Григорий Богослов

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ
Grngorios o Teologos), или Назианзин (Nazianznnos) (ок. 328 - ок. 389), - деятели вост.-рим. церкви, один из т. н. "отцов церкви". Происходил из каппадокийской землевладельч. знати. Получил блестящее филос. образование. В 379 в Константинополе участвовал в борьбе с арианами (см. Арианство). Опираясь на вооруж. силу, изгнал в 380 арианское духовенство из города. На 2-м Вселенском соборе (381) утвержден архиепископом Константинополя, но не смог установить единства внутри православной церкви и в июне 381 отказался от сана. Сыграл важную роль в оформлении догм христ. церкви (окончат. формулировка православного учения о троице и др.). Соч. Г. В. - важный источник истории идеологич. борьбы 4 в. Нек-рые послания Г. В. вошли в канонич. право.

Соч.: Gregorii Theologi opera omnia, J. P. Migne, PG, v. 35-38, P., 1862-1864; в рус. пер. - Творения Григория Богослова, т. 1-6, М., 1843-48; тоже, т. 1-4, 3 изд., М., 1889.

Лит.: Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 4, П., 1918; Гарнак А., История догматов, сокр. пер. с нем., в кн.: Общая история европейской культуры, т. 6, СПБ, (б. г.)

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Григорий Богослов
(ок. 330–389) – отец и учитель Церкви, архиепископ Константинопольский. Именован Богословом за свои сочинения о Троице, Боге Слове – Спасителе мира и о Духе Святом. Родился в Каппадокии, учился в Афинах, подружившись там с Василием Великим. Возглавлял борьбу с ересью Ария в Константинополе, был избран на архиепископскую кафедру, но затем, вследствие церковных раздоров, добровольно отказался от кафедры и удалился на родину. Последние годы посвятил литературным трудам и пустыннической жизни. Церковная память присвоила Г. Б. имя «троического богослова», «певца Пресвятой Троицы». В христ. богословие он внес особую интимность религиозного опыта и мистического умозрения, подчеркивая, что Троичный Бог – предельное совершенство, «бесконечное море сущности», – стоит выше единичности и множественности. Г. Б. дал законченное догматическое толкование учения о Лицах Пресвятой Троицы, причем с особой силой раскрыл смысл идеи БогаДуха. Сочинения Г. Б. пользовались исключительной известностью и авторитетом на христ. Востоке, их изучали и толковали более, чем труды других отцов Церкви. Вместе с Василием Великим и Иоанном Златоустом он был причислен к великим и вселенским учителям Церкви. Память его 7 февраля по нов. ст.

Источник: Краткий православный словарь.

