ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Григорьев, Борис Дмитриевич

Род. 1886, ум. 1939. Художник (живописец и график), с 1919 г. в эмиграции (Франция).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич
(1886, Рыбинск - 8 февр. 1939, вилла «Бориселла» близ Ниццы, Кан-сюр-Мер, Франц.) — художник и график. После оконч. гимназии в Санкт-Петербурге поступил в 1899 в коммерч. уч-ще в Москве. В 1903 начал заниматься в Строгановской школе. В 1908 присоединился к авангардной группе и в 1909 принимал участие в выставке экспрессионистов. Много путешествовал, начал писать портреты. В 1919 бежал за границу через Финляндию. В 1923 посетил Нью-Йорк со своей выставкой. Здесь стал популярным портретистом и иллюстратором книг. В 1936 приглашен возглавить ф-т в Нью- Йоркской академии прикладных искусств. Сотрудничал в амер. модных журналах, таких как «Harper’s Bazaar».
Лит. Raymond В., Jones DJ. The Russian Diaspora 1917-1941. Maryland and London, 2000. P. 115

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич
23(11 ).07.1886 (Москва) - 7.02.1939 (Кань-сюр-Мер, близ Ниццы, Франция). Живописец, график. Сын потомственной почетной гражданки Клары Ивановны Линденберг. В 1890 был усыновлен Дмитрием Васильевичем Григорьевым. Детство и юность провел в Рыбинске, где приемный отец служил управляющим местного отделения ВолжскоКамского банка. В 1899 окончил гимназию и поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук. В 1903-07 учился в Строгановском училище у Д. А. Щербиновского. В 1907 женился на студентке училища Елизавете (Элле) де Броше, дочери балтийского помещика. Переехал с женой в Петербург и поступил вольнослушателем в АХ, учился у А. А. Киселева и Д. Н. Кардовского. В 1909 познакомился с Д. Д. Бурлюком, Н. Н. Евреиновым и В. В. Хлебниковым, подружился с поэтом В. В. Каменским. Примкнул к группе художников «Треугольник », возглавляемой Н. И. Кулъбиным, участвовал в ее выставке «Импрессионисты». По заказу библиофила и этнографа А. Е. Бурцева иллюстрировал издания по русскому фольклору: «Святочные гадания» (1910), «Сказка о трех королевичах» (1910), «Народный календарь» (1911) и др. С 1911 публикован рисунки в «Сатириконе» (под псевдонимами Б. Г-р и Б. Козерог), с 1914 - в «Новом Сатириконе». Написал (под псевдонимом Борис Гри) роман «Юные лучи» (1912). В 1909 побывал в Норвегии и Швеции, в 1911 - в Австрии; несколько месяцев занимался в академии Гранд Шомьер в Париже. Весной 1913 вновь приехал в Париж для работы над конкурсной картиной на звание художника, но не написал ее и был отчислен из АХ. В Париже создал множество рисунков, гуашей, акварелей и живописных этюдов повседневной жизни парижских улиц и кафе, послуживших основой для живописного и графического цикла «Intimite». По возвращении в Петербург, осенью 1913, показал работы на 3-й выставке Товарищества независимых и на выставке «Мир искусства». Был принят в круг «Мира искусства», стал постоянным участником выставок общества в Петербурге и Москве (с 1917 - член общества). С 1916 работал над циклом «Расея», в котором в жесткой, гротескной форме представил образы русской провинции. В числе лучших работ цикла - картины «Старуха с коровой», «Девочка с бидоном», «Деревня», «Олонецкий дед», «Земля народная». В 1918 альбом «Расея» вышел со статьями П. Е. Щеголева и Н. Э. Радлова и лирическим эссе «Линия», написанным самим художником. Исполнил живописные и графические портреты: И. Е. Репина (1915), В. В. Хлебникова (1915, 1916), В. В. Каменского (1916), С. Ю. Судейкина (1916), В. Э. Мейерхольда (1916), Н. К. Рериха (1917), Б. М. Кустодиева (1917), М. В. Добужинского (1917), Н. А. Клюева (1918), Ф. И. Шаляпина (1918) и др. В 1915-16 вместе с А. Е. Яковлевым и С. Ю. Судейкиным расписал интерьеры литературно-артистического кабаре «Привал комедиантов» (на темы произведений