Гризодубов, Степан Васильевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Гризодубов, Степан Васильевич

[р. 12 (24) июля 1884] — рус. авиаконструктор и летчик. В 1904 окончил технич. училище в Харькове. В 1908 разработал проект своего первого самолета и мотора к нему. В 1910 Г. своими силами закончил постройку самолета и мотора и успешно испытал их в воздухе. В сконструированных им самолетах Г-1, Г-2 и Г-3 он ввел ряд новшеств: установил несущий стабилизатор, бипланный руль, пружинные стабилизаторы и пр. В 1940 им построен мотопланер Г-4.


Лит.: M-ский С., Аэроплан Гризодубова в Харькове, "Вестник воздухоплавания", 1911, № 6; Самолеты и двигатели С. В. Гризодубова, "Вестник воздушного флота", 1952, № 7, стр. 93—36.





Гризодубов, Степан Васильевич


(1884—1965) — авиаконструктор, изобретатель и летчик. В 1908—1912 гг. построил самолеты Г-1, Г-2, Г-3, Г-4 с двигателями собственной конструкции АДГ-1, АДГ-2. Участник 1-й мировой и Гражданской войн. С 1924 г. руководил секцией планерного спорта Осоавиахима Украины и Крыма. Один из организаторов планеризма в стране. В 1939 г. построил спортивный самолет Г-5 с двигателем АДГ-4. В 1972 г. в квартире Гризодубовых в Харькове открыт музей истории авиации.






Гризодубов, Степан Васильевич


Род. 1884, ум. 1965. Авиаконструктор, летчик, выпускник Петроградской школы авиаторов (1915—16). Стоял у истоков российского самолетостроения (1908—12). Внес большой вклад в развитие советского планеризма.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Гризодубов Степан Васильевич
(1884–1965) - авиаконструктор и летчик, один из зачинателей отечественной авиации. В 1904 окончил Харьк. железнодорожное училище. Служил в Дворянском собрании, где заведовал электростанцией, имел электромеханическую автомобильную мастерскую (ул. Мироносицкая, 58, ныне 54), где работал лично, ремонтировал автомобили, мотоциклетки, велосипеды. В 1909–1912 построил четыре самолета и двигатель своей конструкции. После создания первого самолета обучался полетам в Севастопольской авиашколе, но после аварии (1911) вернулся в Харьков. Первые три самолета не летали и только четвертый смог оторваться от земли; в 1912 совершил на нем ряд полетов в пределах ипподрома на малой высоте. Последний полет на своем аэроплане совершил 13 июля 1914 над скаковым ипподромом. В 1915 служил в Гатчинской авиашколе, сначала в бригаде по сборке авиамоторов, потом в бригаде по установке двигателей на аэропланы и только потом его перевели в группу курсантовпилотов, окончил авиашколу (1916). В 1916 вернулся в Харьков. Работал лектором при Российском техническом обществе. В период Гражданской войны руководил авиаремонтными мастерскими Харьк. авиапарка. В 1922–1923 - автомеханик 51-х пехотных курсов. В 1923 избран председателем жилкооператива № 488. Организатор и руководитель планерной секции аэроклуба; его воспитанники участвовали во Всесоюзных планерных состязаниях в 1924, 1925, 1927 и др. В 1924 - служащий Всеукраинского института труда. В 1925 - кустарь-слесарь. В 1926 - служащий аэродрома. С 1929 работал в Институте гигиены труда и профзаболеваний, в 1932–1941 - инженером-конструктором 5-го проектномонтажного треста. Построил аэросани. В 1940 построил мотопланер. Во время оккупации немцами Х-ва работал инженером. В Х-ве в 1970 открыт мемориальный музей-квартира семьи Г. в доме, где жил авиаконструктор (ул. Мироносицкая, 54 б), на здании была установлена мемориальная доска (1985, скульптор В.Ф. Рябцев, в 2003 утрачена). В 1984 - в честь 100-летия со дня его рождения прошла в Х-ве научно-практическая конференция в ХАИ, проведен авиационноспортивный праздник, в Москве в Доме офицеров Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Жуковского - торжественное заседание. В Х-ве его именем названа улица в Киевском районе (Б. Даниловка), в 1995 прошли Гризодубовские дни.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.