ГРИБОЕДОВ
ГРИБОЕДОВ
1. Александр Сергеевич (4.I.1795 - 30.I.1829) - рус. писатель, дипломат. Автор реалистич. комедии в стихах "Горе от ума" (1822-24), отразившей борьбу передовой дворянской молодежи, близкой декабристам, с представителями самодержавно-крепостнич. режима и сыгравшей большую роль в развитии рус. лит-ры и театра. Род. в Москве в дворянской семье. Окончил Моск. ун-т (1810). В 1817 начал службу в Коллегии иностр. дел; в 1818-21 - секретарь рус. дипломатич. миссии в Иране, с 1826 - нач. дипломатич. канцелярии главноуправляющего в Грузии. Был поборником укрепления рус.-груз. и рус.-арм. культурных связей. Сторонник сближения с Ираном, Г. вел борьбу с враждебным России влиянием англ. резидентов в Иране, к-рые фактически направляли внеш. политику шаха. Принимал деятельное участие в подготовке Туркманчайского договора 1828. С апр. 1828 - полномочный министр России в Иране. Придворная клика, стремившаяся направить против России гнев народа, организовала 30 янв. 1829 разгром рус. миссии в Тегеране фанатически настроенной толпой. После героич. обороны Г. и почти весь состав миссии были убиты. Царское пр-во в условиях рус.-тур. войны 1828-29, опасаясь осложнения отношений с Англией и новой войны с Ираном, удовлетворилось принятием искупительного посольства Хосрова мирзы. Г. похоронен в Тифлисе. Г. отличали передовые политич. воззрения; он был связан с декабристами К. Ф. Рылеевым, А. А. Бестужевым и др., в 1826 привлекался к следствию по их делу; был близок с А. С. Пушкиным, В. К. Кюхельбекером, П. Я. Чаадаевым. Широкий политич. кругозор, прекрасное знание Ирана и верная оценка междунар. обстановки на Ср. Востоке, горячий патриотизм выделяли Г. в среде дипломатов. Соч.: Сочинения, М., 1956. Лит.: Пашуто В. Т., Дипломатич. деятельность А. С. Грибоедова, в сб.: ИЗ, (т.) 24, М., 1947; Шостакович С. В., Дипломатич. деятельность А. С. Грибоедова, М., 1960; Нечкина М. В., А. С. Грибоедов и декабристы, 2 изд., М., 1951; Фадеев А. В., Россия и Восточный кризис 20-х гг. XIX в., М., 1958. С. В. Шостакович. Иркутск. 2. Федор Иоакимович (ум. 1673) - дьяк Приказа Казанского дворца в 1632-64, чл. комиссии по составлению Соборного Уложения 1649, разрядный дьяк в 1664-71. По поручению царя Алексея Михайловича составил в 1669 "Историю о царях и великих князьях земли русской" (доведена до 1667, опубл. в "Памятниках древней письменности", т. 121, СПБ, 1896). Цель составления "Истории" - связать происхождение царствующего дома Романовых с династией Рюриковичей, а через последнюю - с рим. имп. Августом. Источниками "Истории" были Степенная книга, хронограф 2-й редакции, сказание Авраамия Палицына, различные приказные док-ты и др. Труд Г. не оказал значит. влияния на рус. историографию; сохранился в неск. списках. В. И. Буганов. Москва.
ГРИБОЕДОВ
Александр Сергеевич (1795, по др. данным 1794, Москва – 1829, Тавриз, Персия; похоронен в Тифлисе, ныне Тбилиси), русский поэт, драматург, дипломат. В 1806 г. поступил в Московский ун-т, окончил словесное отделение философского ф-та (1808), юридический (1810) и естественно-математический ф-ты (1812). С началом Отечественной войны 1812 г. вступил в военную службу, в 1817 г. поступил в Государственную коллегию иностранных дел, в 1818 г. он причислен к персидской миссии. С октября 1818 по кон. января 1819 г. жил в Тифлисе.
Первые произведения Грибоедова – комедии «Молодые супруги» (1814), «Студент» (1817; совместно с П. А. Катениным), «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817–18; совместно с Н. И. Хмельницким и А. А. Шаховским), «Притворная неверность» (1818; совместно с А. А. Жандром), «Проба интермедии» (1819). В Персии в 1820 г. Грибоедов задумал «Горе от ума». С конце 1821 до нач. 1823 г. жил в Тифлисе, где работал над комедией. В конце марта 1823 г. был в Москве, где вместе с П. А. Вяземским написал комедию «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (1824). Летом 1824 г. переехал в Петербург, чтобы получить разрешение на постановку и публикацию «Горя от ума». В это время создал переложение библейского псалма «Давид», вольный перевод «Отрывок из Гете», посвящение балерине Е. А. Телешовой. Публикация отрывков из «Горя от ума» вызвала журнальные и рукописные отклики. В январе 1826 г. Грибоедов был арестован по подозрению в участии в декабристских организациях, доставлен с Кавказа в Петербург. 25 февраля следственная комиссия сочла его непричастным к восстанию, но только 4 июня он был выпущен на свободу.