К. Гоцци), участвовал в оформлении проводимых там театрализованных вечеров. В 1918 исполнил иллюстрации к «Графу Нулину» и «Домику в Коломне» А. С. Пушкина и серию карандашных рисунков по мотивам поэмы В. Л. Пушкина «Опасный сосед». Создал эскизы декораций и костюмов к опере «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова для Большого театра в Москве (1919, не осуществлено). Участвовал в 1-й Государственной свободной выставке произведений искусств (Пг., 1919). Работал над праздничным оформлением Петрограда к 1-й годовщине революции. В 1919 преподавал в ГСХМ (бывшее Строгановское училище). Осенью 1919 с женой и пятилетним сыном Кириллом нелегально пересек на лодке Финский залив и после недолгого карантина в Териоках (Финляндия) уехал в Берлин. Сотрудничал как художник в журналах «Жизнь», «Русь» и «Русский эмигрант », в русских и немецких издательствах. Оформил книги: «Детский остров» Саши Черного (Данциг, 1921), «Анфиса Петровна» М. Е. Салтыкова-Щедрина (Мюнхен, 1923), «Первая любовь» И. С. Тургенева (Берлин, 1923). Участвовал в берлинском Сецессионе (1919/20; член Сецессиона) и в XII Международном биеннале в Венеции (1920), провел персональную выставку в галерее Neumann (1920). В 1921 поселился в Париже. В течение этого года участвовал в выставках группы «Мир искусства» в Осеннем салоне и в галерее La Boetie (показал монументальное полотно «Образы России», завершившее цикл «Расея»), в Выставке русского искусства в галерее Whitechapel в Лондоне и провел персональную выставку в парижской галерее J. Povolotzky. В 1922-23 исполнил серию портретов актеров Московского Художественного театра: К. С. Станиславского, В. И. Качалова, В. В. Лужского, И. М. Москвина, Н. Г. Александрова, О. Л. Книппер и др., которые вошли в альбом «Лики России». Написал портреты Ф. И. Шаляпина (1922-23), С. А. Есенина (1923), А. М. Ремизова (1924), М. Горького (1926), С. В. Рахманинова (1930), С. Т. Коненкова (1935). Писал натюрморты. В 1920-е вышло несколько альбомов и портфолио с репродукциями его картин. В 1922 посетил Нормандию, в 1923 - Бретань, где часто бывал в последующие годы. Создал большой цикл нормандских и бретонских картин (пейзажи, натюрморты, портреты крестьян и рыбаков, жанровые сцены) в неоклассической манере, восходящей к традициям «малых голландцев». В 1923 по предложению американского критика К. Бринтона впервые приехал в Нью-Йорк. В 1927 приобрел участок земли в Кань-сюрМер, близ Ниццы, и поселился на своей вилле «Борисэлла» (от «Борис» и «Элла»); в дальнейшем проводил там лишь краткие периоды между путешествиями. В 1928 по приглашению чилийского правительства преподавал в АХ в Сантьяго. В 1929, после правительственного переворота в Чили, досрочно разорвал контракт и отправился с женой и сыном в путешествие по Аргентине, Бразилии, Эквадору и Уругваю. Исполнил картины, изображающие природу, быт и типы Латинской Америки. Провел персональные выставки в Вальпараисо, Сантьяго, Буэнос-Айресе и Монтевидео (1928-29). По возвращении в Париж написал монументальное полотно «Лики мира» (2,5 * 5,2 м), которое посвятил Лиге Наций (в 1932 приобретено правительством Чехословакии). В 1930 преподавал в Русской академии Т. Л. Сухотиной-Толстой, в 1931 открыл школу на своей вилле. Исполнил иллюстрации к «Детству» М. Горького (1931) и цикл из 60 рисунков к «Братьям Карамазовым» Ф. М. Достоевского (1932-33). В 1920-30-е провел персональные выставки в Париже (J. Charpentier, 1925, 1937; W. Hirshman, 1930; С. Weil, 1930; La Renaissance, 1932), Милане (Pesaro, 1926), Праге (Русский дом, 1926; Славянский институт, 1932), Нью-Йорке (New Gallery, апрель и декабрь 1923, 1924; М. Sterner, апрель и ноябрь 1933; G. Passedoit, 1934; Академия прикладного искусства, 1935; Lilienfeld, 1938), Вустере, шт. Массачусетс (1923 и 1924), Чикаго и Филадельфии (1927). Участвовал