателем ее педагогич. совета), он получил уроки в Александровском лицее и Тенишевском училище. В 1902 г. ему снова дозволено преподавать и в Университете, где он состоит экстраординарным профессором, и на Высших женских курсах, которые он в 1904 г. оставил. В 1902—3 гг. он преподавал и в только что открывшемся СПб. политехнич. институте. Г. специализировался преимущественно на истории римской империи и первой половины средних веков, а также на истории итальянского Ренессанса. На его взгляды из иностранных историков более всего повлиял Фюстель де Куланж (см. его статью об этом ученом в настоящем Словаре); им предпринято издание в рус. пер. капитального труда Ф. де Куланжа: "Происхождение общественного строя древней Франции" (вышло два тома). Из трудов Г. по эпохе Ренессанса обращают на себя особое внимание "Очерки из истории Флоренции" (в "Научном Слове"). В настоящем Словаре Г. поместил несколько статей (самая большая и важная — о феодализме).
Н. Кареев.
{Брокгауз}
Гревс,
Иван МихайловичРод. 1860, ум. 1941. Историк, специалист в области истории римского землевладения, средневековых культуры и быта.
Гревс Иван Михайлович - историк, родился в 1860 г. в помещичьей семье Воронежской губернии (предки вышли из Англии: английское начертание - Greaves). Учился в Ларинской гимназии, на историко-филологическом факультете Петербургского университета, где круг его научных интересов определился влиянием В.Г. Василевского (см. очерк Гревса ""В.Г. Василевский как учитель науки"", в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", 1899). К студенческим годам относится работа ""Римско-Византийское Государство в VI в., по законодательным сборникам христианских императоров"". По окончании университета Гревс стал преподавателем в гимназии Э.П. Шаффе и других учебных заведениях, а с 1889 г. приват-доцентом в университете. В 1890 - 92 и 1894 - 96 годах Гревс был командирован за границу. В библиотеках и семинариях Рима и Парижа подготовлялось большое его исследование об экономической структуре и социальной психике переходного от республики к империи римского общества, части которого появлялись в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"" (""Большое сельское поместье в древней Италии и крупное землевладение в римском мире к концу 1-го века империи"", сентябрь 1897; ""Восстановление типических норм древнеримского крестьянского земледелия"", июль 1898). Войдя в круг парижских медиевистов, когда в них были еще живы идеи и вдохновения Фюстель-де-Куланжа, Гревс глубоко воспринял его влияние (см. статьи Гревса: ""Фюстель-де-Куланж"" в 1-м издании настоящего словаря, ""Введения"" к вышедшему под редакцией Гревса переводу сочинения этого автора ""Общественный строй древней Франции"", СПб., 1907 - 10, и статье ""Новое исследование о колонате"" в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", 1886). Под этим влиянием созрели главные основы научного миросозерцания Гревса: вера в творческую, определяющую роль сознаний в глубине даже так называемого стихийного процесса истории и в непрерывную могучую жизненность культурной римской традиции. Эти идеи проникают как в ученые труды Гревса, так и его профессорские курсы (которые он с 1892 г. вел в университете и на высших женских курсах). Убежденный сторонник научной семинарской работы, Гревс был одним из ревностнейших ее насадителей. От этой работы Гревс оторван был распоряжением министра народного просвещения Н.П. Боголепова , увольнявшим его от звания приват-доцента после студенческих волнений 1899 г. В 1900 г. Гревс защитил магистерскую диссертацию ""Очерки из истории римского землевладения, преимущественно во времена империи"". Из тома II-го этого труда явился впоследствии очерк ""Данные Петрония для характеристики крупного землевладения"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения""). Удаленный из университета Гревс много работал как член или председатель комиссий, организовавших ряд частных школ в Петербурге (Тенишевское училище, коммерческое училище в Лесном, позже школа в Петербурге (Тенишевское училище, коммерческое училище в Лесном, позже школа Балаева) и кружков, ставивших задачей теоретическое разрешение средне школьных проблем; как преподаватель и председатель (в течение 18 лет) педагогического совета женской гимназии Л.