Грез
ГРЕЗ
Жан Батист (1725–1805) — французский художник и основоположник сентиментально-морали-зирующего направления во французской живописи второй половины XVIII века. Грез разделял мнение просветителей об искусстве как об активном средстве воспитания нравов. Поэтому его работам свойственны сочетание чувствительности с преувеличенным пафосом, идеализация натуры, порой некоторая слащавость. Наибольший успех художнику принесли его полотна «Балованное дитя», «Отцовское проклятие», «Парали-тик, или Плоды хорошего воспитания» и др. — яркие, выразительные иллюстрации идей, заявленных в загла-виях его произведений. В отличие от просветителей Грез стремился воздействовать не только на разум, но и на чувства зрителей преувеличенной выразительностью жестов, мимики, поз.
Грез
, Жан-Батист (Greuze, Jean-Batist) 1725, Турню — 1805, Париж. Французский живописец. Учился у лионского живописца Грандона, а после 1750 — в парижской Академии художеств у Натуара. С первых же выставленных им в Салоне картин (Отец семейства, читающий Библию детям, 1755, Париж, частное собрание) определился характерный для художника, несколько двойственный жанр морализующей и одновременно фривольно-чувствительной семейной сцены, который приносил Грезу неизменный успех у парижской публики и академических критиков. В 1755 он был причислен к Академии и провел около года в Риме и Неаполе. К этому периоду относятся многочисленные неаполитанские этюды, в которых Греза больше привлекает живописность персонажей, чем стремительно входящие в моду античные сюжеты или руины. В 1760-е он написал бесчисленное множество вариантов слащавых и откровенно чувственных композиций с играющими детьми и томно мечтающими юными красавицами, которые пользовались громадным успехом и заслужили множество восторженных похвал Дидро: "Эта картина поистине одна из приятнейших и, бесспорно, самая интересная во всем Салоне" (Девушка, оплакивающая мертвую птичку, 1765, Эдинбург, Нац. галерея Шотландии). Картины этого жанра охотно покупали и русские путешествующие меценаты (Девушка с письмом, 1764, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), они заказывали Грезу и многочисленные портреты (Портрет графа А. П. Шувалова, 1776—1781, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Несмотря на очевидную мелодраматическую театрализацию сюжета (Наказанный сын, 1778, Париж, Лувр), лучшие картины Греза отличало несомненное композиционное и колористическое мастерство, внимание к обыденным предметам и редкий талант в передаче освещения, которые позволили позднейшим исследователям сравнивать полотна художника с произведениями Пуссена, Шардена и даже Рембрандта.
Лит.: Герц В. Ж.-Б. Грез. Л., 1948; Mauclair C. Greuze et son temps. Paris, 1926.
Н. Золотова
Лит.: Герц В. Ж.-Б. Грез. Л., 1948; Mauclair C. Greuze et son temps. Paris, 1926.
Н. Золотова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006