1296- 1359 гг.) - византийский богослов и церковный деятель. Епископ города Фессалоники. Учение Григория Паламы [о различии сущности Бога (запредельной и недоступной) и его энергий (самовыявлений), пронизывающих мир и сообщаемых человеку] в 1351 г. признано официальной доктриной византийской церкви.
Григорий Палама
Григорий Палама
Источник: Исторический словарь
ГРИГОРИЙ Палама
(греч. Hesychia — покой, мол-чание, отрешенность) (1296–1359) — византийский бо-гослов, систематизатор мистических учений о единстве человека и бога, получивших название исихазма. Со-гласно исихазму бог абсолютно непознаваем разумом человека, но познаваем только благодаря проявлению им своей собственной благодати (то есть через познание божественной благодати). Только на этой основе у человека появляется возможность общения с богом. Палама внес также значительный вклад в разработку и обоснование основных положений христианской (пра-вославной) догматики, экзегетики, антропологии.
ГРИГОРИЙ ПАЛАМА
(ок. 1296-1359) – святитель, родился в Малой Азии. В 1336 г. в скиту св. Саввы он занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца жизни. В 1341 г. Kонстантинопольский Собор принял положение свт. Григория Паламы (против ереси монаха Варлаама) о том, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих нетварным благодатным Своим Светом, каким сиял Он на Фаворе. В 1344 г. патриарх Иоанн XIV Kалека, приверженец учения Варлаама, отлучил свт. Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 г., после смерти Иоанна XIV, свт. Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского.
В одну из его поездок в Kонстантинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины свт. Григорий Палама вернулся в Солунь. Мирно преставился Богу 14 (27) ноября 1359 г. Память его совершается 14 (27) ноября и в Неделю 2-ю Великого Поста.
В одну из его поездок в Kонстантинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины свт. Григорий Палама вернулся в Солунь. Мирно преставился Богу 14 (27) ноября 1359 г. Память его совершается 14 (27) ноября и в Неделю 2-ю Великого Поста.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
ГРИГОРИЙ ПАЛАМА
Grngorios Palamas) (1296 или 1297 - 14.XI.1359) - визант. богослов и мистик, игумен неск. афонских монастырей, с 1350 - митрополит Солуни (Салоник). Г. П. поддерживал группировку феод. знати, возглавляемую Иоанном Кантакузином. Резко выступал против всех тенденций гуманизма и культурного возрождения в Византии; являлся идеологом исихастов, полемизируя против Варлаама и Никифора Григоры. По учению Г. П., божеств. сущность недоступна чувствам, но исходящая из нее энергия может быть воспринята людьми; важнейшей задачей человека является мистич. познание божеств. энергии через молитву и экстаз. Г. П. был одним из последовательнейших противников зилотов. В 1368 православная церковь объявила Г. П. святым. Лит.: Радченко К., Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед тур. завоеванием, К., 1898; Вернер Э., Народная ересь или движение за социально-политич. реформы, Визант. Временник, 1960, т. 17; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, M?nch., 1959; Meyendorff J., St. Gr?goire Palamas et mystique orthodoxe, P., 1959.
ГРИГОРИЙ ПАЛАМА
1296-1359 гг.) — святитель, один из отцов церкви, выдающийся представитель поздневизантийской культуры. Митрополит фессалоникийский с 1350 г. Создатель богословского обоснования исихазма (см.) — особый молитвенной практики, «умного делания», распространенной, в основном, в монашеской среде. Разработал учение о сообщаемости нетварных божественных энергий — главным образом, на примере нетварного фаворского света (см. Преображение). Через «умное делание», в котором участвуют равным образом душа и тело, человек может видеть Бога, воспринимать Его энергию (Божественный свет), т. е. стать обоженным по благодати. Залогом такого молитвенного воссоединения с Богом является единство Божественной и человеческой природ в Христе — Бог непознаваем, но откровение Его в Христе есть полное откровение, устанавливающее единство Бога и человека. По учению Паламы, Божественные энергии сообщаемы не только в мистическом опыте, но и в крещении и в евхаристии. После Константинопольского собора 1351 года учение Паламы считается официальной доктриной православной церкви. Память 14(27) ноября.
Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991
ГРИГОРИЙ ПАЛАМА
1296/1297 – 1359/1360) – богословмистик, епископ Фессалоники, глава движения исихастов (с 1338 г.), принимавший активное участие в политических конфликтах эпохи. Он поддерживал Иоанна Кантакузина, который стремился объединить феодалов Фессалии, Македонии и Фракии в борьбе за власть в стране. Палама призывал к классовому миру, считал беззаконием любое проявление социального недовольства (гомилий «Об общем замирении» по случаю восстания жителей Фессалоники в 1345 г.). Он принимал участие в публичной дискуссии Варлаама с Никифором Григорой, который обвинял его в «иконоборчестве», в проповеди иррационализма и мистики. В своих сочинениях («Главы физические, богословские, нравственные и практические», трактат «Олицетворение», энкомий, посвященный великомученику Димитрию, и др.) Григорий Палама утверждал, что разумом недоступного Бога, сконцентрировавшего в человеке «все дело своего творения», познать невозможно. Его можно познать только через «обожение», то есть соединение с божеством и душой и телом, через приобщение к «нетварному» божественному свету, который Иисус Христос явил на горе Фавор в акте Преображения. Григорий Палама наметил пути и способы, с помощью которых можно узреть фаворский свет внутри себя. Это – добродетельная жизнь, пост и воздержание, охраняющие душу от бедствий и страстей, активная позиция созерцающего, неустанная молитва, участие в литургии. В процессе богослужения человек «исполняется божественной благодати, подаваемой Им (Богом)». Палама внес большой вклад в разработку категории света и символа, дав собственное толкование символическим образам явления Троицы, притчи о блудном сыне, жертвоприношения Авраама и др. На соборе 1351 г. учение Григория Паламы, оказавшее большое влияние на общественное мнение, было возведено в ранг православного догмата. Его сочинения были переведены на армянский, грузинский и славянские языки. Прижизненные изображения Григория Паламы, причисленного к лику святых, находились в Фессалонике, где был погребен богослов. Патриарх Филофей посвятил ему энкомий, в котором изложил четыре видения Григория, считавшиеся среди верующих знамениями.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
Григорий Палама
(ок. 1296–1359) – святой Православной Церкви, архиепископ г. Фессалоники, выдающийся богословмистик, осмысливший практику исихазма, защитивший принципы восточнохристианского мистического богословия от критики со стороны приверженцев западной схоластики. Г. П. отстоял православное учение о нетварных энергиях Божественной Сущности в полемике с монахом Варлаамом Калабрийским, учившимся в Италии, и переписчиком латинских теологических трактатов Акиндином, находившимся под сильным влиянием учения Фомы Аквинского. Варлаам и Акиндин утверждали, что есть Божественная Сущность, есть ее тварные следствия, но нет Божественных действований, нетварных энергий Сущности. Сложность проблемы, вставшей перед Г. П., заключалась в необходимости согласовать идею БогаЛичности, запредельного миру, и возможность непосредственного приобщения человека Божественной Сущности через ее нетварные энергии, без чего мистическая практика исихазма лишалась умозрительной аргументации. Благодаря своему глубокому духовному опыту и высокой культуре мысли Г. П. успешно разрешил данное противоречие. Он сформулировал позицию Церкви, которая была догматически закреплена постановлением Константинопольского собора в 1351 (учение же Варлаама подверглось соборному осуждению, а его сторонники были преданы анафеме). Общий смысл диалектического решения Г. П. состоял в проведении четкого различия между Сущностью Божией и энергией Божией, но вместе с тем в утверждении о реальном присутствии Бога в Его энергиях. Эти энергии Г. П. понял как преизбыток благодатной Божественной природы, которая, не замыкая себя в пределах своей сущности, но свободно изливаясь вовне, раскрывает нам образ бытия Пресвятой Троицы. В итоге сложилась живая, духовнодинамическая формула, согласно которой Бог, запредельный нам по Своей природе, присутствует в Своих энергиях, оставаясь невидимым в Своем сокровенном Существе. Всецело непознаваемый в Своей Сущности, Бог всецело открывает Себя в Своих энергиях, которые не разделяют Его природу на две части – познаваемую и непознаваемую, но указывают на два различных типа Божественного бытия – в Сущности и вне Сущности. Г. П. был канонизирован Церковью в 1368 на девятый год после его кончины. Предание говорит о чудодейственной силе мощей святого и его икон. Постоянный день памяти Г. П. 27 ноября по нов. ст., переходящее празднование – во второе воскресенье Великого поста.
Источник: Краткий православный словарь.