в выставках русского искусства в Венеции (1920), Чикаго (1923), Нью-Йорке (Бруклинский музей, 1923; Grand Central Palace, 1924), Амстердаме (1924), Париже (кафе «La Rotonde», 1925; BemheimJeune, 1927; La Renaissance, 1932), Питтсбурге (1925), Брюсселе (1928), Бирмингеме (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930), Уилмингтоне (1932), Праге (1935); в международных выставках в Венеции (1926), Антверпене (1931), Чикаго (1932, 1934, 1938), в парижском Осеннем салоне (1921-23, 1930/31). В 1935 стал деканом факультета в Академии прикладного искусства в НьюЙорке. Рисовал для журнала «Harper’s Bazaar» и для рекламы. В 1936 отправился во второе путешествие по Латинской Америке, посетил Чили, Бразилию, Колумбию, Эквадор, Перу и Кубу. В 1938 вернулся во Францию. Умер после операции по удалению раковой опухоли. Незадолго до смерти исполнил автопортрет (в собрании сына художника). Похоронен в Кань-сюр-Мер. Мемориальные выставки состоялись в Музее современного искусства в Майами (1960), в замке-музее в Кань-сюр-Мер (1978), в Псковском историко-архитектурном музее-заповеднике (1989) и выставочном зале Советского Фонда культуры в Москве 242 (1990). Представлен в ГРМ, П Т , ГМИИ, ГЦТМ, в музеях Пскова, Новосибирска и Киева, во многих зарубежных музеях и частных собраниях.

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999

ГРИГОРЬЕВ Борис Дмитриевич
11.7.1886, Москва - 8.2.1939, Кань-сюр-Мер, Франция) - живописец, график. Сын Дмитрия Васильевича Г., в 1898-1907 управляющего Рыбинским отделением Волжско-Камского банка, и потомственной почетной гражданки Клары Ивановны Линдерберг, дочери капитана-мореплавателя. Детские и юношеские годы Г. прошли в Рыбинске. Окончив в 1899 гимназию, он поступил в Московскую практическую академию коммерческих наук, в 1903 - в Строгановское училище (с 1905 - в мастерской Д.Щербиновского). В 1907-13 вольнослушатель на живописном отделении Высшего художественного училища при Академии художеств, учился у А.Киселева, Д.Кардовского, Н.Дубовского.
В 1908-9 Г. сблизился с членами группы «Треугольник», руководимой Н.Кульбиным, участвовал в их выставке «Импрессионисты» (1909), познакомился с представителями литературного и художественного авангарда В.Каменским, Д.Бурлюком, Н.Евреиновым, В.Хлебниковым-и др.
но был далек от их радикализма. Художественное видение Г. отмечено в это время соединением разных тенденций. В 1909 совершил поезду в Швецию и Норвегию, в 1911 -в Австрию, Писал акварелью, гуашью, темперой, маслом пейзажи («Субботний звон», 1908; «Лесная сказка», 1911-12: «В горах» и «Лесной пейзаж», 191 1), сюжетные композиции на темы провинциального и усадебного быта («Отдых», 1911; «Провинция», «Приезжие господа в деревне», «Вечерние мечты», «Соседки (Тургеневское время)», 1912; «Старая усадьба», 1913), интерпретировал характерные для искусства модерна мотивы маскарада, прогулок, купаний, детских игр («Маскарад», «Свадьба Пьеро», «Прогулка», «Купальщицы», 1913; «Баловни», «У дедушки в гостях», 1911), иллюстрировал произведения В.Каменского («Землянка», 19 I I; СПб., 19 1 2), А.Пушкина («Дубровский», 1912), И.Тургенева («Вешние воды», 1912). По заказу мецената, библиофила и этнографа А.Бурцева им были выполнены иллюстрации к «Святочным гаданиям» (1910), «Сказке о трех королевичах» (1910), народным песням (1911, 1912-13), народному календарю и народным присловиям (1911). Стилистически они близки мирискуснической графике с ее культом декоративной орнаментальности и линейной стилизации, но в них большая экспрессивность, склонность к утрировке образов, гротескным деформациям. В 1909-12 Г. участвовал в отчетных выставках в Академии художеств, в 1912-13-в выставках петербургского объединения художников «Товарищество независимых». С 1911 рисунки Г. публиковал «Сатирикон». В 1912 был издан роман Г.
«Юные лучи» (под псевд. Борис Гри).
В 1913 Г. провел 4 месяца в Париже, где посещал занятия в академии Гранд Шомьер и собирал материал для конкурсной картины на звание художника в Академии художеств. Создал несколько тысяч рисунков, набросков, этюдов, эскизов на темы парижской повседневности. Париж сформировал Г. как виртуозного рисовальщика, свободно владевшего всем спектром выразительных возможностей линии. Парижские рисунки получили в России восторженные отзывы ведущих критиков, особенно после экспонирования их на выставках в конце 1913 в Художественном бюро Н.Добычиной и «Мира искусства». Однако Совет Академии художеств постановил в ноябре 1913 «не числить в списках» Г., т.к. он попросил годовой отсрочки для написания конкурсной картины, В 1914 Г. посетил Италию, Грецию, Венгрию, Швейцарию, Францию. По возвращении сотрудничал в петербургских журналах «Новый Сатирикон», «Лукоморье», «Солнце России», его произведения воспроизводили «Столица и усадьба», «Аполлон». В 1915 «Аполлон» опубликовал статью Н.Лунина «Рисунки Бориса Григорьева» (№ 8-10). В 1914-18 Г.
постоянный экспонент выставок «Мира искусства», с 1917- его член.
Парижские рисунки, акварели, гуаши 1913-14, рисунки для «Нового Сатирикона» легли в основу цикла «Intimite» (1918, издан книгой с одноименным названием в Петрограде в 1918 с текстом В.Дмитриева и В.Воинова), в цикл вошли также работы 1916-18 из серий «История одной девушки», «Париж» и близкие им по тематике работы, изображающие быт цирковых артисток, кафешантанных певиц, проституток. Обобщало цикл монументальное полотно «Улица блондинок» (масло, 1917). В 1916 Г.
расписал интерьеры литературно-художественного кабаре «Привал комедиантов» (зал «Таверна»), участвовал в проводимых там вечерах как художник (оформление постановки гротеска К.Гибшмана и П.Потемкина «Black and White», 1916) и поэт.
Работа с середины 1910-х в жанре портрета окончательно определила стилистическую манеру Г. От декоративности, плоскостности, орнаментальности раннего периода творчества («Портрет г-жи Т.Ж.», 1912; «Портрет артистки А.И.Аленниковой», 1914) через несколько рыхлую пластику «семейных» портретов 1915 («Мать», «Детство», «Портрет жены») он идет к большей конструктивности формы, построенноеT и чеканности ее в портретах 1916-18 (А-Коровин, М.Шерлинг, Б.Шлецер, автопортрет «Letranger», масло, 1916; М.Добужинский, масло, 1917; Ф.Шаляпин, масло, 1918), Концептуальное значение имел портрет В,Мейерхольда (масло, 1916), концентрировавший гротескные черты искусства Г. и ставший своеобразным символом эпохи, запечатлевшим, по словам В.Воинова, «гримасы современного духа...
какой-то надлом его, заставивший кошмарам русской действительности предпочесть кошмары «балаганчика». Будучи человеком чрезвычайно импульсивным, порой экстравагантным, в котором «преданность искусству доходила до фанатического, обжигающего пламенения» (А.Бенуа), Г.
интересовался людьми необыкновенными. Среди его моделей - А.Бурцев (1914), поэты В.Хлебников (карандаш, 1915; 1916), В.Каменский (карандаш, 1916), Н.Клюев (масло, 1918), художники - И.Репин (карандаш, 1915), С.Судейкин (карандаш, 1916), Б.Кустодиев (масло, 1917), Н.Рерих (темпера, 1917) и др. Писал Г. и заказные портреты: С.Молло и его жены А.Молло, М.Ясной (масло, 1917) и др.