Григорий Богослов
святой, , ок.329-390 гг. н. э., христианский оратор, греческий поэт. Один из Отцов Церкви, прозванных Каппадокийскими Отцами. Родился в Карбале в Каппадокии. Учился сначала в Кесарии Палестинской и Александрии (349-352 гг.), затем в Афинах (352-359 гг.), где подружился с Василием и императором Юлианом Отступником. После краткого пребывания в Константинополе, а также в родном городе (359-361 гг.) удалился в пустыню, где пребывал с короткими перерывами до 364 г. В дальнейшем помогал своему отцу, епископу, в управлении епархией, в 372 сам становится епископом и снова удаляется в пустыню (375-379 гг.), откуда его призывают на епископский престол в Константинополе, от которой он отказывается после того, как его кандидатура был подвернута сомнению на Константинопольском соборе. Принял управление епархией в Назиансе (???) (381-383 гг.), и наконец, вернулся в родной Карбал, где оставался до самой смерти, ведя жизнь монаха. — в огромное литературное наследие Г. входят 45 речей, 245 писем, а также поэтические произведения, насчитывающие все вместе ок. 18 тыс. стихов. Тематика речей определяется теологическими и философскими проблемами и текущими событиями, как например, годовщина посвящения в епископы, открытие Константинопольского собора и др. Как оратор Г. предстает аттицистом, старательно избегающий форм, лексики и конструкций современного ему языка и пользующийся классическим греческим языком, выученным в долгий период обучения. Аттицизм этот модифицируется цитатами из Библии (которые приводятся на койне) и религиозными дискуссиями, в которых использована специальная теологическая терминология. Он мастерски пользуется всеми разновидностями стиля, в зависимости от темы или слушателей. Благодаря речам, г. заслужил звание "христианского Демосфена" или "Богослова", а его проповеди стали образцовым чтением в византийских риторических школах. Письма Г. (собранные им самим) коротки и тщательно отредактированы. Хорошее письмо, по мнению Г., должно быть кратким, ясным и простым. В письмах Г., в большинстве своем адресованных друзьям, преобладает грусть. Они отличаются деликатностью выражений и глубиной мысли. Мы находим среди них распорядительные, утешительные, ходатайственные. Письма Г. стали образцом эпистолярного жанра для последующих поколений. Г. был первым греческим поэтом, который свободно пользовался любыми стихотворными размерами. Первым из древних он слагает стихи в честь своей матери, первый среди христиан обращается к учениям стоиков и пифагорейцев и пишет гимны на догматические и нравственные темы. Самой крупное поэтическое произведение Г. (насчитывающее 1949 ямбических стихов) — автобиографическая поэма. Г. изменил лицо поэзии IV в.. В его творчестве находят выражение не только изменчивые настроения впечатлительного поэта, но и богатая внутренняя жизнь верующего и ученого-теолога. Поэмы Г. были школьным чтением в Византии. Г. порой приписывают драму-центон Христос страдающий.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ
(ок. 326-389) – святитель, сын Григория (впоследствии епископа Назианзского) и Нонны, женщины высоких нравственных правил. Еще до рождения сына она обещала посвятить его Богу и употребила все старания, чтобы склонить его волю на служение Господу. Воспитание, данное ему матерью, свт. Григорий почитал для себя самым важным. При выдающихся способностях св. Григорий получил прекрасное образование: он учился в школах Kесарии Палестинской, в Александрии, в Афинах, где в особенности сблизился со свт. Василием Великим, с которым был знаком несколько ранее и дружбу с которым считал полезнее самой высшей школы. У святых друзей в Афинах была одна комната, один образ жизни; им были знакомы только две дороги: одна вела в храм Божий, другая – в училище. В возрасте 26 лет свт. Григорий принял крещение.
После возвращения на родину св. Григорий долгое время уклонялся от занятия какой- либо общественной должности. Размышление о Боге, молитва, чтение слова Божия, писание вдохновенных слов и песней и служение престарелым родителям были его занятием. Некоторое время он провел с другом своим Василием в его пустыни и это время почитал самым счастливым в жизни. Отец его, бывший уже епископом, нуждаясь в помощнике, вызвал его из Васильевой пустыни в Назианз и рукоположил в пресвитера. Уже этот сан так устрашил Григория высотой и тяжестью сопряженных с ним обязанностей, что он удалился в уединение пустыни. Успокоив там волнение духа, он вернулся к отцу и принял на себя священническое служение, утешаясь, что он, служа Богу, помогает и престарелому родителю в его заботах о пастве.
Между тем друг его, Василий Великий, уже достиг высокого сана архиепископа. Желая иметь преданного и просвещенного помощника в управлении обширной областью, св. Василий предложил Григорию место главного протопресвитера при своей кафедре, но свт. Григорий уклонился от принятия этой почетной и влиятельной должности. Через некоторое время после этого состоялось посвящение Григория архиепископом Василием в епископа города Сасима. Видя в этом волю Божию, он принял священное рукоположение, но отказался от принятия самой должности и в качестве соправителя (викария) продолжал служить своему родителю и пастве назианзской.
В 374 г. скончался престарелый отец Григория, а вслед за ним и мать его. Свт. Григорий продолжал некоторое время труд отца по управлению назианзской Церковью, но сильно заболел. Выздоровев, он удалился в уединенную обитель, где в посте и молитве пробыл около трех лет.
Но великий светильник не мог укрыться в монашеской келье. Избранный православными епископами и мирянами на престол архиепископа в Kонстантинополе, он прибыл туда в эпоху самого сильного владычества ариан, когда ими были захвачены все храмы в столице. Свт. Григорий остановился в доме своих знакомых. Одну из комнат обратил в храм, назвав ее Анастасией, что значит «воскресение», с надеждой, что здесь воскреснет Православие, и начал проповедовать. Ариане засыпали его насмешками и ругательствами, бросали в него камнями, подсылали к нему тайных убийц. Но сильным словом, примером своей жизни и пастырским усердием он побеждал врагов Церкви. Люди в огромном количестве стекались со всех концов послушать его вдохновенные проповеди. Ежедневно тысячи людей из ереси возвращались к Православной Церкви.
Наконец, уже после воцарения православного императора Феодосия (379-395), упорствующие ариане были изгнаны из храмов столицы. Kогда обнаружилась ересь Македония, свт. Григорий боролся против нее и принимал живое участие в заседаниях II Вселенского Собора. Совершив свой подвиг, он отказался от Kонстантинопольской кафедры, сказав: «Прощай, кафедра, это завидная и опасная высота!» Свт. Григорий удалился в родное селение Арианз, близ Назианза, и здесь в строгих аскетических подвигах провел последние годы своей жизни. За свои замечательные богословские творения свт. Григорий получил от Церкви почетное наименование Богослова и вселенского учителя. Память его совершается 25 января (7 февраля).

