около 335 - около 394 гг.) - христианский церковный писатель, богослов, епископ города Нисса (Малая Азия). Младший брат Василия Великого. Защищал православное учение о Троице на 2-м Вселенском соборе в 381 город в Константинополе.
Григорий Нисский
Григорий Нисский
Источник: Исторический словарь
ГРИГОРИЙ НИССКИЙ
ок. 331 — ок. 394) — церк. деятель времени упадка Рим. империи. Епископ г. Ниссы (Каппадокия) 372 — 375 и 379 — 394. вместе с Григорием Назианзином возглавлял борьбу церкви против ересей, в особенности против арианства, распростр. к-рых отражало острый кризис рабовлад. строя («12 слов против Евномия» и др. соч.).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Григорий Нисский
(ок. 335–394) – отец Церкви, один из выдающихся богослововкаппадокийцев, младший брат Василия Великого, епископ г. Ниссы. Вместе с Василием Великим и Григорием Богословом способствовал окончательному оформлению христ. вероучения, участвовал в разработке православного Символа веры, став виднейшим представителем философского метода в греческой патристике. Память Г. Н. 23 января по нов. ст.
Источник: Краткий православный словарь.
ГРИГОРИЙ НИССКИЙ
335-394 гг.) — святитель, один из отцов церкви, младший брат и сподвижник Василия Великого. С 371 г. — епископ города Ниссы; участник II Вселенского (Константинопольского) собора (381 г.). Автор множества экзгетических и догматических сочинений, соединивших основные представления христианского богословия с традициями античной философии, гл. обр. неоплатонизма. Создатель учения о творении как о раскрытии реальности, заключенной в Боге в форме Божественных энергий, способных развиваться далее естественным путем, без вмешательства Бога; и о человеке — как о совокупности потенций Богосотворенного мира, т. е. венце творения. Цель человека — движение к Богу, в котором выделяются три основные ступени: 1) очищение, победа над страстями, 2) обретение разумом «естественного видения» и 3) Боговидение, Богопознание, обожение (при этом у Григория сохраняется традиционное представление о невидимом и непостижимом Боге). Память 10(23) января.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
ГРИГОРИЙ НИССКИЙ
Grngorios o Nussns) (ок. 331. - ок. 394) - епископ Ниссы (Каппадокия в М. Азии) с 371, один из т. н. "отцов церкви". Получил широкое филос. образование, изучал соч. Платона и неоплатоников. Используя антич. филос. мысль и подчиняя ее христ. догматам, стремился создать стройное христ. мировоззрение; несколько рационализировал богословие. В 381 на Константинопольском соборе защищал никейский "символ веры". Автор многочисл. соч. против ересей. Г. Н. - основоположник христ. учения о природе ("Толкование на шестоднев", "О свойстве человека"); интересны его положения по антропологии, иногда выходящие за рамки традиц. христ. представлений. Соч.: Творения св. Григория Нисского, ч. 1-8, М., 1861-71; Migne J. P., PG, v. 44-46, P., 1858. Лит.: Blumenberg H., Kritik und Rezeption antiker Philosophie in der Patristik, Studium Generale, В., 1959, Н. 8; Altaner B., Patrologie, Leben, Schriften und Lehre der Kirchenv?ter, Freiburg, 1958; Ladner G. В., The philosophical antropology of Saint Gregory of Nyssa, Dumbarton Oaks Papers, v. 12, Camb., 1958.
Григорий Нисский
святой, 333-394 гг. н. э., ритор, христианский греческий писатель, один из Каппадокийских Отцов. Родился в Кесарии Каппадокийской — младший брат Василия. Будучи самоучкой, еще в юности приобрел высокую философскую культуру и овладел риторическим искусством. С 372 г. в качестве епископа Ниса включается в жизнь Церкви, в которой сыграл важную роль. Богатое литературное наследие Г. охватывает толкования, сочинения аскетические, догматические, речи и послания. С точки зрения формы можно различить теологические трактаты, речи и письма. Среди догматических сочинений наибольше влияние на потомков оказал Большой катехизис (Logos katechetikos megas); внимания заслуживают также Диалог с сестрой Макриной о душе и воскресении (Ta Makrinia, peri psyches kai anastaseos) и стихотворное произведение, адресованное Симплицию. Большая часть произведений этой группы носит полемический характер. Толкования (эгзегезы) касаются сотворения человека, сотворения мира, жизни Моисея (значительное произведение, которое обычно цитируют как Жизнь Моисея), псалмов, молитвы Господа, господней милости. Аскетические сочинения, созданные в период ок. 372 г., — это О девственности (Peri parthenias), О совершенствовании и каким должен быть христианин (Peri teleiotetos kai hopoion chre einai ton christianon). Теологическую проблематику мы видим в 26 письмах и 22 речах Г. Из трудов Г. очевидно следует, что автор великолепно знал Плотина и философов платоников, в особенности же Оригена. Специальная терминология, которую Г. часто использует, свидетельствует также, что ему не были чужды естественные науки и медицина. Зато его стиль — утяжеленный и искусственный. Природная робость и впечатлительность Г. были еще усилены воспитательным влиянием брата Василия и сестры Макрины. Хилый и болезненный, он был, однако, хорошим наблюдателем и умел чувствовать красоту природы. Эту красоту он старался отразить в своих сочинениях.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
ГРИГОРИЙ НИССKИЙ
(ок. 335-394) – святитель, был младшим братом свт. Василия Великого. Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 г. был рукоположен свт. Василием Великим во епископа города Ниссы в Kаппадокии.
