Григорий Самблак

Найдено 1 определение
Григорий Самблак

— Митрополит Киевский, по иным Летописям именуется Замблак, Цамблак, Зимблак, Симблак, Цемивлак и Семивлак. Летописи наши производят род его из Болгар, и он, до пришествия своего в Киев, был Игуменом Молдавской Обители, именуемой Пандократора, а потом Дечской в Сербии. Избрание и возведение его на Киевскую Митрополию составляет важную эпоху в Российской Церковной Истории, а потому, для объяснения сей эпохи, не бесполезно будет упомянуть здесь о предшествовавших ей обстоятельствах и причинах.


По нашествии на Россию Татар, когда Киев со всею Областью своею в 1240 году занят и разорен Батыем, то убиен был там и Митрополит Иосиф; а с тех пор 10 лет не было Киевского и всея России Митрополита. В 1250 году посвящен был Константинопольским Патриархом в Митрополита Киеву Кирилл, но он, нашедши Паству свою всю опустошенною от Татар и видя продолжение частых набегов, переселился во Владимир на Клязьму, в который еще в прошлом столетии перенесли свою Столицу и Российские Великие Князья. Кириллов преемник Митрополит Максим жил также во Владимире; а сего преемник Митрополит Петр перенес Престол свой в Москву; в Киеве же со времен Кирилла, управляли делами Иерархическими Митрополичьи Наместники. Таким образом оставленные и Великими Князьями и Митрополитами Заднепровские Области подвержены были по всем частям расстройству и беззащитному почти разорению. При сих обстоятельствах с 1319 года сперва Гедимин, Великий Князь Литовский, завладел многими Русскими Княжествами Заднепровскими и отторг от России Волынию, Подолию, Полесье и другие области. Вместе с ними отошли под Литовское владение и Епархии сих Княжеств. Но Гедимин, будучи тогда со всею Литвою еще в язычестве, не препятствовал власти Всероссийского Митрополита над тамошними Церквами. Дети сего Великого Князя были уже Христиане. Из них второй сын и преемник его Престола, Олгерд, женат был на Тверской Княжне [Иулиании Александровне, по Истории Российского Государства г. Карамзина (Ч. 4, стр. 250), а Коялович в Литовской Истории (Hist. Litu., Кн. VIII), называет двух супруг сего Олгерда: Иулианию—Княжною Витебскою и Марию—Княжною Тверскою, и пишет, что он, из любви к первой, по вступлении своем в Москву 1332 г. победителем, на празднике Пасхи, принял Св. Крещение или только казался Христианином: "Olgerdus Moscuam ingressus... Duci ad ipsas aras... ovum paschale obtulit.. quanquam ethnico ritu publice operaretur, tamen quod nuper in gratiam Ulianae conjugis Witebsciorum Ducis Christianis Sacris se initiari permisisset, Russorum ritum non aversabatur, quibus etiam templa duo Vitebsci excitaverat" (Т.е.: "Ольгерд, вступивший в Москву... Князю прямо перед алтарями... предлагал пасхальное яйцо... хотя на людях придерживался языческих обрядов, однако, будучи приобщен к Христианским Таинствам Ульяной, супругой Витебского Князя и даже построив в Витебске две Православных Церкви, не отвращался от русских обрядов". — лат.)], которая обратила его в Греко-Российское исповедание. Митрополиты Всероссийские временно езжали в Киев и далее за Днепр обозревать свои Епархии. Но и сие влияние их на тамошние Церкви при Феогносте стало уже ослабевать; а в 1351 году, за год до кончины сего Митрополита, посвящен уже был от Болгарского Митрополита особый Литовский и Волынский Митрополит Феодорит. После его также Митрополитами были Роман (1354 г.) и Герман (1371 г.). Между тем Олгерд отторг еще от России Чернигов, Смоленск и другие Княжества. Тогда Киевская Митрополия имела особого Митрополита Киприана (с 1376 года), который, перешедши 1381 года в Москву, удерживал за собою обе Митрополии; но при его преемнике, Митрополите Фомин (1409 г.), Великий Князь Литовский Витовт Кестутьевич, сам отступивши от Православия в Латинство, не захотел видеть и Епархий своих Областей подчиненными Московскому Митрополиту и в 1414 году созвал в Новгороде Литовском Собор из девяти своих Епископов, т.