Гримм (Friedrich Melchior Grimm, барон) - корреспондент Екатерины II , публицист, критик и дипломат. Родился в 1723 г. в Регенсбурге. Еще учеником гимназии, Гримм вступил в переписку с Готшедом, под влиянием которого написал (1743) крайне слабую трагедию ""Ваниса"". Вскоре Гримм получил место секретаря саксонского посланника при германском сейме. В 1748 году Гримм приехал в Париж, где провел большую часть своей жизни, близко знакомый со всеми знаменитостями того времени. Брошюра: ""Lettre de M. Grimm sur Omphale, tragedie lyrique"" (1752), где он дает критическую оценку французской музыки, обратила на него внимание публики, когда же прибывшая в том же году в Париж итальянская опера произвела сильный раскол среди французских меломанов, Гримм написал полный остроумия памфлет ""Le petit proрhete de Boehmischbroda"", имевший громадный успех. Коронованные особы того времени имели своих корреспондентов в Париже, которые сообщали им все новости в области литературы, науки, искусства и общественной жизни. С 1747 г. существовали ""Nouvelles litteraires"", которые аббат Рейналь составлял для герцогини саксен-готской. Гримм, начав в 1753 г. свою ""Correspondance litteraire philosophique et critique"", стал посылать ее той же герцогине и скоро вытеснил окончательно Рейналя. ""Correspondance"" Гримма (нечто в роде рукописной газеты), просуществовавшая до 1792 г., расходилась в 15 или 16 экземплярах, подписчиками ее были король шведский, императрица Екатерина, король польский Станислав-Август и др. Первые двадцать лет (с 1753 до 1773) ""Correspondance"" составлялось преимущественно самим Гриммом, когда же он уезжал из Парижа, листки составлялись Дидро, подругой сердца Гримма - госпожой Эпинэ и др. На страницах ""Correspondance"" обсуждались все литературные и театральные новинки Парижа, почему она и является драгоценнейшим источником для изучения того времени. ""Литературная корреспонденция Гримма - одна из тех книг, - говорит Сен-Бев, - к которой я обращался чаще всего для своих этюдов о XVIII в., чем усерднее пользовался я ею, тем более убеждался, что автор ее был человек тонкого, проницательного ума, имевший на все свой собственный взгляд"". Тем не менее отзывы о Гримме как о писателе, за исключением очень немногих, были до последнего времени очень неблагоприятны. Этому способствовали неприглядные черты характера Гримма - угодливая льстивость, постоянное ""себе на уме"" и многое другое, которыми объясняется, быть может, и то, что никто из его друзей-энциклопедистов в мемуарах своих даже не упоминает о нем. Исключение составляет Руссо, который в своей ""Исповеди"" рисует его в крайне несимпатичном виде.