Грибоедов прибыл в Тифлис в 1826 г., а с апреля 1927 г. начал заведовать сношениями России с Персией и Турцией. Во время Русско-персидской войны проявился незаурядный талант Грибоедова-дипломата. Мирный Туркманчайский договор был подписан (февраль 1828) при его активном участии. Грибоедов повез его для ратификации Николаем I и был щедро награжден императором, а в марте 1828 г. назначен полномочным послом в Персии.
Во второй пол. 1820-х гг. Грибоедов работал над произведениями трагедийного характера: «Грузинская ночь» – о борьбе крепостной рабыни за честь и ее мести господину; «Родамист и Зенобия», где отразился опыт декабрьского восстания 1825 г. В это же время Грибоедов задумал трагедию из истории войны 1812 г. – о роли народа в войне на фоне изображения крепостного права, существовал также замысел философской трагедии из истории Древней Руси (из нее дошел диалог «»).
Грибоедов вернулся в Тифлис 5 июля, 22 августа состоялось его венчание с княжной Н. А. Чавчавадзе, дочерью известного общественного деятеля и поэта, а 9 сентября рус. миссия направилась в Персию. Уезжая в Персию, Грибоедов составил (вместе с П. Д. Завелейским) план торгово-промышленной Российской Закавказской компании, целью которой было использование природных ресурсов Закавказья и развитие там виноделия, шелководства, табаководства, хлопчатобумажного производства.
Прибывший в Тавриз Грибоедов был встречен торжественно, но настороженно: здесь помнили его роль в принятии мирного договора. Дело осложнилось, когда к покровительству Грибоедова обратились две армянки из гарема крупного чиновника, которые хотели вернуться на родину. Оставление этих женщин в рус. миссии, где других женщин не было, было скандальным для мусульман. 30 января 1829 г. жители Тегерана после проповеди в мечети ворвались на территорию посольства и убили всех членов миссии. Вдове Грибоедова не сообщали о судьбе мужа, но передали его волю вернуться в Тифлис. Там она случайно узнала о его смерти, пережила нервное потрясение и преждевременно родила ребенка, который прожил несколько часов. Лишь 17 июля 1829 г. тело Грибоедова было доставлено в Тифлис, где и похоронено 18 июля в монастыре Святого Давида, по его завещанию.
«Горе от ума» (первая постановка на профессиональной сцене – 1831, первое издание с большими купюрами – 1833) остается живой для рус. критики и театра до сих пор, вызывая многочисленные интерпретации. В ее содержании соединились три художественных начала и, соответственно, три вполне самостоятельных задачи. С одной стороны, в комедии воссоздана реальная картина русского общества после войны 1812 г. и накануне восстания декабристов. Но, изображая эту конкретно-историческую картину, Грибоедов оперирует философскими категориями 18 в., сталкивая в «Горе от ума» категории «ума» (Чацкий) и «глупости» (фамусовское общество), подобно тому, как это происходило в просветительской комедии типа «Недоросля» Д. И. Фонвизина. Вместе с тем категории «ума» и «глупости» соединены не в просветительском, а в романтическом конфликте («в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»). Усиление политической реакции в первой половине 1820-х гг. показало, что опора на разум не гарантирует совершенствования человека и общества. Это не значит, что «ум» бессилен, но носитель «ума» перед лицом лжи и клеветы («глупости») слаб и обречен. Таких людей, как главный герой комедии Чацкий, преследуют клеветой, чтобы изгнать из общественной жизни. Поэтому, нанеся фамусовскому обществу «смертельный удар качеством силы свежей», Чацкий оказывается «сломлен количеством старой силы» (И. А. Гончаров). В итоге такого философского осмысления конкретной политической ситуации Грибоедов смог создать в «Горе от ума» не только конкретную историческую картину нравов, но и универсальную модель политической борьбы, общую для всех времен и народов. А. С. Пушкин уже после первого чтения комедии заметил, что половина стихов ее «войдет в пословицу». Суждение это оказалось справедливо, а произошло это потому, что афористичность языка, восходящая к поэтике 18 в., была преобразована в произведении мощным влиянием метафорического осмысления слова, свойственного поэтике начала 19 в.