е. Черниговского, Полотского, Луцкого, Владимирского, Галицкого, Смоленского, Холмского, Червенского и Туровского, предложил им избрать особого Киевского Митрополита и отправить в Константинополь для посвящения. Собор долго колебался, приступить ли к таковому разделению Церкви; но, наконец, принужденный угрозами своего Великого Князя, избрал в Киевские Митрополиты Григория Самблака и отправил его со своими и Велико-Княжескими Грамотатами в Константинополь. Однако ж посольство сие было безуспешно. Император и Патриарх не согласились разделением Всероссийской Иерархии произвести раздор, и Григорий возвратился в Литву непосвященным. Но Витовт, созвав 1416 года опять Собор, принудил оный, Ноября 15, посвятить Григория Митрополитом Киеву; а во оправдание сего поступка противу Патриарха Константинопольского и Митрополита Всероссийского, велел составить Соборный приговор об отчуждении Киевских Поднепровских и Литовских Церквей от Московской Иерархии. Тщетно опровергал сие постановление Московский Митрополит Фотий. Разделение Иерархии с тех пор утвердилось и произвело пагубные последствия. Ибо Витовт имел в виду не пользу Православных Церквей, но приближение оных к готовившейся уже Унии. Кажется, и новопосвященный Митрополит Григорий сам предвидел сие и для того старался уговорить Витовта к обращению в Православие, как свидетельствуют наши Летописи, но сей Князь ему ответствовал, что тогда он обратится, когда Григорий поедет в Рим и переспорит в вере Папу. Митрополит не устрашился сего предложения и действительно в 1418 году ездил на Римский Костницкий Собор, но с каким успехом возвратился, не известно; а в следующем 1419 году скончался. Преемник его, Герасим Митрополит, за непокорность Папе, а другие пишут, за измену Князю Свидригайлу, сожжен в Витебске; последовавшие же Митрополиты Исидор и Григорий (1437—1458 гг.) предалися в Унию. Некоторые наши писатели заключают из путешествия Григориева на Западе, что он туда ездил для переговоров об Унии; а потому называют Митрополита сего прямо отступником и Униатом; да и в Московском старинном Чиноположении на неделю Православия имя его провозглашалось наряду с отступником Митрополитом Исидором и последователями его, Григорием и Спиридоном, но Киевские Летописцы его оправдывают от сего нарекания самым увещанием Витовта к обращению. Современник сему Иоанн Линденблат в своей Прусской Хронике [Сия Летопись, от 1360 до 1419 года простирающаяся, с примечаниями издателей Фоигта и Шуберта напечатана в Кенигсберге 1823 года под названием lahrbucher des lohannes Lindenblatts, oder Chronik Johannes von der Pusilie officials zu Riesenburg.] под годом 1418 также пишет, что Витовт действительно посылал свих Епископов и Священников к Папе на Констанский или Костницкий Собор, донося, что будто они желают покориться Римской Церкви, но сии Духовные на спрос бывшим там Польским Духовным объявили, что пришли они только по повелению Витовта, а покориться Римской Церкви не намерены; чем самим посрамлены, де, были Поляки и осмеяны пред всем Собором. Польский Историк Кромер (в 20 книге своей Польской Истории) свидетельствует также, что около 1430 года Католиками все Литовские Церкви Российского исповедания, сколько их ни было, сожжены и до основания разрушены; чего Литовцы не сделали бы, если бы тогда введена была Уния, которая действительно началась уже со времени Флорентийского Собора, т.е. с 1440 года. Вероятнее все сие нарекание можно приписать единственно негодованию Московских Митрополитов на то, что с сего Киевского Митрополита началось разделение Иерархии. Как бы то впрочем ни было, но и наши Летописи отдают справедливость личным его достоинствам. Они говорят, что сей Пастырь был "муж благоговейный, книжен зело, изучен книжней мудрости всяцей издетства и много писания сотворив, остави". В Московской Патриаршей библиотеке доныне сохраняется между рукописями 27 Поучительных и Похвальных Слов его на разные Господские праздники и памяти Святых. В числе их есть его Надгробное Слово Киприану, Архиепископу (Митрополиту) Российскому, скончавшемуся 1406 года. Св. Димитрий Ростовский в своем Каталоге Киевских Митрополитов свидетельствует, что он еще сочинил Житие Св. Параскевы Терновской и уставил в Киевской Иерархии праздновать память ее Октября 14. В Библиотеке Иосифова Волоколамского Монастыря при житии ее, описанном Евфимием, Патриархом Терновским, приложено только Слово Григория Самблака о том, как перенесена быстъ в Сербскую землю. Там же есть его Житие Стефана Царя Сербского иже в Дечахе. Прочие его сочинения потеряны или неизвестны.


{Болховитинов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008