ГРИГОРЬЕВ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Григорьев

см. Брянский, Як. Григ.


{Венгеров}





Григорьев


фельетонист "Совр. известий".


{Венгеров}





Григорьев


драмат., † 1871.


{Венгеров}





Григорьев


авт. "Статистич. свед. по Лужск. у." (СПб., 1879).


{Венгеров}





Григорьев


врач 1882 г.


{Венгеров}





Григорьев


полковн. Ген. штаба, сост. "Указаний для тактич. занятий с кавалерийск. офиц." (Варшава, 1897).


{Венгеров}





Григорьев


авт. учебн. географии (1904).


{Венгеров}





Григорьев


авт. брош. о перекидной стрельбе (Одесса, 1908).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ГРИГОРЬЕВ
Аполлон Александрович (1822–1864) — русский литературный критик и поэт. Сын чиновника, он окончил юридический факультет Москов-ского университета. После его блестящего окончания перебрался в Петербург, где и занялся собственно литературной деятельностью, увлекаясь при этом самыми разными философскими и идейными течениями — шеллингианством, масонством, христианским социализмом и др. Уже в 40-е гг. он весьма скептически относился и к западничеству, и к славянофильству. Будучи роман-тиком, Григорьев основной темой своих произведений видит страдание и рок, борьбу с судьбой. Именно так появились произведения, составившие цикл «Борьба» (1857). В 1850 г. он сблизился с кружком Островского и вошел в молодую редакцию «Москвитянина», став ее главой и ведущим литературным критиком. Для его статей этого времени характерна романтическая утопия, мечта о патриархальном, свободном и талантливом народе (его черты он увидел в русском купечестве). В 1856 г. молодая редакция «Москвитянина» распалась, и он начал постепенно отходить от своих прежних эстетических идеалов, сформировавшихся под влиянием Ф. Шеллинга и Т. Карлейля, от своего последовательно-го увлечения Н. В. Гоголем и А. Н. Островским. Посте-пенно он начинает положительно отзываться о творчестве М. Ю. Лермонтова, А. И. Герцена, И. С. Тургенева, а идеалом для него становится А. С. Пушкин. Постепенно в нем складывается убеждение, что все доктрины, теории — умозрительны, неадекватны реальным, жизненным процессам, поэтому он предлагает опираться только на инстинктивный демократизм и непосредственное чувство. Так закладывается фундамент почвенничества, сближающий Григорьева с Ф. М. Достоевским и Н. Н. Страховым. Эти тенденции стали проявляться уже с начала 60-х гг., когда он начал сотрудничать в журналах «Время» и «Эпоха». Он верит в возможность примирения западников и славянофилов, соединения передовых идеалов эпохи с христианскими идеями.
Свой метод в критике Григорьев называл «органическим». Произведение искусства, по его мнению, есть живой организм, непосредственное отражение жизни, и поэтому оно неразложимо на какие-либо элементы. Попытки критики разделить целое произведение сред-ствами анализа приводят к умерщвлению искусства и заключенной в нем жизни. Главная задача критика — это находить в искусстве «мысль сердечную», не совместимую с «мыслью головной». Зачастую впадая в про-тиворечия и ошибки, Григорьев вошел в историю оте-чественной критики как мыслитель, первым заговоривший о несовместимости произведения искусства с ил-люстрацией отвлеченных идей, с подходом к нему как к сумме художественных приемов, к простому копированию действительности. Он считал необходимым осмыслять художественное творчество с учетом его особенностей, в органической связи как с объективными интересами общества, так и с субъективными идеа-лами писателя.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ГРИГОРЬЕВ
Аполлон Александрович (1822, Москва – 1864, Санкт-Петербург), русский поэт, литературный и театральный критик. Получил хорошее домашнее образование, окончил юридический ф-т Московского ун-та. В 1851–55 гг. возглавил т. н. молодую редакцию журнала «Москвитянин», в 1861–64 гг. – работал в журналах братьев Достоевских «Время» и «Эпоха». Григорьев считал себя «последним романтиком», его поэзия – яркое проявление романтической традиции, открытое влиянию реалистической прозы, «живого» фольклора. Искусство для поэта – высшая (интуитивная) форма познания мира. Григорьев был не только теоретиком, но и практиком литературы и пытался соединить логический и художественный метод познания жизни, ограничив претензии логического познания на универсальность. Отсюда принципиальная незавершенность органической критики как системы, которая стремится быть адекватной своему предмету – искусству живому и движущемуся. Основная проблематика в критике Григорьева – нравственная; литература для него «органический продукт века и народа в связи с развитием государственных, общественных и моральных понятий». Признавая «законность» романтического протеста и критицизма, Григорьев видел в нем «болезненный момент» в развитии общества. Путь преодоления отъединенности бунтующего сознания от общего лежит в обращении к полноте жизни; искусство и есть бесконечное осмысливание опыта, действительности, разумной именно как целостное бытие. Искусство имеет дело с конкретными, достаточно устойчивыми проявлениями жизни, ее исторически сложившимися нац. формами – «почвой». Центральная категория для Григорьева – народность, понимаемая как исторически сложившаяся национальная характерность психологического склада личности, ее нравственных и культурных представлений, возникших в простонародном быту. В цикле «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» (1859) дал картину литературного процесса, главной фигурой которого считал Пушкина; от поэтизации протестующего героя Пушкин, по Григорьеву, приходит к критике индивидуализма; в полноценной жизни нации «хищный» тип индивидуалиста необходимо дополняется «смирным» типом Белкина. Григорьев первым понял значение пушкинской прозы и вообще позднего Пушкина для дальнейшего хода нашей литературы. В журнальной борьбе занимал особую позицию, спорил и с революционными демократами («теоретиками»), не принимая утилитарного взгляда на искусство и утопического социализма, и с идеологами «чистого искусства» («гастрономическое» направление). Даже близкое ему славянофильство считал не народным, а «старобоярским» направлением. Этим определено одиночество Григорьева в литературе 1850–60-х гг.; однако его влияние на некоторых современников (Ф. М. Достоевского, Н. Н. Страхова, даже Д. И. Писарева) было существенным, а в 20 в. принципиальное значение наследия Григорьева стало очевидным (напр., для А. А. Блока).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ГРИГОРЬЕВ
1. Василий Васильевич (15(27).III.1816 - 19(31).XII.1881) - рус. историк- востоковед. В 1838-44 - проф. вост. яз. при Ришельевском лицее в Одессе. В 1842 защитил дисс. при Моск. ун-те ("О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды рус. духовенству", 1842). В 1863-78 возглавлял кафедру Востока при вост. ф-те Петерб. ун-та. Чл.-корр. Росс. АН (с 1853). Г. первым в России начал читать университетский курс истории Востока. Одним из первых рус. историков приступил к изучению истории и культуры народов Ср. Азии и прежде всего казахов. Г. - автор ок. 200 работ, в т. ч. переводов с вост. яз. Наиболее важны: "Еврейские религ. секты в России" (1846) и "Описание Хивинского ханства и дороги туда из Сарайчиковской крепости" (1861). Г. издал пер. в 1867-73 гг. 2 тт. "Землеведения" К. Риттера с комментариями и дополнениями, не утратившими своего науч. значения, и "Императорский С.-Петербургский ун-т в течение первых пятидесяти лет его существования" (1870). Г. - один из организаторов и пред. 3-го Междунар. конгресса востоковедов в Петербурге в 1876, в связи с к-рым он подготовил сб. ст. "Россия и Азия". Науч. труды Г. отличаются обилием фактич. мат-лов, новизной исследования. Одновременно с науч.-пед. деятельностью Г. св. 35 лет (1844-80) служил в Мин-ве внутр. дел (в 1854 - янв. 1863 управлял областью оренбургских киргизов и Оренбургской погран. комиссией, в 1874-80 был нач. гл. управления по делам печати). В своей адм. деятельности придерживался реакц. взглядов, проводил и отстаивал политику царизма.

