ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН
ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН
Богослов (ок. 329 — ок. 389) — видный деятель вост.-рим. церкви, патриарх Константинополя. Выступал против еретич. движений (гл. обр. арианства). На 2-м Вселенском соборе в Константинополе (381) Г. Н. сделал неудач. попытку сблизить вост.-рим. церковь с зап.-рим.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ГРИГОРИЙ НАЗИАНЗИН
по прозвищу Богослов (329/330 – 390/399) – уроженец Назианза (Каппадокии в Малой Азии), блестящий теолог, церковный публицист, писатель и поэт, друг и единомышленник Василия Кесарийского в религиознополитических конфликтах эпохи. Он получил образование в школах Каппадокии, Кесарии, Палестины, Александрии и Афин (в Афинах обучался риторике в одно время с Юлианом Отступником и Василием Кесарийским). После посвящения в пресвитеры Григорий возглавил никейскую общину в Константинополе (361 г.), а в 379 г. он был избран епископом, но добровольно отказался от кафедры (381 г.) изза разногласий с духовенством столицы. События тех лет и переживания, связанные с ними, нашли отражение в многочисленных стихотворениях («Клятвы Григория», «На завистников», «К священникам Константинополя и к самому городу», «Прощание с недругами» и др.) и поэмах («На себя самого и о епископах» в 836 ямбических триметрах, «На себя самого и к завистникам» в 68 триметрах), пронизанных глубоким личным чувством, мотивами разочарования в «собратьях ... по сану». Житейские «странствия» поэта, его одиночество, его «разлад с целым миром и с самим собой», стремление найти ответы на вопросы: «Кто я? Отколе пришел? Куда направляюсь?» определили исповедальный характер не только автобиографических поэм («О моей жизни» в 1949 ямбических триметрах, 381 г.; «О моей Судьбе», «Плач о страданиях своей души» в 350 элегических дистихах, 382 – 283 гг.), но и его пятистрочных ямбических эпиграмм, что позволило исследователям назвать Григория предшественником Августина Гиппонийского, автора «Исповеди». Поэма Назианзина «На свои стихи» (в 103 ямбических триметрах) касается сущности и задач поэтического искусства. Оно, по мнению поэта, помогает обуздать собственные страсти, дает «приятное лекарство» молодым людям, утешает в болезни и старости. Григорий отмечает также «пользу» поэзии в борьбе христиан с язычниками. В проповедях Назианзина, в теологических беседах в защиту православия (45), в надгробных речах, нередко превращавшихся в панегирики («Надгробная речь Василия Великого», траурная речь в честь императрицы Фласиллы и ее дочери Пульхерии), в гномах (греч. gnome – изречение) философского, дидактического и моралистического характера («Мысли, написанные двустишиями», «Мысли, написанные четверостишиями»), в диалогах («О душе и воскресении», «Разговор с миром»), в обличительных речахинвективах против Юлиана Отступника приверженность традициям, законам античного стихосложения сочетается с поисками новых поэтических средств, с психологизмом его поэзии. Эта особенность свойственна также эпистолярной прозе Григория, одного из создателей христианской риторики. Произведения Григория Богослова, сохранившиеся в составе «Палатинской антологии», изучались в византийских школах, интерпретировались Максимом Исповедником, являлись предметом исследования в трактате Михаила Пселла «Стиль Григория Богослова, Василия Великого, Златоуста и Григория Нисского». Пселл отметил силу его таланта и творческого вдохновения, поставив Григория Назианзина – «первообраз словесной прелести» – выше Сократа, Фукидида, Демосфена и Аристида. Византийская церковь отнесла его к трем самым чтимым «святителям» наряду с Иоанном Златоустом и Василием Великим. Изображения Григория Назианзина и Иоанна Златоуста находятся на триптихе XII в. (бронза с позолотой, музей Виктории и Альберта в Лондоне), на боковых створках по обеим сторонам от Богоматери Одигитрии.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012