, Микеланджело (Grigoletti Michelangelo) 1801, Порденоне — 1870, Венеция. Итальянский живописец венецианской школы. С 1820 учился в Академии художеств Венеции у И. Полити и Т. Маттеини. Покинуть Порденоне он смог при поддержке своего дяди-священника; много путешествовал, посетив Рим, Австрию, Венгрию. Писал картины на исторические, литературные и религиозные сюжеты, алтарные образы для церквей Венеции и Брешии (Ассунта — по заказу кардинала Ладислава Пиклера; Мадонна — для Анны Австрийской; Христос, излечивающий прокаженных — для собора в Брешии). В картинах на исторические и литературные сюжеты проявил себя мастером стиля трубадур, изображая сцены с исторической конкретностью, оттенком мелодраматизма, но демонстрируя незаурядное дарование художника-колориста, унаследовавшего от Маттеини традиции живописи венецианских мастеров Возрождения (Двое Фоскари, Венеция, галерея Академии). Снискал известность и как портретист, запечатлевший многих представителей знати (Портрет Вирджинии Сарторелли, ок. 1843; Портрет Дэвида Маурогонато; Женский портрет, ок. 1835—1840, все — Венеция, галерея современного искусства Ка’Пезаро), создав ряд камерных образов, в которых правдиво раскрыты характеры изображенных людей (Портрет Пьетро Бассани, Портрет Леонардо Гальвани, оба — Порденоне, частное собрание). В образах Григолетти всегда подчеркнуто аристократическое происхождение моделей, великолепно выписаны ткани костюмов, аксессуары, но сами характеры портретируемых порой остаются недостаточно выявленными за богатым антуражем. Талант Григолетти-колориста высоко ценили мастера "скапильятуры" из Ломбардии и Северного Пьемонта.
Лит.: Marchi M. Michelangelo Grigoletti. Udine, 1940; Ottino della Chiesa A. L’arte moderna dal neoclassicismo agli ultimi decenni. Milano, 1968; Maltese C. Storia dell’arte in Italia. 1785—1943. Torino, 1960.
Е. Федотова