Свт. Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 г. был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год свт. Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378 г.) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой.
В 379 г. скончался его брат, свт. Василий Великий. Св. Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения – «Шестоднев». В том же году св. Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути св. Григорий посетил Иерусалим и поклонился святым местам.
В 381 г. свт. Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Kонстантинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе по инициативе свт. Григория был дополнен Никейский Символ веры. В 383 г. св. Григорий Нисский был участником Собора в Kонстантинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 г. он снова был в Kонстантинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 г. свт. Григорий вновь присутствует в Kонстантинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.
Свт. Григорий Нисский был пламенный защитник православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием. Дожив до глубокой старости, свт. Григорий Нисский мирно скончался вскоре после Поместного Kонстантинопольского Собора.
Свт. Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV в. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения. Свт. Григорий Нисский оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения. Память его совершается 10 (23) января.
Свт. Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 г. был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год свт. Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378 г.) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой.
В 379 г. скончался его брат, свт. Василий Великий. Св. Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения – «Шестоднев». В том же году св. Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути св. Григорий посетил Иерусалим и поклонился святым местам.
В 381 г. свт. Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Kонстантинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе по инициативе свт. Григория был дополнен Никейский Символ веры. В 383 г. св. Григорий Нисский был участником Собора в Kонстантинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 г. он снова был в Kонстантинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 г. свт. Григорий вновь присутствует в Kонстантинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.
Свт. Григорий Нисский был пламенный защитник православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием. Дожив до глубокой старости, свт. Григорий Нисский мирно скончался вскоре после Поместного Kонстантинопольского Собора.
Свт. Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV в. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения. Свт. Григорий Нисский оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения. Память его совершается 10 (23) января.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
ГРИГОРИЙ НИССКИЙ
ок. 335 – после 394) – брат Василия Великого (Кесарийского), епископ Нисы (с 371 г.), член каппадокийского кружка, ранневизантийский проповедник и христианский писатель, стремившийся к синтезу теологии и неоплатонизма. Он получил блестящее философское и риторическое образование, увлекался сочинениями основателя неоплатонизма Плотина и главы христианской катехитической школы в Александрии Оригена, автора гомилиев и комментариев на все книги Библии. Космогонические представления Григория сложились под влиянием Аристотеля (мир состоит из четырех элементов – земля, вода, воздух, огонь, – расположенных в соответствии со своим весом), плотиновской идеи о единой мировой душе, учения Оригена о верхних и нижних водах как отображении небесных и земных сил и «Шестоднева» Василия Кесарийского (шарообразность Земли, сферичность небес). Приобщившись к христианству, Григорий принял активное участие в полемике с арианином Евномием. В «12 книгах опровержений Евномия» наряду с изложением собственных взглядов он рассказал об истории возникновения арианского учения, дал характеристику «отцу ереси» Арию, его ученику Аэцию и Евномию, «истинному Аэциеву соревнователю». В своих прозаических проповедях и речах (траурная речь в честь императрицы Фласиллы и ее дочери Пульхерии и др.) Григорий Нисский использовал поэтические средства азианского красноречия, отличавшегося пышностью и торжественностью, но не злоупотреблял цитатами. Наряду с Василием Кесарийским, Григорием Назианзиным, Иоанном Златоустом он стал одним из создателей основных форм христианской риторики. В богословских сочинениях («О природе человека», «О душе и воскресении», «О жизни Моисея» и др.) Григорий Нисский развивает идею о «плироме душ» как некоей сверхличности, заключенной в душе первочеловека Адама и раскрывающейся в душах людей разных времен, рассматривает гармоническую устроенность мира как доказательство его божественного происхождения, уделяет большое внимание теории образа и проблеме красоты. С его точки зрения, образ человека подобен божественному первообразу, но отличается от него по своей природе. Рассматривая образы словесного и изобразительного искусства, Григорий различает в них форму и содержание или «мысленный образ» (эйдос). Определяя человека как «некий микрокосм, заключающий в себе все, что можно найти в макрокосмосе», он считает главной целью человеческого бытия познание божественной красоты, божественной истинности мира, выражаемой в музыке мирового целого. Именно музыка помогает человеку подняться над «чувственными ощущениями» и слушать «напев небес». Используя для обоснования христианской теологии античную теорию музыкальной гармонии и красоты, лежащей в основе мироздания, Григорий Нисский способствовал дальнейшему развитию византийской эстетики. Его учение о человеческой душе оказало воздействие на Максима Исповедника, его стиль стал предметом изучения Михаила Пселла.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012