В 1917-18 Г. работал над посвященным русской деревне циклом «Расея»; в первоначальном варианте, опубликованном в 1918 в Петрограде, 9 картин и 60 рисунков, закончен цикл в начале 1920-х за рубежом. Среди живописных произведений «Расеи»; «Снопы», «Подсолнухи», «Старуха молочница», «Девочка с бидоном», «Расея» (1917), «Олонецкий дед», «Земля народная» (1918) и др. Появление «Расеи» на выставках «Мира искусства» в 1917 и 1918, на 1-й государственной свободной выставке (Петроград, 1919) поразило современников непривычно жесткой, трагичной трактовкой образов: критики увидели в «Расее» «звериность» и одновременно «монументальность» (П.Щеголев), «детскость» и «почти всеобъемлющую искренность» (А.Бенуа), «идилличность» (правда, все же на вулкане) (А.Левинсон), лишь один из ликов России - «корявый, убогий и печальный» (Б.Шлецер). В 1918 Г. много работал в области книжной иллюстрации (рисунки к «Графу Нулину» и «Домику в Коломне» А,Пушкина, к «Опасному соседу» В.Пушкина), сотрудничал в журнале «Пламя», участвовал в оформлении Петрограда к 1-й годовщине Октября (эскизы декорации Английской набережной на темы поэзии Уолта Уитмена). В 1919 преподавал в Свободных художественных мастерских (быв. Строгановское училище), выполнил серию эскизов костюмов и декораций для неосуществленной постановки в Большом театре оперы Н.Римского-Корсакова «Снегурочка».
Поздней осенью 1919 покинул Петроград и через Финляндию перебрался в Берлин, где сразу принял участие в выставке Берлинского Сецессиона.
В начале 1920 открыл персональную выставку в галерее Неймана в Берлине. Публиковал статьи в русских эмигрантских журналах «Жизнь» и «Русский эмигрант». В берлинских издательствах - русских («Слово», «Петрополис») и немецких («Орхис») были изданы книги с его иллюстрациями: в 1921 - «Детский остров» Саши Черного, «Russische Erotik» (портфолио, 12 рисунков); несколько дополненный вариант «Расеи» (на нем. яз.: Rasseja. Text P.Barchan, O.Bie, B.Grigoriew): в 1922 - «Расея» (с текстом А.Толстого, А.Шайкевича, А.Бенуа и Г.): в 1923- «Первая любовь» И.Тургенева (на нем. яз.), «Тетушка Анфиса Порфирьевна» М.Салтыкова-Щедрина (на рус. и нем. яз. и портфолио); в 1924 - «Boui-Boui au bord de la mer»; «Bouiboui», С 1920 жил в Париже, участвовал в возрождении общества «Мир искусства» и в его выставках 1921 и 1927. С 1921 -член Осеннего салона. В 1922-23 создал серию портретов (карандаш, акварель, масло) гастролировавших в Париже актеров МХАТ: В.Качалова, В.Лужского, И.Москвина, К.Станиславского, Н.Александрова, О.Книппер-Чеховой и др.
(«Visages de Russie», Париж, 1923; «Faces of Russia», Лондон, 1924).
Одновременно работал над нормандским и бретонским циклами, в которые вошли пейзажи, натюрморты и портреты-типы рыбаков, стариков, детей, написанные в неоклассической манере, где чувствуется влияние ранненидерландской живописи. Среди произведений бретонского цикла - «Бретонские крестьяне», «Бретонские волынщики», «Мать Агата», пейзажи Порт-Авена и Конкарно, «Старуха бретонка», «Бретонская женщина из Пэмпола» и др., написанные летом 1924 и показанные на персональной выставке Г. в Нью-Йорке.
В конце 1923 Г. впервые приехал в США по приглашению критика К,Бринтона, До 1926 ежегодно проводил зимы в Нью-Йорке и Флориде, устраивал персональные выставки в ньюйоркской «New Gallery», приобрел популярность как портретист. Наиболее значительные из портретов запечатлели деятелей отечественной культуры Ф.Шаляпина (1922-23), С.Есенина (1923), Л.Шестова (1920-21), А.Ремизова (1924), Горького (1926) и его сноху Н.Пешкову (1926), С.Рахманинова (1931), Евреинова (1934), С.Коненкова (1935).
Во 2-й половине 1920-х в творчестве Г. произошел перелом, о котором он писал так: «В настоящее время я окончательно расстаюсь с заполонившими раньше мою душу «расейскими образами». Я иду теперь в царство чистой живописи, всеми силами стараясь овладеть тем совершенством формы, без которой не может быть истинного искусства.