С. Таганцевой, наконец, как преподаватель истории во всех перечисленных школах и в Александровском лицее. Влияние его своеобразного педагогического метода, разрешавшего проблему ""превращения науки в учебный предмет"", умевшего использовать историю, как средство пробуждения благородных и высоких дум и настроений, оставило глубокий след на учениках и ученицах Гревса и на многочисленных группах молодых педагогов, работавших под его руководством. Общее отношение к школе, широкое понимание ее задач нашли выражение в ряде очерков, посвященных ей и характеристике ее деятелей (""Очерки современного исторического преподавания в высших учебных заведениях Парижа"" в ""Историческом Обозрении"", ""Долгая трудовая жизнь, памяти Э.П. Шаффе"" в ""Русской Школе"", статьи, посвященные памяти В.А. Фаусека , в ""Сборнике"" высших женских курсов, В.С. Соловьева и М.П. Драгоманова (в ""Полярной звезде"", С.Н. Трубецкого ). В 1902 г. Гревс снова возвращен в университет (несколько ранее приглашен профессором в политехнический институт, где преподавал в течение года), а в 1903 г. вернулся на высшие женские курсы. Общественное движение этих лет поставило профессуре новые весьма сложные задачи. Гревс стал ревностным членом групп и комиссий, трудившихся над их разрешением (организация учащихся, предметная система преподавания и т. д.). Особенно видной была его деятельность на женских курсах, где в качестве декана филологического факультета он был одним из главных деятелей проведения семинарской организации и устройства семинарских библиотек. Гревс был сторонником больших исторических экскурсий, которые ценил и как орудие общего образования, и как ""необходимый вид исторического семинария"", в открываемой ими возможности ""идти навстречу подлинным следам мировой культуры"" (см. статьи Гревса по этому вопросу: ""Прогулки по научно-художественным центрам Италии"", ""К теории и практике экскурсий, как орудия научного изучения истории в университетах"", ""Научное Слово"" и ""Журнал Министерства Народного Просвещения""). В разное время под его руководством предприняты были большие экскурсии в ""средневековые города"" Прибалтийского края, Польши, Франции и Италии. В течение многих лет Гревс состоял председателем секции всеобщей истории исторического общества при Петербургском университете, редактором отдела средних веков в настоящем словаре, где ему принадлежит ст. ""Августин"" и др. В 82-томном ""Энциклопедическом Словаре"" и им написан ряд статей (крупнейшие: ""Феодализм"", ""Фюстель-де-Куланж"", ""Флоренция"", ""Тацит"", ""Тьерри"" и мн. др.). Ему принадлежит статья ""Аларих и вестготы"" в ""Книге для чтения"" Виноградова. Специальная научная работа Гревса в эти годы мало отразилась в печати (отмечаем ""Очерки флорентийской культуры"" в ""Научном Слове""). Ряд начатых им оригинальных работ не воплотился в форму печатных статей, а ушел на построение новых курсов и семинариев; из этой работы в 1911 г. в ознаменование 25-летней деятельности Гревса вышел сборник ""Ивану Михайловичу Гревсу - ученики"". Как общественный деятель, Гревс примыкал к кругам, из которых вышло движение ""Союза освобождения"" и сложилась констуционно демократическая партия. В статьях, посвященных университетскому вопросу в журналах ""Право"", ""Научное Слово"" и ""Полярная Звезда"" (""Созидание и разрушение в высшей школе"" и др.), он отстаивал начала свободы и культуры, ""университет, независимый от правительственного произвола и партийного - правого и левого - ожесточения"", мечты создать из него ""мастерскую, где куется познание истины и созидаются жизненные и общественные идеалы"". О. Добиаш-Рождественская.
Источник: Биографический словарь. 2008