Григорианский хорал

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Григорианский хорал
религиозные песнопения, составляющие основу католической музыки. Назван именем папы римского Григория I, который канонизировал в VI – VII вв. свод песнопений «Антифонарий».

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Григорианский хорал
канонизированные песнопения католич. церкви. В конце VI в., при папе Григории I (отсюда название), были отобраны 200 напевов, которые папа признал богодухновенными, и собраны в т.наз. «григорианский антифонарий» (хоровые песнопения назывались антифонами, позднее их стали называть хоралами). Песни-молитвы предназначались исключительно для муж. хора и исполнялись на лат. языке, в унисон. Григорианское пение подразделяется на два вида: псалмодия (протяжная речитация лат. молитвенных текстов в прозе) и гимн (мелодически более развитый напев нередко со стихотворным текстом).
В форме гимна были созданы все основные песнопения мессы, которая состоит из пяти главных песенных частей:
1) Купе eleison (греч. ) — «Господи помилуй»;
2) Gloria (лам) — «Слава»;
3) Credo (лат. ) — «Верую» — полный текст символа веры;
4) Sanctus (лат. ) — «Свят, свят, свят»;
5) Agnus Dei (лат. ) — «Агнец Божий» и Benedictus (лат. ) — «Благословен грядный». Этот цикл сохранился в католич. богослужении по сей день.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
304.20 кб

Певческая культура григорианского хорала и проблема «Невыразимого»

Гордеева Т.Ю.
Статья продолжает исследования, связанные с изучением певческих культур в аспекте «невыразимого».