На вершинах его уже нет национальности в ее тесном смысле... Здесь царство искреннего чувства. Здесь форма, теряя всю свою сложность и частую надуманность, ...так же проста и серьезна, как само чувство.
Только здесь я лично начинаю обретать для себя радость полного собой творчества». К «чистой живописи» художник обращается в пейзажах и натюрмортах, извлекая из любого неприхотливого мотива богатство фактурных и колористических нюансов. Определенную роль в этом процессе имело влияние французской живописной традиции, В 1927 Г. приобрел участок земли в Каньсюр-Мер (Прованс), где жили также в разное время О.Ренуар, А.Модильяни, Х.Сутин, и поселился на вилле «Бориселла», но, по словам жены Г., он всегда был «непоседой, любил путешествовать и всегда жадно стремился все дальше и видеть новое», В 1927 был приглашен правительством Чили преподавать в Академии художеств в Сантьяго, дал 37 уроков, но, досрочно расторгнув контракт в начале 1929, отправился с женой и сыном в путешествие по Южной Америке (Аргентина, Бразилия, Эквадор, Уругвай, 1929). Показал гуаши и рисунки латиноамериканского цикла на персональной выставке в парижской галерее Колетт (1930), картину-ширму «Лики мира» (1920-31) - на Осеннем салоне (1930). Иллюстрировал «Детство» М.Горького (1931), «Братьев Карамазовых» Ф.Достоевского (60 рисунков: экспонировались на персональной выставке в Нью-Йорке в 1933).
С 1930 преподавал в Париже в Русской академии, организованной Т.Сухотиной-Толстой, затем открыл частную школу живописи и рисунка. В 1935 получил приглашение возглавить факультет в Академии прикладных искусств в Нью-Йорке, там же провел свою ретроспективную выставку.
Работал для американских модных журналов, таких как «Harpers Bazaar». В 1936 совершил второе большое путешествие по странам Латинской Америки (Чили, Бразилия, Колумбия, Эквадор, Перу, Куба): возвратился во Францию с циклом гуашей (300 листов), показанных в галерее Шарпантье (1937), а затем на последней прижизненной выставке в Нью-Йорке (1938). Они покорили А.Бенуа своей «чудодейственной виртуозностью» и «острой красочностью», а критик газеты «Новое русское слово» назвал их «миражами», «сказками, созданными фантазией детей в их наивной и безудержной праздничности».
В последние годы Г. работал, как никогда, интенсивно - до полного физического изнеможения и нервного истощения. «Автопортрет» (масло, 1938) зафиксировал сложное психологическое состояние автора. В 1938 Г. тяжело заболел, перенес сложную операцию в связи с раком. Умер в своем доме в Кань-сюр-Мер; похоронен на местном кладбище.
Персональные выставки Г. проходили в Берлине (1920); Париже (1921, 1925, 1928, 1930, 1937): Нью-Йорке (1923, 1924, 1925, 1933. 1934, 1935, 1938): Ворчестере (1923, 1924); Милане и Праге (1926): Чикаго и Филадельфии (1927); Сантьяго (1928); БуэносАйресе и Монтевидео (1929); Кань-сюр-Мер (1940, 1979); Майями (1960). Он был участником крупнейших международных выставок: печатного дела (Лейпциг, 1914): выставок в Венеции (1920, 1926): Парижского Осеннего салона (1921, 1922, 1923, 1930, 1931); выставки в Бруклинском музее в Нью-Йорке (1923): русского искусства в Нью-Йорке (1924); выставок в Дрездене (1926); в Брюсселе (1928); в Бирмингеме (1928): выставок института Карнеги (1928, 1932); русского искусства в Париже (1932): выставок в Филадельфии (1932); в Праге (1932, 1935) и др.
Произведения Г. находятся в собраниях Третьяковской галереи и Музея изобразительных искусств им.А.Пушкина, в Музее им. А.Бахрушина, Музее Большого театра в Москве, в Русском музее, Музее-квартире И.Бродского в Петербурге, в Музее русского искусства в Киеве, Новосибирской областной картинной галерее, Псковском историко-архитектурном музее-заповеднике, во многих крупнейших музеях мира, в частных собраниях.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции