, Георг (Grosz, George) 1893, Берлин — 1959, Берлин. Немецкий график и живописец. Учился в Академии художеств в Дрездене (1909—1912), затем в Школе прикладного искусства в Берлине (1912—1914). С 1918 — член берлинского Клуба дада (наряду с В. Герцфельде и Дж. Хартфильдом). Был одним из соучредителей политико-сатирических и антимилитаристских журналов Крах, Кровавый Эрнст, Дада (1919—1920). В 1920 принимал активное участие в организации Первой международной выставки-ярмарки дада. Гросс получил широкое признание прежде всего как мастер сатирической графики. Его антимилитаристские и социалистические убеждения выразились в газетных и журнальных карикатурах, в иллюстрациях к литературным произведениям, а также в больших альбомах рисунков и литографий: С нами Бог (1920), Лицо господствующего класса (1921), Расплата неминуема (1923), Новое лицо господствующего класса (1930), Обреченные (1930). В его живописи 1910-х — начала 1920-х социально-критическое и антимилитаристское содержание выражено в условной манере, сочетающей приемы экспрессионизма и футуризма: Похороны. Посвящение Оскару Паницу (1917—1918, Штутгарт, Гос. художественная галерея), Метрополис (Нью-Йорк, Музей современного искусства), Серый день (1919, Берлин, Нац. галерея). В период Веймарской республики (1918—1933) Грос — один из видных мастеров "новой вещественности". Его живопись этого времени характеризуется отстраненным объективизмом и подробной детализацией натуры (Феликс Вайль, ок. 1926, частное собрание). В 1933 переехал в Нью-Йорк, где открыл собственную художественную школу. В живописи американского периода реалистические работы (Автопортрет, 1938, частное собрание) чередуются с полотнами, написанными в напряженно-экспрессивной манере (Помни. Автопортрет на фоне развалин, 1936—1937, частное собрание). В 1959, незадолго до смерти, вернулся в Берлин.
Лит.: Георг Гросс. Мысли и творчество / Сост. Л. Я. Рейнгардт. М., 1975; Schneede U. M. George Grosz: Leben und Werk. Stuttgart, 1975; Hess H. George Grosz. Dresden, 1982.
В. Крючкова
0.00 байт