ГРОМОВ Михаил Михайлович
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
В ходе войны ком. авиадивизии (с дек. 1941), команд. ВВС Калинин, фр. (с февр. 1942), 3‑й (с мая 1942) и 1‑й (с мая 1943) BA. С июня 1944 нач. Гл. управления боевой подготовки фронтовой авиации. После войны на команд, должностях в ВВС.
Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
В 1934 установил мировой рекорд дальности полета (свыше12 тыс. км). В 1937 экипаж М.М.Громова, А.Б.Юмашева и С.А.Данилина совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – США. В телеграмме экипажу самолета АНТ‑25 в США И.В. Сталин и другие советские руководители писали:
«Поздравляем с блестящим завершением перелета Москва – Северный полюс – Соединенные Штаты Америки и установлением нового мирового рекорда дальности полёта по прямой.
Восхищены вашим героизмом и искусством, проявленными при достижении новой победы советской авиации.
Трудящиеся Советского Союза гордятся вашим успехом.
Обнимаем вас и жмем ваши руки».
Герой Советского Союза М.М. Громов писал: «Сталин сделал поворот в моей жизни. Это был деятель большого государственного диапазона, жёсткий, хитрый, умный. Имел свойство магически действовать на должностных лиц, вдохновлять их на героические подвиги, Сталин был руководителем, не терпящим в работе шаблонов, обмана, общих фраз, карьеризма и подхалимства. Надо сказать, что мы были безудержными авиационными фанатиками. Удали много, а знаний – мало. Он заставил нас всех мыслить глубоко, нередко предлагал нам посмотреть, что делается в авиации на Западе. Мы побывали в Германии, Америке. Все интересное, полезное у Гитлера мы повидали и доложили Сталину. Он предложил мне такую высокую должность в авиации, что я чуть не свалился со стула. Мы договорились о должности начальника Лётного института, а затем – командующего воздушной армией».
В Великую Отечественную войну М.М.Громов командующий ВВС Калининского фронта, 3‑й и 1‑й Воздушными Армиями. После войны на командных должностях в Военно‑Воздушных Силах страны.
(24.02.1899—22.01.1985) — знаменитый советский летчик, Герой Советского Союза (№ 8, 1934), кавалер ордена Почетного легиона, генерал-полковник авиации (1944), профессор (1937). Участник Гражданской войны. С 1931 г. был шеф-пилотом ЦАГИ, затем ОКБ А. Н. Туполева. В 1940—1941 гг. — начальник ЛИИ. Во время Великой Отечественной войны был командиром авиадивизии, командующим ВВС фронта, командующим Воздушными армиями. С 1944 г. — начальник Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации, в 1946—1949 — зам. командующего Дальней авиацией, затем (до 1955 г.) на руководящей работе в МАП. Совершил перелеты: по замкнутому протяженному маршруту (совместно с А. И. Филиным, 1934), Москва—Северный полюс—Сан-Джасинто в США (совместно с С. А. Данилиным и А. Б. Юмашевым, 1937) и др. Громов — один из первых советских летчиков, получивших награду FAI — медаль А. де Лаво (1937). Автор книги "Через всю жизнь". Его имя присвоено Летно-исследовательскому институту.
Громов,
Михаил МихайловичРод. 1899, ум. 1985. Советский летчик. Установил в 1934 г. мировой рекорд дальности полета (св. 12 тыс. км), вместе с А. Юмашевым и С. Данилиным совершил в 1937 г. беспосадочный перелет Москва — Северный полюс — США. Герой Советского Союза (1934), с 1944 г. генерал-полковник авиации.
Громов, Михаил Михайлович
(24.2.1899—22.1.1985). Летчик-испытатель. Родился 24 февраля 1899 в городе Тверь. Русский. Детство и юность провел в Калуге, Ржеве, поселке Лосиноостровский (ныне — в черте Москвы). В 1916—1917 учился в МВТУ, в 1917 окончил авиационные теоретические курсы при МВТУ. В армии с 1917. В 1918 окончил Московскую летную школу, оставлен в ней летчиком-инструктором. В 1924—1930 — на летно-испытательной работе в НИИ ВВС, в 1930—1941 — в ЦАГИ. Провел испытания многих известных самолетов. Выполнил ряд дальних перелетов по Европе, в Китай и Японию. 10—12 сентября 1934 на самолете АНТ-25 (второй пилот — А. И. Филин, штурман — И. Т. Спирин) совершил рекордный по дальности и продолжительности перелет по замкнутому маршруту — 12411 км за 75 часов. Звание Героя Советского Союза Михаилу Михайловичу Громову присвоено 28 сентября 1934 года за выполнение перелета и проявленные при этом мужество и героизм. В 1937 на АНТ-25 совершил беспосадочный перелет Москва—Северный полюс-Сан-Джасинто (США), установив 2 мировых авиационных рекорда дальности полета. С марта по август 1941 — начальник Летно-исследовательского института. Участник Великой Отечественной войны: в декабре 1941 — феврале 1942 — командир 31-й смешанной авиадивизии (Калининский фронт); командующий ВВС Калининского фронта (февраль—май 1942); командующий 3-й (май 1942 — май 1943) и 1-й воздушными армиями (май 1943 — июнь 1944). В 1944—1946 — начальник Главного Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС. После войны в 1946—1949 — заместитель командующего Дальней авиацией. В 1949—1955 — начальник Управления летной службы МАП. С 1955 генерал-полковник авиации Громов — в запасе. В 1959—1961 — председатель Федерации тяжелой атлетики СССР. Жил в Москве. Умер 22 января 1985. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Заслуженный летчик СССР (1925), заслуженный мастер спорта СССР (1969), профессор (1937). Награжден 4 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 3 орденами Красной Звезды, медалями, иностранными наградами. Удостоен медали де Лаво (ФАИ) (1937). Его именем названа улица в Москве, площадь в городе Жуковский Московской области.