Лит.: Бартольд В. В.. Мат-лы для истории ф-та вост. яз., т. 4 (Обзор деятельности ф-та. 1855-1905), СПБ, 1909; Веселовский Н. И., Василий Васильевич Григорьев по его письмам и трудам. 1816-1881, СПБ, 1887; Крачковский И. Ю., Очерки по истории рус. арабистики, Избр. соч., т. 5, М.-Л., 1958.

Б. М. Данциг. Москва. 2. Василий Николаевич (1852-1925) - рус. статистик и публицист народнич. направления. Неоднократно подвергался адм. преследованиям, ссылке за революц. пропаганду. В 1882 принял участие в организации и деятельности статистич. бюро Рязанского губ. земства, но был сослан, а 4 тт. его "Сб. статистич. сведений по Рязанской губ." были уничтожены властями. В 1897 участвовал в сб. "Влияние урожаев и хлебных цен на нек-рые стороны рус. нар. х-ва" (т. 2). С 1886 по 1917 работал в статистич. отделении Моск. гор. управы. Печатался в "Юридич. вестнике", "Рус. мысли", "Рус. ведомостях". Соч. Г.: "Предметный указатель мат-лов в Земско-статистич. трудах с 1860-х гг. по 1917" (вып. 1-2, 1926-27), "Кустарное замочно-ножевое произ-во Павловского р-на" (1881).

Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Соч., 4 изд., т. 3 (см. Указатель имен). 3. Николай Петрович (1822-86) - петрашевец. Поручик лейб-гвардии конно-гренадерского полка. Сын ген.-майора. Посещал пятницы М. В. Петрашевского и кружок С. Ф. Дурова. Принял участие в подготовке антиправительств. лит-ры для издания в подпольной типографии, задуманной петрашевцами, написал агитац. рассказ для солдат - "Солдатская беседа". По делу петрашевцев был приговорен к смертной казни, выведен на расстрел в присутствии своего полка 22 дек. 1849. По конфирмации отправлен на Нерчинскую каторгу. В 1856 выпущен на поселение и в 1857 в состоянии умственного расстройства отдан на попечение родных в Н. Новгород.

Лит.: Дело петрашевцев, т. 1-3, М.-Л., 1937-51 (Док-ты следствия).

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Н.А. Григорьев атаман повстанцев Херсонщины

А.В. Мишина
Читать PDF
0.00 байт

Аполлон Григорьев о российской историографии в эпоху «великих реформ»

Боярченков Владислав Викторович
Автор рассматривает историографические взгляды известного русского поэта и критика А. А. Григорьева.
Читать PDF
0.00 байт

Григорьев Ал. А. Ю. Н. Голубчиков. Гуманитарная география в стратегиях выживания человечества. М. :

Григорьев Алексей Алексеевич
Читать PDF
0.00 байт

Профессор Казанской духовной академии И. Ф. Григорьев

Павлов Александр
Настоящая статья является первой подробной работой, посвященной жизни и деятельности профессора кафедры Священного Писания Ветхого Завета Казанской духовной академии И.Ф.
Читать PDF
0.00 байт

"НАМИ УБИТ ИЗВЕСТНЫЙ АТАМАН ГРИГОРЬЕВ": К ИСТОРИИ ГИБЕЛИ ОДНОГО ИЗ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПОВСТАНЧЕСКОГО ДВИЖ

Воронцова Галина Николаевна
Основное внимание в статье уделено анализу различных версий гибели одного из руководителей повстанческого движения на Украине Николая (Никифора) Александровича Григорьева.
Читать PDF
0.00 байт

2014.01.037. РУСЬ В IX-X ВЕКАХ: АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПАНОРАМА / ГАЙДУКОВ П.Г., ГИППИУС А.А., ГРИГОРЬЕВ А.

Медовичев А.Е.
Читать PDF
0.00 байт

Расколотая идентичность: русские художники эмигранты Б. Григорьев, С. Судейкин и И. Домбровский / Дж

Галеева Тамара Александровна
В статье рассматривается трансформация идентичности в творчестве художников русского зарубежья, работавших в 1920-1930-е гг.
Читать PDF
0.00 байт

Отцы и дети в мире «Черного юмора»: Д. Хармс и О. Григорьев

Козлова Светлана Михайловна, Куляпин Александр Александрович
Выявляются истоки появления «чёрного юмора» в русской литературе ХХ века. Отмечается отличие эстетики Д. Хармса от немецких предшественников.
Читать PDF
0.00 байт

Русская культура в итальянском ландшафте: Николай Гоголь и Аполлон григорьев

Осипова Нина Осиповна
В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования «итальянского текста» русской культуры, связанные с творчеством Гоголя и Ап. Григорьева.
Читать PDF
0.00 байт

А. А. Григорьев о характере русского народа

Писарчик Татьяна Петровна
В статье рассматриваются воззрения русского мыслителя середины XIX в. Аполлона Григо( рьева на процесс формирования русского народа как особой нации.
Читать PDF
0.00 байт

Русское «Органическое» сознание в опыте межкультурного общения (Аполлон Григорьев за границей)

Кривушина Валентина Федоровна
Исследуя заграничные впечатления русского поэта и критика, автор показывает движение его мысли от критики Запада к осознанию единства духовной жизни наций.
Читать PDF
0.00 байт

2005. 01. 016. Григорьев А. А. Стихотворения / собр. И примеч. Снабдил А. Блок. - М. : Прогресс-Плея

Михайлова О. В.
Читать PDF
0.00 байт

2007. 04. 026. Григорьев В. П. Велимир хлебников в четырехмерном пространстве языка: Избр. Работы: 1

Опарина Е. О.
Читать PDF
0.00 байт

Аполлон григорьев и Афанасий Фет: поэзия в иконографическом аспекте

Маслова Марина Ивановна
В статье представлен полемический материал, касающийся содержания двух поэтических произведений с фольклорной основой: стихотворения Аполлона Григорьева «Доброй ночи» и баллады Афанасия Фета «Лихорадка».
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о восприятии Гоголя в России и во Франции (И. Тургенев – П. Мериме – А. Григорьев)

Саррина Мария Яковлевна
В статье рассматривается работа французского писателя и переводчика П. Мери-ме «Николай Гоголь. Русские повести. Мертвые души. Ревизор» и отклики на нееИ. С. Тургенева и А. А. Григорьева.

Похожие термины: