, Марсель (Gromaire, Marcel) 1892, Нуайель-сюр-Самбр — 1971, Париж. Французский живописец. Получив образование юриста, учился затем в парижских художественных академиях Коларосси, Рансона, "Ля Палет" (у Ле Фонконье). Перед началом Первой мировой войны посетил Нидерланды, Бельгию, Германию, Великобританию. Стиль Громера сложился под воздействием экспрессионизма и "наивного" искусства. Его характерные особенности: плотное заполнение пространства массивными, словно высеченными из камня фигурами; преобладание глухих сероватых тонов, жестко чеканящих, шлифующих объемы (Война, 1925, Париж, Пти-Пале; Линии руки, 1935; Лес, 1937; Бродяга, 1939, все — Париж, Нац. музей современного искусства). В искусстве Громера, отвергавшего приписываемую ему принадлежность к экспрессионизму, властвует неодолимая мощь материи, реальность внешнего мира. В урбанистических пейзажах (виды Нью-Йорка и Парижа), наполненных вибрациями тонких линий и прозрачных цветов, проявилось лирическое начало. В 1937 Громер выполнил фриз для павильона Севра на Всемирной выставке в Париже. Начавшееся вслед за этим сотрудничество с Ж. Люрса в работе над шпалерами способствовало возрождению старинного художественного производства Обюссона. В 1950—1960-х преподавал в Высшей школе декоративных искусств в Париже. Известен также своими графическими работами (рисунками и иллюстративными циклами в технике офорта).
Лит.: Gromaire F. Marcel Gromaire. Paris, 1949; Zahar M. Gromaire. Geneve, 1961.
В. Крючкова
0.00 байт
Из истории русской журналистики пореформенного периода: программа «Мирного прогресса» С. С. Громеки
В статье анализируются мотивы, средства и итоги участия С.С. Громеки в российском общественно-политическом движении второй половины 1850-х -начале 1860-х гг. Рассматриваются его статьи в журнале М.Н.