ГРОМА

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

ГРОМА
измерит. инструмент для фиксирования линии С.-Ю. по солнцестоянию в задан. точке, построения линии З.-В. и провешивания параллелей к обеим линиям, что было необходимо для разметки полевых лагерей.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Грома
(греч., лат. groma), измерительный инструмент для фиксирования линии С. Ю. по солнцестоянию в заданной точке, построения линии З. — В. и провешивания параллелей к обеим линиям, что было необходимо для разметки полевых лагерей.
        
        рис. Переносной прибор с поворотной доской-насадкой (2); 3 угловой крест с визирной нитью A-В и C-D, вращающийся вокруг оси отвеса (4); 5 основание с нанесенным на камне крестом а-b продольная ось, c-d поперечная ось полевого лагеря.

Источник: Словарь античности. 1989

Грома
   • Groma,
         простой снаряд, служивший для измерения полей; вероятно, это слово латинское искажение греческого ??????, в смысле ??????, norma, прямоугольный масштаб. Он состоял из двух рукавов, соединенных крест-накрест под прямым углом; на оконечностях их были прикреплены тонкие нити, с привешанными к ним гирями, так что землемер, присматриваясь от одной нити к другой, мог точно определить направление, в котором должны быть поставлены межевые шесты. Крест на подставке (ferramentum) был подвижной. У римлян первоначально (лишь впоследствии существовали особые agrimensores) не основывалось города, не закладывалось храма, не разделялось поле без предшествовавшего измерения под руководством авгуров, ср. Castra, Кастра, 2. Но при этом, смотря по различным элементам, из которых образовался римский народ, были в обычае и различные обряды, которые, однако, только внешними особенностями различались между собой, напр., обращением авгура на восток (сабинский обряд), на юг (этрусский обычай), названием линий, проводившихся сохою, и т. п., а в сущности имели один и тот же смысл. По тому и другому обряду, сабинскому и этрусскому, проводились две линии: decumanus limes с запада на восток (называемый также prorsus limes по отношению к месту, занимаемому при этом сабинским авгуром) и cardo или transversus с севера на юг. Точка пересечения называлась mundus. От этих способов измерения различался латино-греческий способ: в четырехугольном так называемом pomoerium (от чего начало Рима на Палатинской горе и называлось Roma quadrata. Dion. Hal. 1, 88. 2, 65) проводился decumanus с севера на юг, a cardo — с востока на запад; упомянутый же выше mondus, точка пересечения, назывался groma или gruma. Только под конец Республики грамматическое искусство получило значение самостоятельной профессии. К Августовскому периоду относятся начала подлежащей литературы; первый из сохранившихся до нашего времени писателей — Фронтин, времен Диоклетиана, который занимается исключительно юридической стороной грамматики; немного позже — Гигин (Hyginus), от которого сохранилась только меньшая часть его сочинений, и Бальб. К этому присоединяется книга Сикулла Флакка de conditionibus agrorum. Бальб, офицер императора Траяна, изложил, под заглавием expositio et ratio omnium formarum, результаты научных геометрических исследований, вероятно, по греческому подлиннику Герона. Много также сохранилось из позднейших времен, отчасти с именами авторов, отчасти без имен. По догадке Моммзена, существующий сборник грамматических авторов произошел из канцелярии викария города Рима, имевшего в своем распоряжении известное число землемеров (mensores), в 5 в. Изд. Rigault (1614), Goes (1674) и особенно Lachmann (1848-1852, 2 т.).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
0.00 байт

Божество грома в Тароне

Арутюнова-фиданян Виада Артуровна
В статье идет речь об армянском ономастиконе Тарон (Tarawn, Taron), связанном с индоевропейскими мифами. Название гавара и области Тарон очевидно, одно из самых архаичных топонимов Армянского нагорья, т. к.
Читать PDF
0.00 байт

«я счастлив работать с Вами…» (к истории постановки балета «Тропою грома» в Кировском театре)

Ваганова Ирина Борисовна
Читать PDF
0.00 байт

«я счастлив работать с вами…» (к истории постановки балета «Тропою грома» в Кировском театре)

Ваганова Ирина Борисовна
Публикуемые телеграмма и письмо К.М. Сергеева к автору музыки балета «Тропою грома», композитору Кара Караеву относятся, предположительно, к маю 1955 г.
Читать PDF
0.00 байт

«я счастлив работать с вами. . . » (к истории постановки балета «Тропою грома» в Кировском театре)

Ваганова Ирина Борисовна
В 2008 году исполнилось пятьдесят лет со дня премьеры в Кировском театре балета «Тропою грома», созданного по одноименному роману южноафриканского писателя П. Абрахамса. Публикуемые письма балетмейстера К.М.
Читать PDF
0.00 байт

"я счастлив работать с вами…" (к истории постановки балета "Тропою грома" в Кировском театре)

Ваганова Ирина Борисовна
Этой работой мы продолжаем публикацию писем К.М. Сергеева к композитору Кара Караеву, связанных с работой над балетом «Тропою грома»
Читать PDF
0.00 байт

Образ бога грома в мордовской мифологии

Вирясова Нина Николаевна

Похожие термины:

  • ДЗОНГИ СТРАНЫ ДРАКОНОВ ГРОМА

    Королевство Бутан, зажатое высокогорными скалами величественных Гималаев, в течение многих веков было полностью изолировано от внешнего мира. «Страна утраченных горизонтов», «государство спрят