ГРИЗОДУБОВА Валентина Степановна
1910-93), летчица, Герой Советского Союза (1938), Герой Социалистического Труда (1986), полковник (1943). В 1938 совершила беспосадочный перелет Москва - Дальний Восток с П. Д. Осипенко и М.М. Расковой. В Великую Отечественную войну командир авиаполка.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ГРИЗОДУБОВА Валентина Степановна
(1910–1993), Герой Советского Союза (1938), полковник (1943). В Кр. Армии с 1936. В довоен. время командовала экипажем в беспосадочном полете Москва – Д. Восток (1938). В ходе войны с марта 1942 ком. 101‑го полка авиации дальнего действия (позднее – 31‑го гвард. бомбард, авиаполка). Совершила около 200 боевых вылетов на бомбардировку враж. объектов и для поддержки связи с партиз. отрядами. С 1946 в ГВФ.
Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.
ГРИЗОДУБОВА Валентина Степановна
(р. 1910), советская летчица, Герой Сов. Союза (1938), Герой Социалистического Труда (1986), полковник (1943). Член КПСС с 1941. В Сов. Армии с 1936. В 1938 в качестве командира экипажа самолета «Родина» вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой совершила беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток, установила международный женский рекорд дальности полета. В Вел. Отеч. войну командир бомбардировочного авиаполка, совершила ок. 200 боевых вылетов. С 1946 работала в гражданской авиации. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
ГРИЗОДУБОВА Валентина Степановна
(18.1.1910, Харьков – 28.4.1993, М.), летчица, Герой Сов. Союза (1938), полк. Герой Соц. Труда (1986). Окончила Пенз. школу гражд. авиации Осоавиахима (1929). Была летчицей в ГВФ, а с 1936 в Кр. Армии. В сент. 1938 в качестве ком. экипажа на самолете «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелет из М. на Д. Восток, установив мировой рекорд дальности полета для женщин (за 26 час. 29 мин. преодолела расстояние в 6450 км). Участница Вел. Отеч. войны. Командовала полком авиации дальнего действия и гвард. бомбардировочным полком, совершила ок. 200 боевых вылетов, поддерживала связь с партизанскими отрядами. После войны работала в гражд. авиации (дир. НИИ). Орд. Ленина, Отеч. войны 1-й стеПенз., Трудового Кр. Знам., Кр. Звезды. Почетный гражданин г. Пензы (1965). Лит: Хоробрых А. Взлетевшая на рассвете //След в небе. М., 1971. Е. Ф. Шкуров.
Источник: Пензенская энциклопедия.
ГРИЗОДУБОВА Валентина Степановна
(27.4.1909–28.4.1993), летчик бомбардировочной авиации, Герой Сов. Союза (2.11.1938), Герой Соц. Труда (6.1.1986), полк. (1943). Дочь авиаконструктора и летчика С.В. Гризодубова. Окончила Харьковский технологич. ин?т, муз. уч?ще по классу рояля, Харьковскую школу пилотов гражд. авиации Осоавиахима (1928), Пензенскую школу летчиков?инструкторов (1930), Ленинградский ин?т инженеров Гражд. возд. флота. С 1930 летчик?инструктор Тульского аэроклуба «Добролет», с 1933 – летной школы в Тушино. В 1934–35 летчик агитэскадрильи им. М. Горького. В окт. 1937 установила 5 мировых рекордов на легкомоторных самолетах. 24–25.9.1938 ком. экипажа самолета «Родина» (АНТ?37), совершила (вместе с П.Д. Осипенко и M.M. Расковой) беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив междунар. женский рекорд дальности полета (6450 км). С 1939 нач. Упр. междунар. возд. линий СССР. С 1941 чл. ВКП(б). Возглавляла Антифашистский к?т сов. женщин, чл. Комиссии по расследованию злодеяний немецко?фашистских захватчиков (1942). С марта 1942 по окт. 1943 ком. 101?го авиаполка Авиации дальнего действия (АДД). К маю 1943 лично совершила около 200 боевых вылетов (в т. ч. 132 ночью). Ее полк отличался низкой дисциплиной. В 1944 подала в ЦК ВКП(б) жалобу на команд. АДД А.Е. Голованова; в результате проверки жалоба признана заведомо ложной, а Г. снята с поста. С 1946 в запасе. Работала зам. нач. НИИ?17 (позднее Ин?т приборостроения) по летной части; лично участвовала в испытательных полетах. С 1963 создатель и дир. Науч. – исследовательского летно?испытательного центра (НИЛИЦ). В 1972–93 вновь зам. нач. Ин?та приборостроения.