Первые произведения Грибоедова – комедии «Молодые супруги» (1814), «Студент» (1817; совместно с П. А. Катениным), «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817–18; совместно с Н. И. Хмельницким и А. А. Шаховским), «Притворная неверность» (1818; совместно с А. А. Жандром), «Проба интермедии» (1819). В Персии в 1820 г. Грибоедов задумал «Горе от ума». С конце 1821 до нач. 1823 г. жил в Тифлисе, где работал над комедией. В конце марта 1823 г. был в Москве, где вместе с П. А. Вяземским написал комедию «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (1824). Летом 1824 г. переехал в Петербург, чтобы получить разрешение на постановку и публикацию «Горя от ума». В это время создал переложение библейского псалма «Давид», вольный перевод «Отрывок из Гете», посвящение балерине Е. А. Телешовой. Публикация отрывков из «Горя от ума» вызвала журнальные и рукописные отклики. В январе 1826 г. Грибоедов был арестован по подозрению в участии в декабристских организациях, доставлен с Кавказа в Петербург. 25 февраля следственная комиссия сочла его непричастным к восстанию, но только 4 июня он был выпущен на свободу.
Грибоедов прибыл в Тифлис в 1826 г., а с апреля 1927 г. начал заведовать сношениями России с Персией и Турцией. Во время Русско-персидской войны проявился незаурядный талант Грибоедова-дипломата. Мирный Туркманчайский договор был подписан (февраль 1828) при его активном участии. Грибоедов повез его для ратификации Николаем I и был щедро награжден императором, а в марте 1828 г. назначен полномочным послом в Персии.
Во второй пол. 1820-х гг. Грибоедов работал над произведениями трагедийного характера: «Грузинская ночь» – о борьбе крепостной рабыни за честь и ее мести господину; «Родамист и Зенобия», где отразился опыт декабрьского восстания 1825 г. В это же время Грибоедов задумал трагедию из истории войны 1812 г. – о роли народа в войне на фоне изображения крепостного права, существовал также замысел философской трагедии из истории Древней Руси (из нее дошел диалог «»).
Грибоедов вернулся в Тифлис 5 июля, 22 августа состоялось его венчание с княжной Н. А. Чавчавадзе, дочерью известного общественного деятеля и поэта, а 9 сентября рус. миссия направилась в Персию. Уезжая в Персию, Грибоедов составил (вместе с П. Д. Завелейским) план торгово-промышленной Российской Закавказской компании, целью которой было использование природных ресурсов Закавказья и развитие там виноделия, шелководства, табаководства, хлопчатобумажного производства.
Прибывший в Тавриз Грибоедов был встречен торжественно, но настороженно: здесь помнили его роль в принятии мирного договора. Дело осложнилось, когда к покровительству Грибоедова обратились две армянки из гарема крупного чиновника, которые хотели вернуться на родину. Оставление этих женщин в рус. миссии, где других женщин не было, было скандальным для мусульман. 30 января 1829 г. жители Тегерана после проповеди в мечети ворвались на территорию посольства и убили всех членов миссии. Вдове Грибоедова не сообщали о судьбе мужа, но передали его волю вернуться в Тифлис. Там она случайно узнала о его смерти, пережила нервное потрясение и преждевременно родила ребенка, который прожил несколько часов. Лишь 17 июля 1829 г. тело Грибоедова было доставлено в Тифлис, где и похоронено 18 июля в монастыре Святого Давида, по его завещанию.
«Горе от ума» (первая постановка на профессиональной сцене – 1831, первое издание с большими купюрами – 1833) остается живой для рус. критики и театра до сих пор, вызывая многочисленные интерпретации. В ее содержании соединились три художественных начала и, соответственно, три вполне самостоятельных задачи. С одной стороны, в комедии воссоздана реальная картина русского общества после войны 1812 г. и накануне восстания декабристов. Но, изображая эту конкретно-историческую картину, Грибоедов оперирует философскими категориями 18 в., сталкивая в «Горе от ума» категории «ума» (Чацкий) и «глупости» (фамусовское общество), подобно тому, как это происходило в просветительской комедии типа «Недоросля» Д. И. Фонвизина. Вместе с тем категории «ума» и «глупости» соединены не в просветительском, а в романтическом конфликте («в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека»). Усиление политической реакции в первой половине 1820-х гг. показало, что опора на разум не гарантирует совершенствования человека и общества. Это не значит, что «ум» бессилен, но носитель «ума» перед лицом лжи и клеветы («глупости») слаб и обречен. Таких людей, как главный герой комедии Чацкий, преследуют клеветой, чтобы изгнать из общественной жизни. Поэтому, нанеся фамусовскому обществу «смертельный удар качеством силы свежей», Чацкий оказывается «сломлен количеством старой силы» (И. А. Гончаров). В итоге такого философского осмысления конкретной политической ситуации Грибоедов смог создать в «Горе от ума» не только конкретную историческую картину нравов, но и универсальную модель политической борьбы, общую для всех времен и народов. А. С. Пушкин уже после первого чтения комедии заметил, что половина стихов ее «войдет в пословицу». Суждение это оказалось справедливо, а произошло это потому, что афористичность языка, восходящая к поэтике 18 в., была преобразована в произведении мощным влиянием метафорического осмысления слова, свойственного поэтике начала 19 в.
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006