, Антуан Жан (Gros, Antoin Jean) 1771, Париж — 1835, Париж. Французский живописец и график. Учился у своего отца, художника-миниатюриста, с 14 лет — у Давида, в 1787—1792 в Париже, в Академии. Хотя Гро начинал с традиционных сюжетов из древней истории: Елеазар и Антиох (1792, Сен-Ло, Музей), именно с его именем связан отход от принципов классицизма и начало эпохи романтизма. В 1793—1801 жил в Италии, посетил Геную, Милан, Флоренцию. Сохранились зарисовки и копии произведений античности, а также Мазаччо, Понтормо, Рубенса. В 1796 по приглашению Жозефины Богарне едет в Милан, где пишет Бонапарта на Аркольском мосту (Версаль, Нац. музей, эскиз — Париж, Лувр, повторение — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), одно из первых появлений в искусстве романтического героя, воплотившего образ человека нового времени. Обращение к современной теме, культ энергичной личности, бросающей вызов судьбе, динамизм композиции, ориентированной на овладение глубиной пространства, эмоциональная взволнованность, живописная (а не скульптурная, как у классицистов) трактовка формы, драматические контрасты света и тени — таковы особенности художественной манеры Гро. Захваченный энтузиазмом, царившим вокруг молодого победоносного генерала, художник становится вдохновенным летописцем наполеоновской эпопеи, запечатлев важнейшие ее вехи: Битва при Назарете (1801, Нант, Музей изящных искусств); Бонапарт посещает госпиталь зачумленных в Яффе 11 марта 1799 года (1804, Париж, Лувр) — одна из наиболее известных картин Гро; Битва при Абукире (1806, Версаль, Нац. музей); Наполеон на поле битвы при Эйлау (1808, Париж, Лувр). Пишет ряд портретов Наполеона и военачальников того времени: Первый Консул (1802—1803, Париж, Музей ордена Почетного легиона), Фурнье-Сарловез; Мюрат (оба — 1812, Париж, Лувр). Гро продолжает работать и в период Реставрации (плафон Пантеона в Париже, 1811—1824, за выполнение которого получает баронское звание), преподает в Школе изящных искусств, избирается членом Французской академии и почетным членом ряда зарубежных академий. Однако пик его творчества позади. Гро начинает все чаще обращаться к мифологическим сюжетам, выполняемым в классицистической манере (Геракл и Диомед, 1835, Тулуза, Музей изящных искусств). В состоянии глубокого духовного кризиса Гро кончает жизнь самоубийством, бросившись в Сену.
Лит.: Чегодаев А. Д. Легенда о бароне Гро // Статьи об искусстве Франции, Англии, США XVIII—XX вв. М., 1978; Delestre J. B. Gros, sa vie et ses ouvrages. Paris, 1845 (1867).
В. Стародубова