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
Гризодубова Валентина Степановна
(1909–1993) - летчица, первая среди советских женщин летчик-инструктор, первая среди харьковчан и первая женщина - Герой Советского Союза (1938), Герой Социалистического Труда (1986), полковник (1943). Дочь С.В. Гризодубова. Окончила Харьк. школу гражданских пилотов Осоавиахима, Пензенскую авиашколу летчиков-инструкторов (1929), работала инструктором, зав. летно-методической частью в летной школе в Туле, в Центральном аэроклубе Осоавиахима в Москве, с 1933 - в агитэскадрилье им. М. Горького. В Красной армии с 1936. 24–25 сентября 1938 в качестве командира экипажа вместе с П.Д. Осипенко и М.М. Расковой на самолете «Родина» ДБ-2Б (АНТ-37 бис) совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив мировой женский рекорд дальности полета (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6450 км). В 1939 - начальник Управления международных воздушных линий ГВФ. В годы Великой Отечественной войны с марта 1942 командовала 101-м авиационным полком дальнего действия (позже 31-м гвардейским бомбардировочным авиационным полком), оказывавшим помощь партизанским отрядам. Совершила свыше 200 боевых вылетов. В 1946–1976 работала заместителем директора Московского НИИ приборостроения, возглавляла Научно-исследовательский летно-испытательный центр этого института. Первый председатель Антифашистского комитета советских женщин (с 1941). Член Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских заХ-ватчиков (с 1942), принимала участие в подготовке обвинительных материалов для Нюрнбергского и др. процессов над фашистскими военными преступниками. Трудилась в комитетах ветеранов войны и ветеранов дальней авиации. Награждена 7 орденами, медалями. В Москве ей установлен памятник и открыта мемориальная доска. Ее имя присвоено 103-му гвардейскому Красносельскому авиаполку (бывший - 101-й), самолету этого полка, улице в Смоленске и одной из авиакомпаний. В Х-ве: ее имя присвоено Харьк. аэроклубу; прошли общественно-научные чтения, посвященные 90-летию со дня рождения (2001); установлен памятный знак на месте планируемого памятника (2003, пр. Московский, 94).
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.
Гризодубова, Валентина Степановна
[27.04(10.05).1909—28.04.1993] — известная советская летчица, Герой Советского Союза (1938, первая среди женщин), Герой Социалистического Труда (1986), гвардии полковник. Дочь С. В. Гризодубова. В авиации с 1929 г. 24—25 сентября 1938 г. вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой в качестве командира экипажа совершила беспосадочный перелет Москва—Комсомольск-на-Амуре (6450 км за 26 ч. 29 мин.) на самолете АНТ-37 "Родина". Во время Великой Отечественной войны командовала 101 тап, затем 31 гв. апдд. Совершила около 200 боевых вылетов. После войны работала в гражданской авиации. Избиралась депутатом Верховного Совета СССР 1 созыва. Ее имя носит 103 гв. втап и самолет Ил-76МД в Смоленске.
Гризодубова,
Валентина Степановна
Род. 1910(11), ум. 1993. Советская летчица, в 1938 г. вместе с П. Д. Осипенко и М. М. Расковой совершила беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток. Герой Советского Союза (1938), с 1943 г. полковник. Герой Социалистического Труда (1986). Дочь С. В. Гризодубова (см.).
Гризодубова, Валентина Степановна
(10.5.1909—28.4.1993). Советская летчица — первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза. Родилась 10 мая (27 апреля) 1909 года в Харькове (Украина) в семье известного авиаконструктора и изобретателя Степана Васильевича Гризодубова. Русская. Член КПСС с 1941 года. Окончила Пензенский аэроклуб в 1929 году. Занималась планерным спортом, работала летчиком-инструктором в Тульской авиационной школе. В 1934—1935 — летчик агитэскадрильи имени М. Горького на Центральном аэродроме. В Советской Армии с 1936 года. В 1937 на самолетах УТ-1, УТ-2 и АИР-12 установила 5 мировых авиационных рекордов высоты, скорости и дальности полета. 24—25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа на самолете АНТ-37 "Родина" (второй пилот — П. Д. Осипенко, штурман — М. М. Раскова) совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток (Керби), установив мировой женский рекорд дальности полета (за 26 часов 29 минут покрыто расстояние в 6450 км). За выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм 2 ноября 1938 Гризодубовой Валентине Степановне присвоено звание Героя Советского Союза. С 1939 — начальник Управления международных воздушных линий СССР. Участница Великой Отечественной войны с марта 1942 года. В марте 1942 — октябре 1943 — командир 101-го транспортного авиационного полка; с октября 1943 — командир 31-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (Авиация дальнего действия). Лично полковник Гризодубова совершила более 200 боевых вылетов, в том числе на ночные бомбардировки (132 вылета), а также доставляя за линию фронта боеприпасы и военные грузы. С 1946 — в запасе. С 1946 — заместитель начальника НИИ-17 по летной части. Лично принимала участие в испытательных полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1963—1972 начальник Летно-испытательного центра НИИ. С 1972 — заместитель начальника Московского научно-исследовательского института приборостроения по летной части. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Звание Героя Социалистического Труда Гризодубовой В. С. присвоено 6 января 1986 за многолетний доблестный труд. Жила в Москве. Умерла 28 апреля 1993 года. Похоронена в Москве, на Новодевичьем кладбище. Награждена 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Почетный гражданин Пензы. В Москве установлен памятник; на доме, где жила — мемориальная доска. В 1972 году в Харькове в квартире Гризодубовых был открыт музей истории авиации.
Примечание: Официальная дата рождения Гризодубовой 31 января 1910. Точная дата (27 апреля 1909) обнаружена директором музея Гризодубовых в Харькове В. Е. Власко.
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008