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
590.46 кб

Личность и «Космос» в поэзии григория Богослова

Максимович Кирилл Александрович
Статья знакомит с поэтическим творчеством одного из виднейших отцов христианской Церкви и, возможно, самого плодовитого поэта своего времени свт. Григория Богослова.
Читать PDF
452.14 кб

Онтологический статус Бога у григория Богослова

Гагинский А.М.
Онтологический статус Бога у Григория Богослова В статье исследуется понимание свт. Григорием Богословом онтологического статуса Бога.
Читать PDF
248.43 кб

Пасхальная тема в проповедях святителя Григория Богослова

Валерий Сергеевич Бирагов
Статья иллюстрирует осмысление христианской Пасхи в IV в. на основании трудов свт. Григория Богослова — представителя плеяды великих каппадокийцев. В ней анализируется текст пасхальных проповедей святителя.
Читать PDF
94.16 кб

Проповеди Григория Богослова и Кирилла Туровского как словесный ритуал

Гончаров И. Н.
Читать PDF
292.06 кб

Категории становления священника в учении святителя григория Богослова

Антонов Николай Константинович
В данной статье анализируется учение свт. Григория Богослова о священстве, определившее во многом всю последующую традицию богословия священства. Предлагается рассмотреть проблему становления священника в контексте наследия свт.
Читать PDF
572.23 кб

Влияние творчества Григория Богослова на древнерусскую религиозную мысль

Григоренко Анатолий Юрьевич
Русская духовная культура сформировалась под сильнейшим влиянием патристической литературы. О воздействии на русскую религиозную мысль идей Дионисия Ареопагита и Иоанна Дамаскина писалось много.
Читать PDF
331.80 кб

Проблема корреляции богословия Запада и Востока: Иоанн Экхарт и Григорий Палама

Реутин М. Ю.
В статье рассматривается различие, которое могло бы быть сопоставлено с различием между сущностью и энергией в византийском богословии, предусматривается и экхартовской мистической теологией в ее целом.
Читать PDF
134.70 кб

Категории сущности и энергии в тринитарном богословии святителя Григория Паламы

Козарезова Ольга Олеговна
Статья посвящена проблеме антиномичности в сфере богословия Средневековья и ее проявления в тринитарной теологии Паламы.
Читать PDF
117.95 кб

Тема смерти и бессмертия в творчестве Г. Р. Державина и поэзия свт. Григория Богослова

Башкиров Д. Л.
Статья посвящена изучению поэзии Г. Р. Державина как продолжения той духовной традиции, которая сложилась в византийском богословии. Прослеживается сходство тем, мотивов, образов в его произведениях со стихотворениями свт.
Читать PDF
1.09 мб

Словесная жертва христиан на Божественной литургии по учению святителя Григория Богослова

Немыченков Владимир Иванович
Основное внимание уделяется рассмотрению жертвы верных, которая, совершается в виде «жертвы ума». Указывается, что важным элементом участия в евхаристическом жертвоприношении является причастие страданиям Спасителя.
Читать PDF
402.68 кб

Структура евхаристической жертвы и жертвоприношение иерея по учению святителя Григория Богослова

Немыченков Владимир Иванович
Исследуется структура евхаристической жертвы, согласно учению святителя Григория Богослова.
Читать PDF
218.11 кб

"откровение святого григория Богослова о литургии": исследования, текст и его славянские переводы

Желтов Михаил Сергеевич
Статья посвящена важному и не до конца изученному памятнику средневековой православной культуры «Откровению святого Григория Богослова».
Читать PDF
628.49 кб

К вопросу о сознательном разделении и композиционном единстве iv и v речей свт. Григория Богослова п

Усачева А. В.
Статья посвящена анализу композиции речей свт. Григория против императора Юлиана (Or. IV-V).
Читать PDF
154.88 кб

Свт. Григорий Богослов и свт. Дамас римский: компаративный анализ богословских и церковно-политическ

Захаров Георгий Евгеньевич
Статья посвящена сравнительному анализу богословских и церковнополитических позиций двух важнейших представителей никейского течения на завершающем этапе арианских споров свт. Дамаса Римского и свт. Григория Богослова.
Читать PDF
1.11 мб

Жалость и аскетизм в богословии св. Исаака Сирина, св. Григория Паламы и в нравственной философии Вл

Душин Олег Эрнестович
В перспективе сравнения с доктриной сердца и жалости у св. Исаака Сирина и преображения тела у св.

Похожие термины:

  • Св. Григорий Богослов

    Григорий Богослов — один из наиболее чтимых отцов церкви — происходил из малоазийского города Назианза, в римской провинции Южная Каппадокия. Родился он в 329 г. и воспитывался по христианским обы
  • ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Назианзин

    329 — 390 гг.) — святитель, один из отцов церкви, сподвижник Василия Великого. Сын епископа города Назианза, с 362 г. — пресвитер, с 372 г. — епископ г. Сасима. Председательствовал на II Вселенском (Констант
  • Григорий, игум. Богословского мон

    Казанск. еп.; серб, с 1776—1777 г. {Половцов}
  • ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ, Константинопольский

    патриарх (ок. 329-389), принадлежал к почетному сонму Вселенских учителей Церкви. В древнейшем центре мировой образованности - Афинах - он приобрел знания в богословии, поэзии, геометрии, астрономии и о
  • Григория Богослова святителя на Большой Дмитровке церковь

    (уничтожена). Первые документальные сведения о существовании в этой местности, около пересечения улицы Большая Дмитровка и Козицкого переулка, храма относятся к началу XVII века. В 1680-х гг. он значит
  • Григория Богослова святителя при Шелапутинской гимназии церковь

    (уничтожена). На Девичьем поле в 1901 г. на средства известного мецената и благотворителя П.Г. Шелапутина было выстроено здание гимназии (переулок Хользунова, дом № 14). Гимназическую церковь освятил