(улица Большая Полянка, дом № 29а).
Согласно преданию, основание этого храма связано с освобождением из татарского плена великого князя Василия II, который вернулся в Москву в день памяти этого святого, 17 ноября 1445 г. Современное церковное здание построено в 1669—1672 гг. на средства царя Алексея Михайловича по просьбе его духовника Андрея Савинова, бывшего ранее священником этого храма.
Архитектурные работы велись царскими мастерами Иваном Кузнечиком и Карпом Губой. Бросаются в глаза новые черты, резко отличающие храм от предшествующей архитектурной традиции: строгая регулярность фасадов, окна с белокаменными наличниками в ряд, тонкое понимание ордера, длинные колонки «дудочки», роскошный изразцовый фриз «павлинье око», созданный мастером Степаном Ивановым Полубесом. В 1679 г. Иван Волжинский и Иван Рыкчеев возглавили строительство колокольни. Двухъярусный четверик, словно триумфальная арка с аттиком, оформленным композицией из киота с белокаменным резным обрамлением, фланкированным окнами с полным ордерным наличником, напоминает Теремной дворец Кремля. Трех-ярусная колокольня увенчана легким, стройным, ажурным шатром со слухами, возносящим к небу золоченую главку с крестом.
Внутреннее оформление храма выполняли иконописцы из Костромы, Ярославля, Нижнего Новгорода. Иконы, написанные царскими изографами Гурием Никитиным и Симоном Ушаковым в миниатюрной технике, являлись подлинными шедеврами иконописи XVII века. Сохранились Царские врата (ГИМ) мастеров Оружейной палаты, по стилю не ранее 1680-х годов, с пышной резьбой и с иконой «Вход Господень в Иерусалим», вероятно, Симона Ушакова. Для этого же храма им была написана знаменитая икона «Богоматерь Елеуса Киккская», находящаяся в настоящее время в экспозиции Третьяковской галереи.
В 1767 г. к южной стене трапезной на средства Г.В. Лихонина пристроили придел святителя Григория Богослова — архитектурная стилизация под XVII век; в 1834 г. — северный придел Боголюбской иконы Божией Матери, в архитектуре которого характерно смешение ампира и псевдоготики (храмоздатель — П.Ф. Сазонов; архитекторы В.А. Балашев и Н.И. Козловский, работы велись под наблюдением Ф.М. Шестакова). Также в XVIII в. в трапезной находился придел Тихона Амафунтского. В 1896 г. храм обновлялся.
В 1935 и 1939 годах, когда храм уже закрыли, иконы из него передавались в Третьяковскую галерею. Реставрационные работы проводились с 1966 г. под руководством Н.В. Сибирякова. В 1990 г. церковь была заново отреставрирована, и в том же году вернули верующим. Богослужения возобновлены в 1996 г. В храме находятся частицы мощей святителей Григория Неокесарийского и Григория Богослова, блаженной Матроны Московской. Храмовая икона является современным списком с византийской иконы XII века, находящейся в Государственном Эрмитаже.
Григория Неокесарийского святителя в Дербицах церковь
Григория Неокесарийского святителя в Дербицах церковь
Источник: Москва православная Все храмы и часовни.